Рубрики:

Финансовые итоги квартала: как их анализировать и превращать в бизнес-решения

Прочтёте за 3 мин.

«Анализ структуры расходов позволяет находить слабые места и точки для оптимизации»

IT-инструменты, которые использует Ольга Турчина

  • 1С:Бухгалтерия
  • Аспро.Финансы
  • Аспро.Cloud
  • Консультант+
  • Гарант

Когда квартал завершён и итоги подведены, многим предпринимателям хочется побыстрее переключиться на задачи будущих периодов. Но именно в этот момент важно остановиться, проанализировать итоги работы и извлечь из них максимум пользы. «Предприниматели, которые анализируют финансовые результаты компании не «для галочки», а чтобы понять, как работает их бизнес, в следующем квартале растут быстрее», – уверяет финансовый директор компании «Аспро» Ольга Турчина. О том, на что собственнику обращать внимание по окончании каждого квартала, она рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Ольга Турчина – финансовый директор компании «Аспро». Имеет два высших образования по направлениям «Системы менеджмента качества» и «Экономика и управление на предприятии». Опыт работы в финансовой сфере – свыше 14 лет. Спикер онлайн- и офлайн-конференций на тему финансов в бизнесе.

Ольга Турчина

Смотреть на ДДС, а не на прибыль  

Иногда квартал в бизнесе формально прошёл успешно – выручка есть, прибыль по отчёту положительная. Но денег на счёте оказалось меньше, чем ожидали. Это частая история, когда в компании ориентируются только на бухгалтерскую прибыль, не анализируя движение денег. 

Если прибыль есть, а денег нет, скорее всего произошло следующее:

  • накоплена дебиторская задолженность;
  • приняты в зачёт авансы;
  • прибыль есть только «на бумаге», но не в кассе. 

В такой ситуации нужен отчёт по движению денежных средств (ДДС). Он показывает, откуда реально пришли деньги, на что они были потрачены и как изменился остаток на счёте. В некоторых программах для финансового учёта отчёт по ДДС строится автоматически: можно увидеть детализацию по дням, неделям или направлениям бизнеса. 

Отчёт по ДДС - Аспро Финансы
Пример отчёта по ДДС в «Аспро.Финансы» 

Какие выводы можно сделать, анализируя ДДС: 

  • Движение денег нестабильно: нужно поработать с дебиторкой.

  • Основные поступления приходят от одного клиента: высокая зависимость бизнеса от него.

  • Ушло средств больше, чем пришло: нужно сократить нерегулярные траты. 

ДДС помогает быстро оценить, за счёт чего бизнес реально живёт и где есть финансовые риски. 

Разобрать структуру доходов и расходов

Важно понимать о своём бизнесе, не просто вырос он или просел за прошедший квартал, а за счёт чего. Иногда выручка увеличивается, но при этом расходы растут ещё быстрее – и в итоге рентабельность падает. Нужно разложить данные по статьям, чтобы увидеть, какие направления реально работают, а какие забирают ресурсы без отдачи. 

Если расходы растут быстрее доходов, компания теряет маржинальность. В этом случае часть трат могла быть неэффективной – возможно, стоит сократить «фоновые» (или непрямые) расходы. 

Какие выводы можно сделать, анализируя структуру доходов и расходов: 

  • Рост расходов не дал роста доходов: вложения были неэффективными.

  • Из месяца в месяц увеличивается статья «прочее» – это звоночек по управляемости деньгами.

  • Резко выросли постоянные затраты: увеличивается точка безубыточности. 

Так анализ структуры расходов позволяет находить слабые места и точки для оптимизации. 

Оценить рентабельность по продуктам или проектам

Общий финансовый результат может скрывать, что одно направление «тянет» весь бизнес, а другое остаётся стабильно убыточным. Если разделить доходы и расходы по проектам, продуктам или направлениям, это даст более точную картину эффективности. 

Если собственник не знает, какой продукт прибыльный, а какой убыточный, то может инвестировать в неэффективные направления. Тут поможет отчёт по финансовому результату – по направлениям или проектам.

Отчёт по финансовом результату - Аспро Финансы
Пример отчёта по финансовому результату в «Аспро.Финансы» 

Какие выводы можно сделать, анализируя рентабельность по продуктам или направлениям: 

  • Одно направление держит всю прибыль – большой риск финансовой стабильности.

  • Убыточное направление требует ресурсов – возможно, стоит его закрыть.

  • Есть «почти прибыльные» направления – их как раз можно усилить и вывести в плюс. 

Такой анализ помогает вовремя перераспределить фокус и ресурсы в сторону эффективных направлений. 

Зафиксировать выводы и наметить план на следующий квартал

Если предприниматель просто изучил отчёт и забыл о нём, в следующем квартале он с большой вероятностью повторит те же ошибки и не увидит точки роста или не обнаружит финансовые риски заранее. 

Смысл подведения итогов не просто в цифрах. Важно задать себе два вопроса:

  • почему получился такой результат?
  • что мы будем делать по-другому в следующем периоде? 

Какие выводы можно зафиксировать: 

  • Слишком поздно делаются сверки плана и факта – нужно внедрить регулярный контроль.

  • Не хватает данных по проектам – стоит ввести аналитику с разметкой направлений.

  • Прибыль есть, но роста нет – нужно пересмотреть каналы продаж или маржинальность.

  • Отчеты готовятся вручную – необходимо автоматизировать базовые метрики. 

Закреплённые выводы – это основа для стабильных изменений. Даже два-три управленческих решения после квартального анализа могут сильно повлиять на результат следующего периода. 

Закрытие квартала – это не только точка отсчёта, но и возможность выстроить устойчивый рост. 

Finance

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

29 апреля 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов