Сибирская ссылка: как работает маркетплейс региональной литературы

Прочтёте за 5 мин.

«Продажи напрямую зависят от нашей активности в соцсетях»

IT-инструменты, которые использует Анна Волокитина

  • 1С:Бухгалтерия
  • Onicon
  • Telegram

В феврале 2022 года Анна Волокитина с командой единомышленников создала в Новосибирске интернет-магазин «Сибирь на страницах», в котором продаются книги исключительно сибирских писателей. Этот проект пока не позволяет его участникам оставить другие места работы, но он уже вышел на окупаемость. О том, есть ли перспектива у идеи сделать из культурной инициативы бизнес-проект вне «культурных столиц», Анна Волокитина рассказала порталу порталу Biz360.ru.

Досье

Анна Волокитина – 40 лет, основатель маркетплейса «Сибирь на страницах», на котором можно купить книги сибирских писателей, поэтов, краеведов и т.д. Сейчас проект охватывает произведения около 100 авторов из регионов Сибири. Анна закончила Новосибирский университет экономики и управления, несколько лет работала в крупной торговой компании менеджером по подбору персонала, затем перешла в государственную структуру руководителем отдела персонала. После декретного отпуска занималась собственными проектами.

Анна Волокитина

Как всё начиналось

После того, как я ушла в декретный отпуск, возвращаться в найм уже не было необходимости и желания. В тот период я увлекалась рукоделием. Мы с мамой шили «котоподушки». Они неплохо продавались, улетали в основном в Москву почему-то. Но это дело требовало постоянного физического труда, маме в какой-то момент стало сложно, а у меня пропал интерес. 

Зато появился другой интерес: я очень любила читать книги дочке – из этого хобби и вырос наш проект. В 2018 году мы с другой мамой, Еленой, создали сообщество в «ВК», посвящённое детской литературе, где делились впечатлениями о прочитанных с детьми книгах. 

Постепенно возникло любопытство к тому, что пишут наши земляки. Выяснилась удивительная вещь – рядом живут писатели, которые активно работают и создают хорошую литературу, а о них никто не знает. 

Мы провели исследование читательской аудитории, которое показало, что лишь 20% опрошенных знакомы с творчеством сибирских авторов. На вопрос «Кого из сибирских писателей вы можете назвать?» самый частый ответ был – «Никого».

Анна Волокитина 

Мы стали знакомиться с авторами, проводить с ними мероприятия. Особенно классно проходили встречи с писателями в школах. В 2019 году наш проект стал участником фестиваля «Книжная Сибирь» со своим стендом сибирских детских писателей. Так постепенно пришли к решению продавать книги, потому что увидели – у людей есть интерес и потребность. 

Идея открыть интернет-магазин появилась в 2021 году на фестивале «Книжная Сибирь», где у нас уже второй раз был стенд с книгами новосибирских авторов. Решили, что надо расширять географию и охватывать всю Сибирь. Начали, конечно, с соцсетей. Переформатировали группу в «ВКонтакте», задействовали ныне запрещённую социальную сеть визуального контента, занялись разработкой сайта. 

«Если удалось заработать, делим прибыль на всех»

Сайт получился не сразу, поскольку мне, человеку с сугубо гуманитарным складом ума, было трудно ставить задачи перед технарями. Отправляю свой запрос, делают, мне не нравится, и так по кругу. Нужно было научиться ставить предельно конкретные задачи. Когда я это поняла, дело пошло. 

«Сибирь на страницах» стал бизнес-проектом в марте 2022 года, когда была привязана платёжная система и возможность оплачивать не только книги, но и доставку. Тогда наш интернет-магазин полноценно заработал.

Анна Волокитина 

Проект создавался на собственные средства, можно сказать, из семейного бюджета. На старте потребовалось порядка 100 тысяч рублей. Сюда вошли расходы на открытие интернет-магазина и формирование ассортимента. Часть книг закупили, одну книгу сибирского автора издали сами, часть книг взяли на реализацию. Расходы на создание интернет-магазина окупились. А вот собственное издание книги – пока нет. 

Владельцем сайта являюсь я, но работу мы делаем вместе с командой, в которой четыре человека. Работаем на энтузиазме без гарантий. Если удалось заработать, делим прибыль на всех. Не удалось – остаёмся без денег, но поскольку у каждого есть другие источники дохода, это не фатально. 

Доставка стоит дорого

Сейчас «Сибирь на Страницах» представляет творчество около 100 сибирских авторов, в ассортименте более 200 наименований книг. Каждый месяц к проекту присоединяются три-пять новых имён и несколько новых наименований. 

Работаем с писателями как напрямую, так и через издательства. В партнёрах проекта сейчас 11 издательств, в основном это новосибирские и московские компании. У местных издательств и авторов берём книги под реализацию, с московскими рассчитываемся сразу. 

Пока продаём только бумажные книги, но модуль для продажи электронных на сайте уже есть. Так что тоже запустим в продажу в 2023 году.

Анна Волокитина 

Поскольку проект больше культурно-образовательный, чем коммерческий, я стараюсь действовать аккуратно, без резких движений. Но просчёты были, конечно. 

Например, ошибкой можно назвать формирование ассортимента. Не стоило в него вводить книги, которые и без нас можно купить во всех магазинах, изданные крупными московскими издательствами, такими как «Вече», например. Мы, увы, не конкурентоспособны по цене. Наши покупатели платят и за книгу, и за доставку. 

Доставка стоит дорого, стоимость книги вырастает так, что она становится дороже, чем, например, в «Лабиринте». Конечно, такие книги на нашем сайте покупаются очень редко. 

Книгу о кладбищах раскупили сразу

В настоящее время продажи напрямую зависят от нашей активности в соцсетях. У нас есть группа в «ВК», телеграм-канал, ютуб-канал. Также завели канал на «Дзене», там мы размещаем интервью с писателями и некоторые подборки. 

Блокировка крупнейшей в мире социальной сети визуального контента повлиял на продажи ощутимо. Благодаря ей мы двигались шустрее, даже вышли на ежедневные продажи. После блокировки был провал примерно на месяц. 

Совместно с Новосибирской областной научной библиотекой мы запустили два подкаста, проводим мероприятия книжного клуба «Сибирь на страницах». Ещё один инструмент продвижения – разные выездные мероприятия, фестивали, ярмарки. Если они есть, то продаём где-то 150 книг в месяц. А, например, в августе, продали всего семь.

Сибирь на страницах 

Если говорить о географии, то больше половины покупателей – жители Новосибирска. Остальные регионы представлены меньше, а лидируют среди них Москва и Алтайский край. Пока что главные наши покупатели – это книголюбы. Те, которые покупке очередной блузки предпочтут книгу. Также это люди, интересующиеся местом, в котором они живут, желающие узнать о нём больше. 

Вообще, интерес к местным авторам стоит рядом с интересом к региону. Хитами продаж у нас в магазине являются книги с историческим, краеведческим уклоном. Но были и сюрпризы в запросах аудитории. 

Например, у нас в ассортименте была книга «Новосибирский некрополь» – историческое исследование о кладбищах Новосибирска. Я даже не собиралась выкладывать её на сайт, не представляла, кому она может пригодиться. И тут нас пригласили с книгами по истории и краеведению на фестиваль некрополистов. Там не просто были проданы все экземпляры этой книги, так ещё и не хватило всем желающим! 

Как бизнес-проект мы пока не состоялись

Расходы на проект – примерно 13-15 тысяч рублей в месяц. Треть этой суммы уходит на оплату работы сотрудника, который размещает информацию; ещё треть – на создание и развитие подкастов; остальные расходы – обслуживание сайта, формирование почтовых отправлений, реклама и продвижение, транспортные расходы и так далее. Прибыль пока невелика и составляет примерно 8-10 тысяч рублей в месяц.

Как бизнес-проект мы пока не состоялись, но сюрпризом это не стало. Когда я набрасывала бизнес-план, то предвидела, что быстро заработать на продаже книг либо не получится совсем, либо получится, но мало. Примерно так и выходит. Отчасти потому, что у меня не было опыта ведения такого бизнеса, отчасти потому, что проект всегда воспринимался мною в первую очередь как гуманитарный.

Анна Волокитина 

Первый год работы я сознательно решила посвятить не форсированию продаж, а изучению рынка, формированию ассортимента, изучению покупателей и их предпочтений, привлечению к сотрудничеству авторов Сибири, расширению географии. Мы пока не полностью используем возможности нашего сайта, сейчас как раз работаем над этим. Но я надеюсь, что проект через какое-то время вырастет с точки зрения финансов. 

Что дальше

Сейчас перед нами встал вопрос – как и куда развиваться дальше. Потенциал для развития и увеличения прибыли есть, но для этого нужно больше вкладываться в рекламу и продвижение.

Средства, которые я вкладываю на данном этапе, более- менее возвращаются, и на этом всё. Но мне хотелось бы, конечно, привлечь к проекту профессиональную команду, а для этого нужны средства. С заёмными деньгами я работать не хочу. Так что вроде получается замкнутый круг. 

Но выход я вижу. Сейчас у нас есть несколько предложений о совместной работе от различных структур, мы анализируем условия. Можем стать частью крупного просветительского проекта. Посмотрим, во что выльется такое сотрудничество. В целом, я уверена в итоговом успехе предприятия.

В статье использованы фото из социальный сетей Анны Волокитиной и проекта «Сибирь на страницах».

Анна Волокитина

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

12 января 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов