Когда квартал завершён и итоги подведены, многим предпринимателям хочется побыстрее переключиться на задачи будущих периодов. Но именно в этот момент важно остановиться, проанализировать итоги работы и извлечь из них максимум пользы. «Предприниматели, которые анализируют финансовые результаты компании не «для галочки», а чтобы понять, как работает их бизнес, в следующем квартале растут быстрее», – уверяет финансовый директор компании «Аспро» Ольга Турчина. О том, на что собственнику обращать внимание по окончании каждого квартала, она рассказала порталу Biz360.ru.
Ольга Турчина – финансовый директор компании «Аспро». Имеет два высших образования по направлениям «Системы менеджмента качества» и «Экономика и управление на предприятии». Опыт работы в финансовой сфере – свыше 14 лет. Спикер онлайн- и офлайн-конференций на тему финансов в бизнесе.

Иногда квартал в бизнесе формально прошёл успешно – выручка есть, прибыль по отчёту положительная. Но денег на счёте оказалось меньше, чем ожидали. Это частая история, когда в компании ориентируются только на бухгалтерскую прибыль, не анализируя движение денег.
Если прибыль есть, а денег нет, скорее всего произошло следующее:
- накоплена дебиторская задолженность;
- приняты в зачёт авансы;
- прибыль есть только «на бумаге», но не в кассе.
В такой ситуации нужен отчёт по движению денежных средств (ДДС). Он показывает, откуда реально пришли деньги, на что они были потрачены и как изменился остаток на счёте. В некоторых программах для финансового учёта отчёт по ДДС строится автоматически: можно увидеть детализацию по дням, неделям или направлениям бизнеса.
Пример отчёта по ДДС в «Аспро.Финансы»
Какие выводы можно сделать, анализируя ДДС:
-
Движение денег нестабильно: нужно поработать с дебиторкой.
-
Основные поступления приходят от одного клиента: высокая зависимость бизнеса от него.
-
Ушло средств больше, чем пришло: нужно сократить нерегулярные траты.
ДДС помогает быстро оценить, за счёт чего бизнес реально живёт и где есть финансовые риски.
Важно понимать о своём бизнесе, не просто вырос он или просел за прошедший квартал, а за счёт чего. Иногда выручка увеличивается, но при этом расходы растут ещё быстрее – и в итоге рентабельность падает. Нужно разложить данные по статьям, чтобы увидеть, какие направления реально работают, а какие забирают ресурсы без отдачи.
Если расходы растут быстрее доходов, компания теряет маржинальность. В этом случае часть трат могла быть неэффективной – возможно, стоит сократить «фоновые» (или непрямые) расходы.
Какие выводы можно сделать, анализируя структуру доходов и расходов:
-
Рост расходов не дал роста доходов: вложения были неэффективными.
-
Из месяца в месяц увеличивается статья «прочее» – это звоночек по управляемости деньгами.
-
Резко выросли постоянные затраты: увеличивается точка безубыточности.
Так анализ структуры расходов позволяет находить слабые места и точки для оптимизации.
Общий финансовый результат может скрывать, что одно направление «тянет» весь бизнес, а другое остаётся стабильно убыточным. Если разделить доходы и расходы по проектам, продуктам или направлениям, это даст более точную картину эффективности.
Если собственник не знает, какой продукт прибыльный, а какой убыточный, то может инвестировать в неэффективные направления. Тут поможет отчёт по финансовому результату – по направлениям или проектам.
Пример отчёта по финансовому результату
в «Аспро.Финансы»
Какие выводы можно сделать, анализируя рентабельность по продуктам или направлениям:
-
Одно направление держит всю прибыль – большой риск финансовой стабильности.
-
Убыточное направление требует ресурсов – возможно, стоит его закрыть.
-
Есть «почти прибыльные» направления – их как раз можно усилить и вывести в плюс.
Такой анализ помогает вовремя перераспределить фокус и ресурсы в сторону эффективных направлений.
Если предприниматель просто изучил отчёт и забыл о нём, в следующем квартале он с большой вероятностью повторит те же ошибки и не увидит точки роста или не обнаружит финансовые риски заранее.
Смысл подведения итогов не просто в цифрах. Важно задать себе два вопроса:
- почему получился такой результат?
- что мы будем делать по-другому в следующем периоде?
Какие выводы можно зафиксировать:
-
Слишком поздно делаются сверки плана и факта – нужно внедрить регулярный контроль.
-
Не хватает данных по проектам – стоит ввести аналитику с разметкой направлений.
-
Прибыль есть, но роста нет – нужно пересмотреть каналы продаж или маржинальность.
-
Отчеты готовятся вручную – необходимо автоматизировать базовые метрики.
Закреплённые выводы – это основа для стабильных изменений. Даже два-три управленческих решения после квартального анализа могут сильно повлиять на результат следующего периода.
Закрытие квартала – это не только точка отсчёта, но и возможность выстроить устойчивый рост.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».