И вкусно, и красиво: как построить бизнес на упаковке и товарах для кондитеров и HoReCa

Прочтёте за 5 мин.

«Первую партию я заказала в США и Китае на декретные деньги»

IT-инструменты, которые использует Лира Галиева

  • 1С:Бухгалтерия
  • Битрикс24
  • Tick Tick
  • Trello

Лира Галиева – из тех женщин, которые успевают растить не только детей (у неё их трое!), но и бизнес-проекты. В декрете Лира «на коленке» и почти без вложений открыла онлайн-магазин для кондитеров Sweet-Street.ru. Тогда ниша была свободна, и проект быстро развился в один из крупнейших в стране. А затем при нём открылось и производство упаковки Kraftpack, которое вернуло в Россию моду на «советскую» картонную коробку для тортов и выпечки. О том, как заработать на товарах для кондитеров, Лира Галиева рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Лира Галиева – 35 лет, предприниматель из Уфы, основатель интернет-магазина для кондитеров  Sweet-Street.ru и компании по производству упаковки  Kraftpack. Окончила Уфимский государственный авиационно-технический университет. Магазин Sweet-Street.ru запустила в 2011 году, производство упаковки Kraftpack – в 2015 году. Годовой оборот двух бизнесов – 50-60 млн. рублей в год.

Лира Галиева

Старт на декретные

После окончания университета я была востребованным специалистом в розничном ритейле и ничего не знала про интернет-торговлю. Работала байером, мерчендайзером. Потом я ушла в декрет и… почему-то открыла интернет-магазин. 

Однажды мне просто захотелось испечь печенье, и я не нашла для них интересных формочек. Кроме того, выяснилось, что в магазинах отсутствуют и качественные красители для выпечки. Я решила попробовать заполнить эту нишу сама. 

Денег на старт почти не требовалось. У меня были декретные 7 тысяч рублей в месяц, и вот я взяла два таких платежа и заказала товар в США и Китае. Пришло две коробки 60х80 с формами для выпечки и печенья, красителями, интересными скалками и фартуками.

Sweet-Street 

Я заказывала не с «Алиэкспресс», потому что он тогда был уже достаточно популярен. Вместо этого сразу вышла на оптовых поставщиков и выбрала такие вещи, которых в России не продавали. Так как понятия личного бренда в 2011 году не существовало, я создала группу «ВКонтакте» под названием «Отчаянная домохозяйка». Инвестиций в неё не потребовалось, как и в аренду помещения. 

Ластики, парики и рыболовные крючки

Когда я убедилась, что спрос есть, то вложила 100 тысяч рублей собственных сбережений в проект – и далее он существовал уже за счёт собственного оборота. Всю полученную прибыль я сразу вкладывала обратно. 

Поставки наладились не сразу: случалось, что вместо заказанного нам приходили какие-то моторные масла, парики, один раз – огромная коробка ластиков, а в другой – 16 тысяч рыболовных крючков!

Sweet-Street  

Сегодня такие казусы уже, конечно, не происходят: когда мы можем застраховать груз, то делаем это. А кроме того, работаем над отношениями с поставщиками. Наш нынешний основной поставщик знает, что лучше идти на уступку сейчас, мы потом никуда не денемся, и обеспечим поток заказов в будущем. 

Так вышло, что создание магазинчика совпало с бумом на домашнюю выпечку – мы поймали поток. Магазин быстро стал популярным во всей России: мы просто добавляли всех в друзья в нашей группе «ВКонтакте» и росли органически. 

Мы рассказывали о своём товаре без «купи-купи» и агрессивного маркетинга, а с искренним восхищением: представляете, есть вот такие формы, и с их помощью можно делать то-то. Десять лет назад это было очень необычно, так что люди к нам тянулись.

Лира Галиева 

Потом набрал популярность Instagram. Мой аккаунт там тоже стал очень популярен – при том, что цели стать известным блогером у меня не было, мне просто было интересно писать про любимое дело. Так что и там я получила большой органический прирост за счёт качественного контента. 

Выход в опт

Мы начинали с продажи инструментов для кондитеров, а потом всё большую долю в ассортименте стала занимать разная упаковка. В итоге к 2015 году её стало так много, а поставщики вели себя так безалаберно (например, отправляли нам коробки со следами от ботинок и отбитыми углами), что мы решили стать производителями сами. 

Так у нас появился второй, оптовый, бизнес – Kraftpack. В старт мы вложили около 600 тысяч прибыли с розницы, нам потребовался станок и шесть базовых вырубных ножей для коробок, а также бумага (это цены 2015 года, и бумага с тех пор точно стала в разы дороже).

Kraftpack 

У моих родителей дом в 25 км от города, там мы и построили производство в небольшой пристройке. Позже, когда оно разрослось, мы сняли помещение. Но у нас со всеми арендодателями хорошие отношения и везде договоры долгосрочной аренды, поэтому работаем спокойно. 

Если Sweet-Street.ru работает с конечными потребителями – кондитерами, домохозяйками, любителями выпечки, хендмейдерами, то Kraftpack ориентирован на сегмент B2B. Там мы сотрудничаем с гигантами разных индустрий: отелями, крупными ресторанными сетями, комбинатами питания и т.д., включая федеральные проекты.

Kraftpack 

Изначально мы планировали, что производство будет работать только для нашего магазина. Но потом к нам стали обращаться компании, которым отказывали в упаковке крупные типографии и небольшие полиграфические фирмы: для одних они были слишком маленькими, а для других – слишком большими. Пример: небольшой бизнес, которому требуется упаковка для 2 тысяч браслетов. Так мы стали помощниками малого бизнеса, заняв этот сегмент. 

Триумф «уродца из прошлого»

Когда мы начали предлагать упаковку для выпечки, на рынке были только пластиковые коробки для тортов. Мне они не нравились. И в один из моментов я вспомнила про картонные коробки, перевязанные бечёвкой, которые ранее были распространены в СССР. 

Стала искать такие – и не нашла. А это было очень яркое воспоминание из детства: когда мама покупала торт и несла его в такой коробке домой, а я была как раз такого роста, что торт был прямо перед моими глазами. Это запомнилось, потому что торты тогда мы ели редко.

Sweet-Street 

Когда я стала заказывать на производствах партии таких коробок, меня спрашивали: а что, в Уфе до сих пор Советский союз? Зачем вам, мол, этот уродец из прошлого. Но в итоге, когда нам стали делать такие коробки в Москве, их начали заказывать в Kraftpack московские же компании. То есть во вторник коробки приезжали к нам из столицы, а в среду уже уезжали обратно в Москву – к заказчикам. И вот теперь такая упаковка – абсолютный мейнстрим, который зародился благодаря нам. 

Упаковка – низкомаржинальный и специфический бизнес, счёт идёт на копейки. С тобой торгуются, и ты чувствуешь себя барыгой, хотя зарабатываешь 333 рубля с партии в 10 тысяч крафтовых пакетиков. Если бы мы с такой маржой сразу стали оптовой компанией, то вряд ли выжили. Но наш бизнес продолжает существовать только потому, что мы начинали с розницы, где продавали уникальный товар с хорошей наценкой.

Sweet-Street 

Сегодня мы и в Sweet-Street упали в наценке, потому что рынок стал очень конкурентным. Однако упали не критично. Мы даём лучшие цены, какие можем. По всем направлениям наш оборот составляет 50-60 млн. рублей в год. 

Сезонность и демпинг

С годами ассортимент кондитерского магазина поменялся в том, что изначально мы предлагали инструменты и упаковку, а сейчас больше возим расходники – ингредиенты, которых не найти в обычных магазинах: агар-агар, миндальная мука, какао-масло, ваниль в стручках, бобы тонка и т.д. 

У нас не самый широкий ассортимент. Скажем, есть один вид изомальта для леденцов, зато лучший по соотношению цена-качество. И так со всем. На сегодня упаковка занимает у нас более 50% в общем объёме продаж.  

Sweet-Street 

У проектов, конечно, сильно выражена сезонность. Есть сезон с сентября по декабрь – Новый год и его планирование). С января по март – тоже дикий спрос из-за гендерных праздников. Апрель и май – наш низкий сезон. Мы выдыхаем, делаем отчеты и аналитику, готовимся к сезону, делаем улучшения в шоу-руме и на складе. 

Когда в прошлом году случился карантин, Kraftpack затих, и бизнес тянул кондитерский магазин. И хотя он уступает по обороту Kraftpack, у него выше наценки. Упаковочный бизнес в целом хорошо поддерживает кондитерский – из-за него у нас такие большие склады, большой выбор товаров и хорошие скидки. 

В Уфе наша компания, конечно, стала лидером с самым большим ассортиментом. Но мы не специализируемся на редких премиум-ингредиентах, у нас базовый хороший магазин. Сегодня кондитерская сфера, конечно, сильно изменилась. Мы начинали на пустом рынке – а сегодня по каждому товару есть два-три производителя в России.

Kraftpack 

Упаковочный рынок тоже стал очень конкурентным, но наши клиенты остаются с нами. Много моих слёз было пролито из-за демпинга. Часто просто недоумевала, как конкуренты продают свои товары по цене себестоимости? Чтобы вышибить нас из игры? Возникает вопрос: а что вы будете делать дальше с этим клиентом, который не ценит вашу работу? 

Об ошибках

В определённый момент у нас появилось такое понятие, как «уволить клиента». Имеются в виду заказчики, которые начинают на тебе паразитировать, зная, что можно где-то блефануть, где-то сослаться на более дешёвого конкурента. Одна моя подруга спросила мужа, у которого крупный пищевой бизнес: «Почему ты не работаешь с Лирой?» А он ответил: «Потому что она не ведётся на мои провокации». И я была очень рада это услышать. Ведь раньше меня огорчали такие ситуации. А потом мы начали себя ценить – и к нам потянулись соответствующие заказчики. 

Сложностей на пути было много. Дважды расходились с партнёрами. Так, когда мы выросли из группы «ВКонтакте», моя подруга, у которой был свой магазин скрапбукинга, предложила мне продавать свои товары на своей площадке. Я согласилась, а потом мне взяли и закрыли доступ в админку, когда я отказалась платить более высокую и ничем не оправданную комиссию.

Лира Галиева 

И в 2013 году, будучи беременной вторым ребёнком, я осталась без магазина со всеми его лидами и заведёнными накладными поставок. Тогда я предпочла не разбираться, в чём дело, а села и сделала свой интернет-магазин. Меня спрашивали: почему Sweet-Street? И я отвечала: я была беременная, удручённая и брошенная, и мне захотелось чего-то позитивного. В общем, довольно избитая тема: договариваться с партнёрами нужно на берегу и так, будто вы уже расходитесь. 

Случались и ошибки в работе с поставщиками. Когда даёшь людям купить в долг – и остаёшься с сотнями тысяч дебиторской задолженности от тех, кого считал своими партнёрами. Ничего, усваиваешь урок и просто идёшь дальше. 

И прибыль, и ответственность

В ближайшем будущем мы не будем ничего менять на проектах кардинально, планируем только обновить оборудование на упаковочном проекте. Плюс в Kraftpack мы будем продолжать стремиться к экологичности в нашей самой неэкологичной отрасли. 

Два года назад, ни на что не опираясь, мы написали собственную эко-стратегию. Она состоит из нескольких аспектов: «зелёный» офис, в котором сортируется весь мусор, оптимизация производства, минимальные отходы. Все они идут либо в переработку, либо на другие цели – например, наши вырубки от коробок (окошки или красивые остатки) мы развозим по детским домам творчества и школам. 

Доставка по городу в период карантина у нас была на электромобиле. Также мы проводим эко-просвещение: в Instagram рассказываем про экологическую составляющую наших проектов. В ближайшем будущем запустим один секретный проект с партнёрами-переработчиками сырья. Социальная ответственность, на наш взгляд, сегодня не менее важна для бизнеса, чем показатели прибыли.

Лира Галиева

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

13 мая 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов