Планирование – одна из главных компетенций управленца. Качественно проведенный процесс планирования способен придать серьёзное ускорение любому проекту. Методик планирования – сотни, но многие опытные менеджеры нередко отходят от классических канонов и вырабатывают систему, что называется, под себя. О том, что такое поточно-целевое планирование с учётом форс-мажора, в своей авторской колонке рассказал основатель консалтинговой группы «Решение» Альберт Садыков.
Альберт Садыков, предприниматель из Перми, интерим-менеджер, основатель консалтинговой группы
«Решение». Образование: физический факультет Пермского государственного университета (специальность «радиофизика и электроника»). Свой первый бизнес организовал в 15 лет (1992 год).
Я уже достаточно давно отказался от планирования по принципу «от ресурсов и возможностей» и перешёл к планированию по принципу «к нужному мне результату». Результатом смены парадигмы планирования стало значительное упрощение пути достижения результата.
Однако некоторое время назад я начал «кожей» чувствовать неполноту и ущербность используемого мной метода планирования. Возможно, что к этим ощущениям меня подвели моя любовь к рефлексии и самокопанию с потребностью стать «лучшей версией себя».
Проведя ретроспективный анализ обоих ранее использовавшихся мной принципов планирования, я понял, что в обоих случаях ограничивал себя на пути к цели: в первом случае ресурсами, во втором случае – возможностями.
Поняв и приняв, что всё во Вселенной есть энергия (камень, вода, живая клетка и пр.), и, следовательно, мысль материальна, я начал работу над собой и своим представлением о мире. Работа была сложной, но интересной. Результатом работы стали следующие изменения в мышлении:
-
Нет «плохих» или «хороших» событий (людей, объектов и т.д.), всё это нейтрально.
-
Картина мира, в котором я живу, зависит от меня (в первую очередь), значит, я могу ей управлять.
-
Возможности, помогающие в достижении цели, есть везде – во всех событиях (людях, ресурсах и т.д.) – нужно просто их видеть и «извлекать на свет божий».
В настоящее время мой процесс планирования выглядит следующим образом:
1. В центре листа – ЦЕЛЬ.
2. Вокруг ЦЕЛИ – ЗАДАЧИ с указанием нежелательных явлений, которые могут «поставить крест» на решении ЗАДАЧИ или значительно усложнить это решение. К каждой такой ЗАДАЧЕ есть свой список ПОДЗАДАЧ со своими нежелательными явлениями.
3. Итог окончания работы над п.2 – список событий (явлений, людей), которые могут оказать серьёзное влияние на достижимость ЦЕЛИ в принципе.
4. Составляю список превентивных мероприятий (так называемых «путей отхода») но не с точки зрения защиты, а с точки зрения ПРОДОЛЖЕНИЯ ПУТИ К ЦЕЛИ.
5. Ставлю реперные точки – определяю «развилки» на пути к ЦЕЛИ/ЗАДАЧЕ, на которых нужно мониторить ситуацию, и, в случае необходимости, реализовывать превентивные мероприятия.
6. Иду к ЦЕЛИ – решаю ЗАДАЧИ.
В качестве иллюстрации – схема гипотетического планирования запуска корабля в космос. Зелёным отмечены задачи и подзадачи; блоки с восклицательным знаком – нежелательные явления, которые могут «убить» задачу или подзадачу; песочным цветом отмечены мероприятия для нейтрализации и предотвращения нежелательных явлений.
Итог перехода на такое планирование:
-
На пути к ЦЕЛИ стали появляться НОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЗАДАЧИ, многие из которых стали расширять пространство ЗАДАЧ для достижения ЦЕЛИ и сокращать путь.
- Мозг практически перестал «сокращаться» по поводу «а вдруг не получится», «а что, если что-то пойдёт не так» и прочих обычных «головных болей» - пришли спокойствие и уверенность.
Читайте также:
Что нужно учесть при масштабировании бизнеса.
Как снизить зависимость от сезонных спадов продаж.
75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых.