В 2015 году руководитель event-агентства из Красноярска Дмитрий Плотников накопил 300 тысяч рублей на ремонт своей квартиры. Но перед тем, как взяться за шпаклёвку и покраску, решил посмотреть объявления о франшизах в интернете. С этого началась цепочка событий, которые всего за два с половиной года совершенно изменили его жизнь. Сейчас Дмитрий – успешный предприниматель, а его «фабрика по упаковке франшиз» входит в пятёрку лучших игроков этого рынка. О том, как заработать на разработке франшиз, порталу Biz360.ru рассказал основатель проекта FranchMaker Дмитрий Плотников.
Дмитрий Плотников, 28 лет, основатель компании по разработке франшиз
FranchMaker. Родился в Красноярске, сейчас живёт в Москве. Окончил факультет информатики и вычислительной техники Красноярского государственного политехнического университета. Работал программистом, развивал своё event-агентство. В начале 2015 года купил франшизу гонконгских вафель
Give Me Waffle; в конце 2015 года запустил проект FranchMaker, который сейчас входит в топ-5 франчайзинговых компаний России.
Дмитрий Плотников иронизирует, что поначалу «ничто не предвещало». Родители его далеки от бизнеса: отец – инженер в трамвайно-троллейбусном управлении, мама – начальник участка в химчистке. Дмитрию в школе нравилась математика. Ближе всего к этим интересам оказался факультет информатики и вычислительной техники красноярского «политеха», по окончании которого Дмитрий два года работал программистом.
При этом он всегда искал способ заработать. В студенческие годы работал официантом. Танцевал (и танцует) уличные танцы, из чего в какой-то момент выросло event-агентство. Дмитрий расстался с программированием, работал на свадьбах, корпоративах, массовых праздниках.
«Но я постоянно искал другие способы заработка. Ивенты приносили деньги, но немного, это по сути была самозанятость. В ивентинге делегировать полномочия трудно – если делать какую-то постановку, то все хотят, чтобы я её делал. Я думал о создании бизнеса и с этой целью изучал франшизы в интернете…» - рассказывает предприниматель.
Дмитрий постоянно откладывал деньги – он из тех, кто умеет копить. «Каких-то специальных курсов не проходил. Но про запас у меня всегда есть», - говорит он. К началу января 2015 года «про запас» у него было 300 тысяч рублей. На них он собирался сделать ремонт в квартире. Но однажды по привычке просматривал сайт с франшизами. И увидел – гонконгские вафли!
«Как работает мозг у человека, который ещё не был предпринимателем? Ты думаешь: наверное, чтобы бизнес пошёл, надо что-то необычное, чего нет в городе. Так и я. Смотрел франшизы: бургеры, хот-доги, салоны красоты – много было стандартного. Я думал: «Это всё уже есть, зачем люди ко мне пойдут?» И тут – гонконгские вафли! Это было необычно. Я подумал, что вафель в Красноярске нет, и это может сработать» – вспоминает Дмитрий.
Гонконгские вафли – это пупырчатые вафли с разными начинками внутри, приготовленные по особой рецептуре на специальном оборудовании. Франшизу продавали предприниматели из Перми, стоила она 200 тысяч рублей. Но имелись расходы и сверх этого. В целом первоначальные вложения составили около 500 тысяч: часть недостающих денег Дмитрий занял, часть срочно заработал. Он понимал, что один не справится – как минимум, один человек должен принимать заказы, другой - готовить вафли. Поэтому в компании сразу появились сотрудники – ещё четыре человека. Дмитрий учился сам готовить вафли, и затем учил сотрудников.
Для такого бизнеса много значит хорошее расположение. Стартовую площадку Дмитрий выбрал со значением - рядом с аэрокосмическим университетом (СибГАУ), мимо которого каждый день ходят больше 11 тысяч одних только студентов! Арендовал перед СибГАУ павильончик. В марте 2015 года он начал работать - и уже через полтора месяца все вложения окупились.
Ремонт в квартире, с которого всё началось, Дмитрий всё же сделал – но только через год и уже за миллион.
Новый бизнес не остался незамеченным - к Дмитрию поступило несколько предложений о партнёрстве. «Так как точка была запущена по франшизе и круто стрельнула, ко мне пришли люди, предлагали партнёрство. Я понимал, что один не смогу открывать новые точки, и при этом заниматься своей. Двум коллегам, у которых были самые решительные намерения, я предложил купить франшизу там же, где купил и я – у ребят из Перми. Однако продавцы неожиданно задрали цену – франшиза теперь стоила 300 тысяч. А я уже понимал, что у них самих точки нет.
Когда ты покупаешь франшизу, ты в меньшей степени покупаешь идею, а в большей - опыт, брендинг, знание подводных камней проекта. А тут никакого опыта не было. Они не врали впрямую, говорили обтекаемо: «Вот, вы будете иметь такие-то показатели», а так как у меня опыта в бизнесе не было, то я не особо вникал. Но когда я начал работать, появились вопросы. А они не могли на них ответить. И я понимал, что если бы люди реально готовили вафли и продавали их, то они знали бы, что мне сказать. У них и технология оказалась корявая, неотработанная, потому что опыта собственного нет.
В общем, довольно скоро я понял, что моя точка первая не только в Красноярске, но и в России, благодаря ей о гонконгских вафлях узнали в стране. Это, конечно, приятно, но… Сейчас такую франшизу, как у них, я не купил бы. Хотя с другой стороны – тогда отсутствие опыта пошло мне в плюс» – говорит Дмитрий.
Дмитрий и его новоиспечённые партнеры решили открываться сами. Придумали новый бренд – Give me Waffle, новый фирменный стиль, переделали технологию.
«Мы все процессы доделали, запустили две точки - и сразу объявили о том, что продаём франшизу. И в мае уже продали две первых франшизы. Всего же с весны 2015 года мы продали больше 80 франшиз Give me Waffle. В России около 70 точек, семь точек в Иране, точка в Польше, две на Украине, в Казахстане одна уже открыта, и ещё одна вот-вот откроется, в Киргизии и Белоруссии по одной», – перечисляет Дмитрий Плотников.
Большую роль в успешном продвижении франшизы Give me Waffle сыграло именно наличие собственного опыта. «Мы не одни продавали франшизу гонконгских вафель. Но у нас у одних (ну, или почти у одних) была своя точка. И у нас были ответы на те вопросы, на которые другие франшизы ответов не знали. Поэтому наши франчайзи показывали хорошие результаты. А это, в свою очередь, приводило к нам новых франчайзи. И ещё одно – мы были очень требовательны к претендентам» - говорит Дмитрий.
Сейчас франшиза Give me Waffle стоит 240 тысяч рублей. За эту сумму франчайзи получает документы, бренд, четыре вафельницы, сырьё, упаковки, форму сотрудников, стаканчики и т.п. Срок окупаемости – примерно полгода. Средняя прибыль - 80-100 тысяч в месяц. В рейтингах франшиз гонгонгских вафель Give me Waffle всегда входит в первую тройку.
По большому счёту, можно было бы так и заниматься Give me Waffle – разрабатывать новые рецепты, дизайн, переходить в большие помещения и т.п. Но к Дмитрию однажды пришли друзья и попросили, как у человека с опытом, помощи: упаковать во франшизу имевшийся у них бизнес – хоррор-квест.
- Упаковка франшизы – это разработка пакета документов, необходимых для продажи франшизы: описание бизнес-идеи и всех бизнес-процессов, создание бренда и фирменного стиля, разработка бизнес-модели и бизнес-плана, проработка всех юридических и регламентирующих аспектов бизнеса и т.д.
«Им я это сделал бесплатно. Продажи так и не пошли – парням было не до того. Но люди к ним приезжали, готовы были подписать договоры. И я подумал, что на франшизы есть спрос, что этим можно заниматься. Первая франшиза, которую я упаковал за деньги – это Papa Grill, сеть экспресс-кафе. После упаковки продано более 50 франшиз. Я понял, что это ниша. Give me Waffle передал партнёрам. И осенью 2015 года была создана компания FranchMaker. За два года мы упаковали больше 40 франшиз» - говорит Дмитрий Плотников.
«При самостоятельной упаковке бизнеса во франшизу предприниматели очень часто смотрят только на заработок с паушального взноса и не думают о том, что будет после того, как они напродают франшиз и будут управлять сетью. Как правило, они не придают значения бизнес-процессам, инструкциям, регламентам, в результате франчайзи не могут нормально зарабатывать, у них получается другая бизнес-модель, они работают в ноль либо в минус, они недовольны, страдает репутация бренда, негативные отзывы появляются, то есть ничего хорошего из этого не происходит. Кто-то даже идёт судиться. Мы помогаем избежать всех этих неприятностей» - рассказывает Дмитрий.
«Возьмём мы человека в партнёры или не возьмём, зависит не от ниши, а от того, на каком уровне бизнес. Были парни, которые снимали квартиру и сдавали в ней комнаты. Во-первых, это и денег мало приносило, а во-вторых – что это за бизнес? Бывает, что бизнес в зачаточном состоянии, люди ещё не понимают, как их проект работает, он и денег ещё не даёт особых, но уже хотят франшизы продавать. От таких мы отказываемся. Бизнесы, приносящие в среднем 100 тысяч, мы тоже не берём. Сейчас мы работаем с бизнесами, приносящими в среднем от 300 тысяч рублей в месяц» - поясняет Дмитрий.
Большинство клиентов – общепит, «потому что я сам начинал с общепита», - говорит предприниматель. Но также много салонов красоты. А ещё магазины одежды, интернет-магазины, детские обучающие центры, медицина, доставка здорового питания, женский фитнес… В общем, чего только нет.
В пакете FranchMaker – более 30 успешных франшиз, среди них такие, как Papa Grill, Waff&Love, Matvienko.shop, Fitness Food, «Дядюшка Хо» и др.
Работа поставлена на поток, на одну франшизу – два-три месяца. Стоимость упаковки во FranchMaker составляют от 250 тысяч до 2 млн. рублей и зависит от объёма услуг: если только упаковка – дешевле, если упаковка и гарантия продаж – дороже. Для таких клиентов во FranchMaker есть свой отдел продаж.
«Франшиза - это бизнес-модель, грамотно выстроенная, систематизированная, отточенная. Поэтому для успеха франшизы очень важно что-то интересное - либо в идее бизнеса, либо в системе работы. У кого-то система учёта интересно настроена, у кого-то отдел продаж суперкрутой, у кого-то маркетинг. Вот салон красоты – их много, но у кого-то может быть очень мощная команда, интересная ценовая политика, сами услуги, и за счёт этого они будут зарабатывать больше других.
Мы сейчас продаём франшизу магазина одежды – там шоу-рум, совмещённый с салоном красоты. Женщина купила новую вещь, надела, её тут же накрасят - и она пойдёт, совершенно преображенная. Такого я нигде не встречал. На днях вели переговоры с фитнес-центром, у которого только один вид тренажёров – имитатор спуска на горных лыжах, очень необычная тема. Лучше всего, когда есть и идея, и хорошая бизнес-модель – тогда они усиливают друг друга» - говорит Дмитрий Плотников.
Не так давно Дмитрий переехал в Москву – из Красноярска FranchMaker развивать трудно. Офиса нет, сотрудники (восемь в штате и ещё несколько на аутсорсинге) работают на удалёнке.
- Оборот FranchMaker'а в августе 2017 года составил 1,7 млн. рублей, чистая прибыль – около миллиона.
Конкуренция на рынке услуг по упаковке бизнеса во франшизу, по оценке Дмитрия, невелика: «На рынке - 15-20 игроков. Но большинство ниже нас по уровню, просто парни что-то делают. А нормальных – может, пять. Так что рынка нам хватает».
На вопрос, не собирается ли он осваивать какие-то новые направления в бизнесе, Дмитрий отвечает, что пока этого не планирует: «Я хочу здесь всё сделать по максимуму. Зачем мне кидаться в другую тему, когда здесь ещё есть возможности роста».
Бизнес – это его жизнь, а его жизнь – это бизнес. Отсюда и круг общения - сообщество молодых предпринимателей «Бизнес-Молодость», бизнес-канал «Трансформатор». Примером для себя он называет Дмитрия Портнягина (29 лет, занимается таможенным бизнесом в китайском Гуанчжоу – прим. Biz360).
Предприниматель читает книги по бизнесу, из недавних – «От хорошего к великому» Джима Коллинза (сравнение тех компаний, которые совершили прорыв, и тех, которым это не удалось) и «Я всегда знаю, что сказать» (книга-трениг бизнес-тренера Игоря Рызова по успешным переговорам).
Дмитрий Плотников ведёт мастер-классы по франчайзингу, слоган которых «Иди ко мне – упакую!». Но и уличные танцы не забыты. Дмитрию нравится снимать видео с танцами в разных странах – так, в начале сентября он на выходные ездил потанцевать в Барселону.
Сейчас наш герой пробует новую практику – раньше ложиться спать и раньше вставать. «Считается, что с 24 до 4 утра человек лучше всего восстанавливается, получает заряд энергии. А когда мы спим до семи-восьми, мы эту энергию уже тратим. Просыпаться в девять-десять часов гораздо сложнее, чем в пять-шесть утра. Я теперь стараюсь ложиться в одиннадцать вечера, а вставать в пять утра. Получается прикольно» – говорит Дмитрий. (Кстати, о том, когда полезно спать, а когда неполезно, Дмитрий узнал от одного из своих клиентов, которому помогал упаковывать во франшизу студию красоты).
На наш вопрос о мечте Дмитрий ответил так: «Я бы хотел снять полнометражный фильм. Но не знаю, как это коррелируется с тем, что я делаю. А ещё всегда хотел купить Jaguar. И в этом году буду покупать».
Пять секретов успеха сети пиццерий «Додо Пицца».
Как определить, готов ли ваш бизнес к запуску франшизы.
Бизнес по франшизе: как в Краснодаре работает барбершоп Chop-Chop.