Из каждого «утюга»: как малому бизнесу эффективно продвигать себя – с бюджетом и без него

Прочтёте за 4 мин.

«Чем выше узнаваемость бизнеса, тем ниже стоимость привлечения клиента»

IT-инструменты, которые использует агентство FAME

  • TGStat
  • ChatGPT
  • Trello
  • Telegram

PR-продвижение работает не только на имидж и репутацию компании. При грамотном использовании оно напрямую влияет на продажи, доверие клиентов и стратегическое развитие бизнеса. Но чтобы быть заметным в информационном потоке, необходимо адаптироваться к новым условиям. О том, какие PR-инструменты помогают компаниям привлекать новых и имеющихся клиентов, основатели PR-агентства FAME Ксения Белоусова и Елизавета Леонтьева рассказали порталу Biz360.ru.

Досье

Ксения Белоусова и Елизавета Леонтьева – основатели PR-агентства FAME. В PR с 2020 года. Эксперты и спикеры федеральных СМИ, а также федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Авторы телеграм-канала «Связи с известностью».

Ксения Белоусова и Елизавета Леонтьева

Почему компаниям важно быть в инфополе

PR-продвижение необходимо бизнесу не для того, чтобы быть на виду ради статуса. Это инструмент роста бизнеса, который помогает решать следующие задачи: 

  • Формировать и увеличивать доверие аудитории. Люди покупают у тех, кого знают. Компании, которые регулярно комментируют важные инфоповоды в СМИ, появляются в соцсетях, одним словом, находятся в инфополе – воспринимаются как лидеры рынка не только покупателями, но и конкурентами.

  • Увеличивать продажи. Чем выше узнаваемость, тем ниже стоимость привлечения клиента. Если клиент о вас уже слышал, он быстрее решается на покупку. Это относится и к B2B-сегменту. Предприниматель, который активно развивает личный бренд и выступает в СМИ, закрывает сделки быстрее – потому что его уже знают до личной встречи.

  • Находить возможности и партнёрства. Медийность подразумевает непрерывный нетворкинг с целевой аудиторией. Вас приглашают на конференции, предлагают сотрудничество. СМИ запрашивают экспертные материалы и комментарии. Предприниматели, которые регулярно публикуются в деловых медиа, получают приглашения в закрытые бизнес-клубы и привлекают инвесторов. 

Однако традиционного PR в 2025 году для эффективной стратегии недостаточно. Причина – смена модели медиапотребления. Поэтому мы рекомендуем предпринимателям подключать к PR-стратегиям новые медиа. 

  • Новые медиа – формы коммуникации, появившиеся благодаря развитию цифровых технологий: блоги, соцсети, мессенджеры, компьютерные игры. Их отличительные черты – интерактивность и мультимедийность. 

Традиционный PR больше не работает так, как раньше

Ещё несколько лет назад PR-продвижение подразумевало преимущественно публикации в СМИ. Клиенты узнавали о компании из сюжета на телевидении или публикации в интернет-издании, а затем становились её покупателями. Но сегодня аудитория читает не только новости, она всё больше уходит в цифровую среду, доверяя экспертным мнениям, блогерам и соцсетям. СМИ больше не единственный канал коммуникации и источник новостей, а PR – это не только тексты, но и эмоции, а также вовлечённость в запросы людей. 

PR-стратегия в 2025 году должна включать помимо традиционных инструментов PR ещё и новые форматы: 

  • коллаборации;

  • сотрудничества с блогерами;

  • мероприятия;

  • выходы в новые медиа. 

Приведём несколько примеров успешных PR-стратегий крупных российских компаний, практику которых может взять на вооружение малый и средний бизнес: 

  • Ozon активно работает с традиционными медиа (РБК, ТАСС), но параллельно делает коллаборации с блогерами и запускает вирусные челленджи в соцсетях.

  • VK проводит масштабные мероприятия (VK Fest), поддерживает инфоповоды через СМИ, но также используют креативные коллаборации, инфлюенсеров и брендированные подкасты.

  • «Магнит», «Дикси» и некоторые другие ритейлеры активно развивают игры в мобильных приложениях, привлекая с помощью геймификации и клиентов, и партнёров. 

Традиционный PR без новых медиа – это потраченный бюджет без результата. Работают не просто публикации в СМИ, а комплексный подход. 

Цена вопроса

Считается, что PR требует огромных бюджетов, особенно если учесть платное размещение в известных СМИ. Но это миф. Вот несколько рекомендаций, как можно воспользоваться PR-инструментами бесплатно или с минимальным бюджетом: 

  • Медиа всегда в поиске интересных историй и ярких инфоповодов. Если у вас есть экспертиза, кейсы или инсайты – вас опубликуют бесплатно.

  • Соцсети, экспертные колонки, подкасты и Telegram-каналы также позволяют продвигаться без серьёзных вложений. Вертикальные ролики в соцсетях, статьи на «Дзене» могут органически привлекать трафик. А в Telegram-каналах, как и в любой соцсети, можно использовать инструменты взаимного пиара. Главный принцип – давать реальную ценность для аудитории.

  • Коллаборации работают. Партнёрства с другими компаниями и лидерами мнений, участие в мероприятиях и совместные проекты приводят новых клиентов. 

Так что отсутствие бюджета – не повод откладывать PR-продвижение. Помимо инфоповодов и развития новых медиа вы можете делать следующее: 

  • Работать с сообществами и лидерами мнений – участвуйте в обсуждениях, создавайте парнёрства, пишите колонки (кстати, если хотите бесплатно опубликовать на сайте Biz360.ru, пришлите информацию о себе по адресу info@biz360.ru – примечание редакции).

  • Использовать личный бренд – медийность основателя компании формирует доверие к бренду. 

Если вы умеете интересно говорить о своём деле, у вас уже есть инструмент продвижения. 

Когда использовать платное и бесплатное PR-продвижение

Практика использования бесплатных инструментов PR не исключает платного продвижения. Но важно понимать разницу и уметь использовать оба формата под конкретную задачу. 

  • Бесплатные инструменты доступны тем компаниям, у которых есть достижения и идеи. Если ваша цель сформировать авторитет, получить органический охват и добиться долгосрочного эффекта, бесплатные инструменты – то, что нужно.

  • Платные размещения задействуют в случаях, когда необходимо получить быстрый результат и гарантии. 

Важный момент: в бесплатных материалах редактор имеет право изменить подачу, в платных – материал будет опубликован в согласованном виде. Это могут быть как нативные статьи, так и рекламные спецпроекты в СМИ. В новых медиа – упоминания в блогах с рекламным посылом, рекламные PR-кампании, коммерческие интервью и выступления на мероприятиях. 

Стоит отметить, что платные размещения в интернете осуществляются по закону о маркировке рекламы № 347-ФЗ, а значит, читатели будут понимать, что материал коммерческий. Соответственно, он не имеет такой ценности для формирования репутации и имиджа, как экспертный (т.е. бесплатный). 

Бесплатные инструменты PR формируют репутацию, авторитет и долгосрочную ценность для бренда. Платные предоставляют высокую скорость размещений, контроль над подачей, гарантированный охват. 

Как оценить эффективность PR

Эффективность кампании можно и нужно измерять. Главное – определить цели: вам нужны охваты, доверие, лиды или продажи. Отталкиваясь от цели, определяются используемые инструменты анализа. Основные из них: 

  • Упоминания в медиа и соцсетях: с помощью инструментов Google Alerts, Brand Analytics, TGStat измеряется частота упоминаний в СМИ и соцсетях до и после PR-активностей.

  • Охваты и вовлечённость замеряют аналитическими инструментами в соцсетях, на медиаплатформах индивидуально для каждой PR-активности по разным метрикам (количество просмотров, охватов, комментариев, цитирований/репостов на ресурсов, задействованных кампанией).

  • Доверие к бренду можно определить с помощью личных опросов клиентов, а также по количеству поступающих запросов от СМИ, организаторов конференций и представителей новых медиа до и после PR-кампании. 

  • Трафик и влияние на продажи считают с помощью опросов клиентов и CRM-аналитики. Основные метрики: число запросов и клиентов до, в процессе и после PR-кампании, а также стоимость и динамика среднего чека и частоты покупок.

  • PR-Value – метрика, которая показывает, во сколько бы вам обошлось размещение материала, если бы он был рекламным. Мы подключаем этот показатель, когда нам удаётся бесплатно разместить материалы рекламного характера – это даёт понимание, сколько денег сэкономил бренд на платной рекламе. 

Данные инструменты помогают оценить эффективность PR. Рекомендуем их использовать минимум через шесть месяцев после запуска кампании, так как PR имеет отсроченный эффект. Если ни одна из метрик не показала утешительный результат – значит, стратегия требует доработки. 

С чего бизнесу начать PR-продвижение

  • Определите цель → что именно должен дать PR.

  • Выберите правильные площадки → где бывают ваши клиенты.

  • Создавайте инфоповоды → чтобы вас хотели публиковать.

  • Работайте с медиа и блогерами → расширяйте охваты.

  • Замеряйте результат → PR должен приносить конкретную пользу. 

PR – это не просто упоминания в прессе. Это инвестиция в капитал бренда. Чем раньше вы начнёте работать с СМИ и новыми медиа, делать коллаборации, тем быстрее увидите рост узнаваемости, доверия и продаж.

Ксения Белоусова и Елизавета Леонтьева

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

10 июля 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов