Вера Семёнова всегда мечтала о собственной кофейне. Но по профессии она юрист, опыта работы в общепите у неё не было. К моменту ухода в декрет Вера и её муж Евгений решили «опробовать» мечту в демократичном формате «кофе с собой». Свою точку O’Henry Coffee супруги-предприниматели первыми в своём городе открыли… в автобусе легендарной марки «Мерседес» 1985 года выпуска. О том, как запустить мобильную кофейню и как не потеряться в высококонкурентной нише, Вера Семёнова рассказала порталу Biz360.
Вера Семёнова, 26 лет, предприниматель из Барнаула, сооснователь мобильной кофейни O’Henry Coffee. Окончила Алтайский государственный университет, специальность – юрист. Прошла региональную программу «Ты предприниматель». Открыла мобильную кофейню в автобусе в 2019 году с мужем Евгением. Евгений параллельно развивает свою автомастерскую, а Вера – работает юристом.
Не драндулет, а ретро
Я всегда хотела свою кофейню. Когда пришло время пойти в декрет, решила, что можно попробовать начать воплощать мечту в жизнь. Я мечтала о стационарной кофейне в виде кафе, о таком уютном месте. Но при этом считаю, что формат «кофе с собой» - хороший способ «потренироваться» и важный этап на пути к полноценному кафе, особенно если раньше не имел отношения к такому бизнесу. На таком опыте можно и заработать и изучить спрос на практике с вложениями не в миллионах, а в сотнях тысяч.
В Барнауле первые точки «кофе с собой» появились в 2014 году. За прошедшие 5 лет рынок вырос в десятки раз, найти свободное подходящее место непросто, как и привлечь к себе аудиторию. Мы с мужем решили попробовать открыть мобильную мини-кофейню в автобусе – такого формата в городе пока не реализовали. Уверена, что, если найти свою фишку, закрепиться на рынке реально. Как и в любой нише.
Вначале мы купили автобус «Мерседес» 1985 года примерно за 100 тысяч рублей. Это бывший пассажирский автобус, который раньше работал на маршруте в соседнем городе Славгороде, то есть мы купили его у местной компании-перевозчика. Эта машина была единственной подходящей нам из всех, что мы нашли в объявлениях на «Авито». Нам не подходили микроавтобусы, потому что в них нельзя встать в полный рост – а по нашей задумке это было обязательно. И нам не подходили «пазики» за полмиллиона по бюджету. Плюс этот «Мерседес» имеет модный ретро-вид.
То есть теперь имеет модный ретро-вид. А поначалу он был ржавый и довольно неприглядный. У моего мужа есть свой автосервис, и это позволило нам своими силами привести драндулет в порядок. Муж его отремонтировал, перекрасил, провел электричество под холодильник и кофе-машину, повесил жалюзи, подсветку, поставил внутри барную стойку и столики на несколько человек. Всё это супруг делал на протяжении примерно двух месяцев в свободное от своего бизнеса время.
«Обкатать» свой формат мы решили в рамках кейтеринга. Зимой мы обслужили четыре автомобильных мероприятия - мы приезжали, предлагали кофе и чай. Нас туда позвали по знакомству, поскольку у мужа много связей в автомобильной среде в городе. Тогда нам удавалось заработать в среднем по 5 тысяч рублей за мероприятие. Мы готовили напитки сами.
К лету мы стали искать площадку, чтобы встать на ней со своим автобусом и заработать как мини-кофейня. «Кофе на колёсах» распространён в крупных городах, где много вариантов по перемещениям и размещению - а у нас развивать такой, как выяснилось, непросто. Мы столкнулись с тем, что никто не хотел предоставлять площадку под нашу кофейню. Люди боялись нового формата, судя по всему.
Даже наступил момент, когда я стала думать, что ничего не получится. Но потом владелец местного парка «Барнаульская крепость» всё же пошел нам навстречу. Туда мы и встали. В парке находится колесо обозрения, и те, кто на нём катаются, не против чашки кофе.
Но сам парк небольшой и не самый популярный в городе. Так что мы с руководством территории надеемся тут на взаимную выгоду: нам предоставили место на первое время бесплатно из расчёта, что мы привлечём больше гостей. В дальнейшем мы договорились платить процент от оборота.
На старт в целом у нас ушло около 600 тысяч рублей.
Для работы мы купили профессиональную кофе-машину марки Bork, выбрали ту, которая находится в среднем ценовом сегменте – за 80 тысяч рублей. Сегодня выбор таких очень велик, есть машины на любой вкус, в том числе очень дорогие – и за 300, и за 500 тысяч рублей.
Чем дороже машина, тем быстрее она может вспенить молоко и приготовить напиток. Но качество напитка зависит в первую очередь от умений бариста. Сделать качественный кофе можно и на совсем дешёвой кофе-машине. Поэтому я бы не советовала новичку сразу брать дорогую, это ничего особенно не даст, пока вы не раскрутитесь.
Вкус напитка также зависит от того, когда был обжарен кофе. В качестве первой партии мы закупили за 10 тысяч рублей 10 кг кофейных зёрен «Бразилия сантос» у местных обжарщиков - компании «Жар-кофе». Также закупили около 30 сиропов. При выборе поставщика кофе я ориентировалась только на свой вкус: попробовала много разных вариантов и выбрала. Насколько я знаю, так всегда выбирают кофе и другие основатели мини-кофеен.
Сегодня в нашем меню есть авторские напитки, но в основном - классические виды кофе (сегодня именно они популярнее всего, в целом люди уже напробовались экзотики в виде авторских кофейных напитков и чаще предпочитают классику). Также у нас есть лимонады и безалкогольный глинтвейн. В целом - около 15 позиций напитков.
Лицензию на приготовление еды пока брать не стали. И это не проблема - мы предлагаем к кофе готовое покупное печенье и другие сладости.
Как известно, кофе с собой – очень высокомаржинальный бизнес. Себестоимость кружки кофе – 30 рублей, мы её продаём по цене от 89 рублей. Но чтобы получать серьёзную прибыль в таком проекте именно в формате мини-кофейни, нужно открывать не одну, а несколько точек. Пока для меня O’Henry – важный этап на пути, на котором можно опробовать разные методы продвижения и собственно функционирования бизнеса.
По бизнес-плану, который я защищала, одна точка должна приносить 300 тысяч рублей выручки в месяц. Но в реальности этот показатель в первые месяцы будет минимум в два раза ниже. А в самом начале прибыль может быть и в десять раз меньше.
Прибыль, конечно, будет выше, если сам встанешь за стойку. Но у нас работают два бариста, поскольку я тружусь ещё и юристом, и пока не могу себе позволить оставить это направление.
В рамках продвижения мы планируем не только развивать социальные сети, но и раздавать листовки (на них планируем выделить тысяч 5). Считаю это совершенно необходимым, потому что кофе сегодня пьют далеко не только молодые люди, как в начале, когда эта ниша только начинала развиваться, а и взрослые люди, и бабушки, и дедушки. А они в Instagram не заходят.
Также мы запустили книгообмен. Человек может прийти со своей книгой, забрать какую-то из тех, что есть у нас, и оставить взамен свою. Этот проект довольно хорошо привлекает людей.
В дальнейшем я вижу перспективу развития в том числе в кейтеринге. Сейчас, летом, мы периодически выезжаем обслуживать какие-то мероприятия. Предоставлять такие услуги другие мини-кофейни в городе не могут - у них не мобильный формат, а у нас – да. Зимой мероприятия не собирали так много гостей, как сейчас – летом их в два раза больше, соответственно, и выручка тоже больше.
Также вижу большой потенциал в организации тематических вечеров на разные темы. Сегодня это очень популярный формат среди молодых людей: разные тренинги, лекции, творческие вечера. Будем находить разных специалистов - и сотрудничать с ними в этом ключе. Их сейчас полно в городе, связаться с ними труда не составляет.
До осени мы планируем продолжать стоять в «Барнаульской крепости». Зимой наш автобус не обогревается, и надо довольно много энергии, чтобы согреть его внутри. Чтобы работать с ноября, нужен мощный обогреватель. Плюс зимой в парке гораздо меньше проходимость. Поэтому пока я не уверена, что это будет круглогодичный проект. Но летом, осенью и весной, думаю, будем работать.
Как развивать формат «кофе с собой» в условиях конкуренции.
Что следует учитывать владельцам кофеен, чтобы успешно развиваться.