Культурный код: как мастерская из Югры создаёт дизайн с местным колоритом

Прочтёте за 5 мин.

«Реакция заказчика «всё не то» возможна лишь на первоначальном этапе»

IT-инструменты, которые использует «Узор мира»

  • Tilda
  • Telegram
  • YouTube
  • Zoom

Проект «Узор мира» из Ханты-Мансийска мог бы называться студией дизайна, но его основатели предпочли другое определение – мастерская. Они занимаются дизайном, звуком, иллюстрациями, разработкой сайтов и даже созданием коллекций одежды. В своих проектах они стараются передавать колорит народов Севера и способствуют сохранению их культуры. О том, как формировать новый культурный код и работать без отдела продаж, порталу Biz360.ru рассказал Николай Чебоненко, сооснователь мастерской «Узор мира».

Досье

Николай Чебоненко – 31 год, арт-директор и один из создателей мастерской «Узор мира». Закончил магистратуру дизайна в СПбГУ и бакалавриат дизайна в ХМИДиПИ. Непродолжительное время работал в найме: расписывал свод часовни, был дизайнером в студии. В 2018 году вместе с тремя друзьями открыл в Ханты-Мансийске мастерскую «Узор мира».

Николай Чебоненко

Объединение творческих людей

«Всё началось с того, что несколько человек пожелали изменить свою жизнь: направить её в деловое русло. Мы хотели стать организованными творческими людьми, чтобы отличаться от стереотипных представлений о них: не витать в облаках и не срывать дедлайны», – так описывает зарождение мастерской «Узор мира» один из её основателей Николай Чебоненко. 

К 2018 году он успел поработать дизайнером в студии при типографии. Трое его приятелей имели опыт в других сферах – работа с текстами, музыка и изобразительное искусство. Лишь у двух сооснователей – Дениса Вынгилева и Ильи Ладоземцева – до этого был собственный бизнес и понимание, как следует выстраивать своё дело. 

Начинающие предприниматели не хотели позиционировать себя, как студию. «При слове «студия» представляется помещение с белыми стенами, большими прозрачными окнами, большим количеством света. А «мастерская» предполагает, что это какое-то «древесное» и домашнее место», – объясняет Николай.

Узор мира 

Это далеко не единственный смысл, который вкладывали в понятие «мастерская» основатели «Узора мира». Другие значения следующие. Мастерская – это объединение творческих людей. Подразумевается, что в ней работают мастера, которые постоянно совершенствуют свои умения. Это то, к чему стремятся Николай и его коллеги. Правда, «считать» эти смыслы потенциальные клиенты на старте не могли. И многие думали, что мастерская «Узор мира» занимается изготовлением мебели или декора для дома. 

На самом деле она оказывает услуги в нескольких сферах: дизайн, звук, издательство и создание сувениров/одежды. Аудитория – сфера B2B: частные компании, общественные организации и государственные учреждения, фонды. 

Буквы на снегу и олимпиада оленеводов

Создателям мастерской «Узор мира» всегда было интересно реализовывать культурные проекты. «В Югре много госструктур, которые занимаются подобной работой. Помимо них есть грантополучатели в сфере культуры, которым нужны тексты, дизайн и идеи. Мы и сами неравнодушны. Один из нас, Денис Вынгилев, принадлежит к народности манси и созидательно относится к своей культуре», – рассказывает Николай Чебоненко. 

Первый заказ был, по его оценке, самым странным. Нужно было для чемпионата по сноубордингу написать на горнолыжном склоне фразу «I love H-M» («Я люблю Ханты-Мансийск») из больших цветных букв. «Мы развели ведро краски, разлили его по бутылкам и ходили красили буквы на снегу. Надпись быстро стёрлась благодаря спортсменам, которые катались на склоне. Получилось, что мы сделали что-то красивое, но недолговечное», – замечает Николай.

Узор мира 

Первым серьёзным проектом стало создание фирменного стиля и разработка сувениров для олимпиады оленеводов в селе Саранпауль. На мероприятие, которое проходит в конце февраля, приезжают оленеводы региона, чтобы посостязаться в национальных видах спорта, например, гонках на оленях и прыжках через нарты. Кроме того, на такие мероприятия собирается много гостей. Традиционно участникам дарили сувенирный набор, в котором были бейсболка, кружка и флешка. 

«Это хорошие вещи, но зачем они оленеводу? Даже если они ориентированы на гостей, то такие сувениры неинтересно увозить из региона: в них нет ничего местного. Именно так мы рассуждали, когда приступили к работе. И решили использовать археологический подход к дизайну сувениров», – вспоминает Николай. 

Оленеводы носят традиционный охотничье-промысловый пояс тасма, на который навешиваются так называемые «рубежи» – украшения из металла. Эти предметы имеют не только декоративную роль, но и могут многое рассказать об обладателе пояса. Команда мастерской оцифровала рубежи и сделала их центральным образом дизайна.

Узор мира 

Дизайн использовался для оформления печатных материалов, фона для сцены, эмблемы и сувениров. Их изготовление заказали мастерам из Саранпауля и окрестностей. Так в сувенирном шоппере оказались пихтовое масло, которое производит Югорская родовая община, гравюра-открытка, колокольчик, как у оленя, традиционные головоломки и кукла-оберег Акань. 

«Организаторы затем сказали нам, что это был первый случай, когда сувенирные наборы разлетелись в первый же день Олимпиады», – добавляет Николай Чебоненко. 

Сохраняя язык

Из других необычных проектов мастерской «Узор мира» можно выделить создание онлайн-переводчика с мансийского языка на русский. Всё начиналось как инициатива Дениса Вынгилева, который хотел сохранить родной язык, а затем получило грантовую поддержку. 

На сегодняшний момент озвучено около 5 тысяч слов носителями языка в мужском и женском звучании. Словарь доступен как мобильное приложение и как версия для десктопа. В мастерской разработали дизайн приложения и сайта, используя мансийские орнаменты, а также создали иллюстрации к словам. В настоящий момент переводчик в тестовом режиме используют в школах Берёзовского района ХМАО.

 

«У нас были проблема с тем, как записать озвучивание каждого слова. Денис передавал аппаратуру носителям в отдаленные сёла, но результат получался так себе по качеству. Потом мы купили дополнительное звуковое оборудование и устроили запись в студии. Теперь ясно слышен каждый звук, это производит большое впечатление», – признаёт Николай. 

Как строится работа над проектами

Чтобы заказчик был удовлетворён выполненной работой, с ним по максимуму проговаривают все условия и результат на старте. Представление первой версии становится моментом, когда обе стороны понимают, в том ли направлении они двигаются. 

«Реакция «всё не то» возможна лишь на этом этапе. Здесь мы разбираемся, что нам делать дальше. Мы даём понять, что в данный момент обсуждаем лишь опорный вариант, а не финальный результат», – замечает Николай. 

Этот подход был выработан после нескольких недовольных заказчиков. Неудовлетворённость результатом возникает в основном, когда клиент сам не понимает, чего он хочет, и когда решение принимают несколько человек, а не один. Также были случаи, когда мастерская сама усложняла задачу и делала то, что не требовалось в действительности. Из этих ситуаций были сделаны выводы. Теперь «Узор мира» помогает клиенту разобраться, если виденье конечного результата у него неясное, а также проводится обсуждение опорных вариантов. 

Узор мира

«Если во время обсуждения люди говорят, что им нравится и что не нравится, какие эмоции у них вызывает наше предложение, то это хорошо. Это позволяет включить заказчика в совместную работу», – считает Николай Чебоненко. 

Бывают и такие проекты, где заказчик полностью доверяет мастерской. В этом случае согласования промежуточных результатов превращаются в формальность: кардинальных изменений концепции не происходит. 

Аналогично выстраивается работа и с некоммерческими проектами, которыми «Узор мира» занимается бесплатно и в свободное время. Например, создаёт программку для выступления местной делегации фестиваля «Студенческая весна» или разрабатывает эмблему для школы. 

Если говорить о дизайне, то работа над ним превращается в настоящую исследовательскую деятельность. «Если хотим, чтобы какой-то знак что-то выражал, то мы должны докопаться до сути и учитывать контекст восприятия знака. Это исследовательские вещи, которыми нам интересно заниматься», – говорит Николай. 

Узор мира

Например, разрабатывая логотип для департамента культуры Югры, команда исследовала общность традиционных орнаментов разных народов региона, общепринятые символы культуры и контекст существующих логотипов подобных учреждений, а также туристическое восприятие ХМАО гостями города. В результате получился символ, в большей или меньшей степени связанный со всеми этими элементами. 

Экономика проекта

«Миллионерами мы стали давно», – шутит Николай Чебоненко. По его словам, мастерской потребовался год, чтобы выйти на такой оборот. 

Помимо средств от выполненных проектов у мастерской есть дополнительный источник дохода – продажа одежды под собственным брендом «Ам». Это направление деятельности появилось стихийно, но исходило из созревшего внутреннего запроса.

Ам 

В «Узор мира» обратилась предпринимательница из Ханты-Мансийска Татьяна Крашенинникова, у которой своё швейное производство. Ей требовалось разработать принт «с региональным характером». Команда мастерской предложила коллаборацию – разработка коллекции одежды в обмен на часть дохода. Успех этой коллекции вдохновил на дальнейшее развитие бренда. 

«Узор мира» отвечает за художественную реализацию (принты и дизайн) и получает процент от продаж. 

Народная молва

У мастерской есть костяк команды – основатели проекта, а другие сотрудники привлекаются для выполнения конкретных задач. Основное требование к специалистам, помимо профессиональных компетенций – готовность работать самостоятельно. 

«Раньше мы пробовали создавать коллектив, но теперь у нас проектная сборка. Мы ведём разные проекты и для них требуются разные специалисты. Не отказываемся сотрудничать с людьми из других регионов, если на то есть необходимость, но всё же специалистов в Ханты-Мансийском автономном округе достаточно для решения любых задач», – рассказывает Николай. 

В команде только творческие люди – и нет отдела продаж. Заказчики, по словам Николая, сами обращаются в «Узор мира». Срабатывает и «сарафанное радио», и репутация мастерской: её проекты уже известны не только в Югре, но и за ёё пределами.

Узор мира 

В 2022 году мастерская стала участником проекта WONDERUSSIA, который Федерация креативных индустрий создала при поддержке президентского фонда культурных инициатив. «Узор мира» вошёл в топ-100 локальных товаров и продуктов, влияющих на формирование новой идентичности ХМАО и имеющих потенциал для роста в России и за её пределами.  

«Нам приятно, что мы стали частью федерального проекта. Это может повлиять на местных заказчиков. Ведь пока со стороны нет оценки, то люди внутри региона думают: «Да кто они такие?». А когда нас замечают снаружи, то и местные начинают больше ценить», рассуждает Николай Чебоненко. 

Особый взгляд. «В своих локальных проектах мастерская «Узор мира» стремится сохранять наследие Югры и одновременно создает её новый культурный код. Уже сейчас есть кейсы, с которыми проект вышел за пределы своего региона и даже страны. Это дизайн образовательного курса «Архитекторы игровых пространств» для «Сбера», оформление мероприятия BASECAMPEASTERN EUROPE& CENTRAL ASIA 2021 в Берлине (шестимесячное обучающее путешествие по системной практике). 

Благодаря участию в WONDERUSSIA мастерская получит межрегиональное внимание, новых партнёров и возможность выйти на потенциальных заказчиков. Важно, чтобы российские креативные продукты стали востребованными за пределами своего региона и страны. Акцент на внутренний экспорт и международный обмен – важная составная развития нашего проекта», – Анна Шутова, исполнительный директор Федерации креативных индустрий. 

Работа в условиях «новой реальности»

В деятельности мастерской есть небольшая сезонность. В январе и феврале заказчиков немного, так как государственные учреждения и фонды только планируют и утверждают бюджеты на текущий год. В 2022 году после зимнего затишья не наступило оживления с приходом весны – из-за геополитической обстановки. 

«В некотором роде мы пострадали от санкций. У нас был проект по разработке дизайна для международной шахматной олимпиады в Ханты-Мансийске, но после 24 февраля это мероприятие отменили. Должны были разрабатывать фирменный стиль для аэропорта в Ханты-Мансийске, но и от этих планов заказчики отказались: стало не до того. Поэтому пару месяцев у нас не было крупных проектов», – анализирует Николай. 

Летом заказчики появились. Желая наверстать время простоя, команда согласилась на выполнение слишком большого количества задач. И многие из них предполагали постоплату через несколько месяцев после выполнения работ. 

«Этим летом мы перегорели, потому что набрали сверзхадач. Сейчас мы стараемся не делать так, стремимся к более структурированной работе. В этом году хотим попробовать фокусный подход: предлагать свои услуги тем организациям, с которыми нам самим интересно сотрудничать. Мне кажется, это должно принести свои результаты. И нам по-прежнему важно заниматься культурными направления», – резюмирует Николай Чебоненко.

Узор мира

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

10 марта 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов