Научные клубы для детей «Эдисон» и «Фарадей» из Пятигорска за два года выросли с двух филиалов до 70 – благодаря франшизе. Такой рост с сохранением качества в каждом заведении возможен только при постоянном контроле со стороны франчайзера, уверен Тимур Акджигитов, руководитель управляющей компании Akti Groupp. О том, зачем следить за постами франчайзи в их соцсетях и как подбирать для них наиболее эффективные инструменты продвижения, Тимур Акджигитов рассказал порталу Biz360.ru.
Тимур Акджигитов – 27 лет, владелец и руководитель компании
Akti Groupp, развивающей сеть клубов юных химиков «Фарадей» и сеть центров лайфхаков и изобретений «Эдисон». Родился в Ставропольском крае, сейчас живёт в Пятигорске. Закончил Северо-Кавказский федеральный университет (инженерно-экономический факультет). Предпринимательством занимается с 2007 года.
Наша компания стала заниматься научными кружками в 2014 году, открыв в Пятигорске первый клуб юных физиков «Фарадей». Там же чуть позже появился и первый центр лайфхаков и изобретений «Эдисон».
Пятигорск – небольшой город, в нём живёт около 200 тысяч человек. Когда мы задумались о том, как нам расти, то подумали об открытии филиалов своих научных кружков в других городах. Но открытие каждого нового филиала подразумевает полную включённость в этот процесс. И мы поняли, что это будет нам не по силам. Поэтому мы задумались о франшизе.
За два года наш клуб юных химиков «Фарадей» разросся до 40 филиалов, а у «Эдисона» за полгода открылось около 30 точек. Наши франчайзи находятся в России и Казахстане, вскоре появятся первые центры в Киеве.
Каждая управляющая компания работает со своими партнёрами по разным схемам. Кто-то доступен для решения всех вопросов 24 часа в сутки, а кто-то лишь в строго регламентированное время; кто-то контролирует своих франчайзи буквально во всём, а кто-то предоставляет им полную свободу действий.
Я считаю, что при работе с партнёрами не надо выстраивать дружеские отношения. Дружба с франчайзи - далеко не самое главное. Гораздо важнее вместе добиваться поставленных целей.
Работа нашей управляющей компании подчинена решению трёх главных задач:
-
выстраивание эффективной бизнес-модели в каждом партнёрском клубе;
-
стратегическое планирование и внедрение изменений в сложившуюся модель для наибольшей результативности всей сети;
-
контроль за соблюдением фирменного стиля и корпоративных правил в каждом филиале.
Самый первый шаг в совместной работе – это отправка партнёру приветственного письма. В нём мы конкретизируем его первые шаги и предоставляем доступ к личному кабинету на сайте нашей компании.
Личный кабинет – это онлайн-хранилище всей необходимой информации для открытия и работы научного клуба. Мы даём пошаговые инструкции своим партнёрам, начиная от открытия ИП и выбора системы налогообложения, и заканчивая готовыми кейсами по таргетированной рекламе, видеобучением и предоставлением контента для соцсетей.
Важнейшая часть личного кабинета - это календарный пошаговый план, где расписаны основные действия по открытию партнёрского клуба на каждую неделю. У нас срок подготовки к запуску по франшизе составляет два месяца.
Большинство новых франчайзи думают, что первым делом необходимо искать помещение для научного клуба. Сразу же приходиться объяснять, что оформленное помещение - это ещё не бизнес. Гораздо важнее пройти обучение в онлайн-академии соцсетей и запустить страницы своего клуба в ведущих социальных сетях.
Академия соцсетей – это курс, созданный нами для наших франчайзи. Все обучающие материалы хранятся в личном кабинете каждого партнёра. Изучив их, наши франчайзи понимают, как им работать с соцсетями. Все материалы сопровождаются примерами из нашей сферы.
Мы настаиваем на том, чтобы первым этапом было именно прохождение обучения в академии соцсетей. Года три-четыре тому назад основной приток детей нашим клубам «Эдисон» и «Фарадей» обеспечивали школы. После раздачи в них листовок к нам записывалось около 90% всех посетителей. Сейчас школы дают лишь 40-50% посетителей, а около 40% детей приходят к нам из соцсетей. Так что, очень важно, чтобы каждый клуб развивал свои страницы во всех соцсетях. У этой работы есть много нюансов - поэтому мы предлагаем партнёрам пройти курс в академии соцсетей в самом начале, когда у них хороший запал для работы. Потом им будет сложно выкроить время для того, чтобы научиться правильной работе в этой сфере.
С ростом количества посетителей, приходящих в наши клубы из соцсетей, мы стали делать больший акцент на их развитии. Сейчас мы жёстко контролируем, как наши партнёры ведут свои страницы в соцсетях, обращаем внимание на их наполнение и способы продвижения.
В первое время мы считали своей основной задачей только предоставление франчайзи всех необходимых материалов о ведении соцсетей. И по нашей вине возникали проблемные моменты, в основном, из-за несоблюдения фирменного стиля в плане контента и его подачи.
Мы считаем, что страницы наших партнёрских клубов должны иметь чётко направленную тематику. Например, в клубах «Эдисон» - это лайфхаки в плане самоделок и каких-то изобретений. Но многие франчайзи начали постить лайфхаки о том, как сделать дома уборку или собрать ребёнка в школу. Или другой пример – партнёры понимают, что их основная аудитория в соцсетях – мамы детей. И для них публикуют какие-то рецепты.
Такие посты мы просим удалить. Иногда наши просьбы принимают на личный счёт. Но мы объясняем, что делаем это не для того, чтобы продемонстрировать свою власть управляющей компании. Мы делаем это для блага самих франчайзи. Они тратят деньги на таргетированную рекламу, но когда люди переходят в их сообщество в одной из соцсетей, то не понимают, о чём это сообщество.
Сейчас у нас очень чётко оговорено, что можно, а что нельзя публиковать в соцсетях, рекламные макеты и вывески необходимо согласовывать с управляющей компанией. Маленький островок тирании - в довольно демократичном пространстве.
Обратная связь с франчайзи осуществляется через WhatsApp непосредственно со мной. У нас был опыт общения напрямую со специалистами управляющей компании, но он был провальным, поскольку это очень их отвлекало. Они зачастую закапывались в мелких делах, а это нарушало наш принцип стратегических изменений.
Раньше мы не понимали, что нужно беречь своё время, и пытались угодить всем, кто к нам обращался. Потом поняли, что сил на такое общение не всегда хватает. И мы ввели несколько ограничений для получения обратной связи.
-
Во-первых, коммуникация не осуществляется в выходные дни и нерабочее время.
-
Во-вторых, запрещены справочные вопросы, т.е. такие, ответы на которые можно найти через поиск в интернете.
-
И, в-третьих, мы не дублируем информацию из личного кабинета, т.е. те рекомендации и инструкции, которые уже содержатся в нём.
Также для удобства партнёров мы создали сообщества в Telegram: «Сенсеи» (для преподавателей) и «Идеи» (для выкладывания готовых проверенных кейсов). Telegram оказался очень удобным хранилищем информации.
Наши партнёры вкладываются в продвижение своих клубов в соцсетях. И мы стараемся помогать им в том, чтобы продвижение было максимально эффективным - в частности, прорабатываем много кейсов по таргетированной рекламе. Например, мы запускаем 10 тестов, из них успешными оказываются 2. И их мы уже даём нашим партнёрам с подробными инструкциями и рекомендациями.
Мы сотрудничаем с дизайнером из Украины, которая разрабатывает постеры и рекламные макеты для наших клубов. Привлекаем специалистов по копирайтингу и созданию методических наработок, чтобы результатом их трудов могли пользоваться все наши партнёры.
Мы не можем помочь франчайзи с подбором персонала на местах, т.к. физически находимся с ними в разных городах. Но мы предоставляем инструкции о том, как правильно провести собеседование с соискателями.
Даём рекомендации по оплате: у нас очень маленький оклад, а процентов 80 зарплаты – это бонусная часть, которая зависит от выручки. Выручка является самым главным показателем заинтересованности детей. Преподаватель финансово замотивирован, чтобы к нему на занятия ходили как можно больше детей на постоянной основе. Численность группы тут не сильно влияет на бонусную часть зарплаты - может быть записано 100 детей, но на занятия они будут приходить раз в месяц.
Мы заботимся о том, чтобы у наших партнёров было всё необходимое для работы. Клубы юных химиков «Фарадей» полностью снабжаются нами. Каждый квартал наши франчайзи получают от нас посылку со всеми необходимыми реактивами и посудой для новых занятий, а также комплектами значков и халатов. Их покупка входит в стоимость роялти: для клубов «Фарадей» платёж составляет 8 тысяч рублей в месяц.
Мы думаем над тем, как сэкономить на приобретении расходных материалов. Сейчас мы внедряем lean-менеджмент, так называемое безотходное производство. Мы предлагаем детям приносить на наши занятия в центрах «Эдисон» пластиковые бутылки, использованные батарейки, коробки. Все эти материалы необходимы для создания новых вещей на занятиях.
За то, что дети приносят их из дома, им выдаётся наша условная валюта – эдисоны. Её они могут обменять на наборы по физике или химии, прикольные научные штуки. Нам не нужно закупать эти расходные материалы для франчайзи, плюс такой подход дополнительно мотивирует детей посещать наши клубы.
В своей деятельности мы руководствуемся двумя принципами - стратегических изменений и системности. В чём их суть?
Принцип стратегических изменений - это умение не зацикливаться на мелочах, а решать глобальные задачи. Для этого необходимо взглянуть на ситуацию со стороны, определить потребность в тех или иных изменениях и приступить к их внедрению. Раз в три недели партнёры получают от нас email-рассылку, где содержится, в среднем, пять-шесть мелких дополнений к нашей работе и обязательно - одно системное. Например, недавно мы ввели систему мастер-классов на период каникул и праздничных дней, разработали систему готовых сценариев, предложили постеры и тексты для продвижения данной акции в соцсетях.
Принцип системности заключается в том, что мы стараемся системно подходить ко всем вопросам и решать любую проблему на годы вперёд. Например, к нам обратился один из партнёров по клубам «Фарадей». У его преподавателя возникли проблемы с проведением одного опыта. Мы решили не объяснять только этому преподавателю, как правильно делать опыт, а провели опрос в нашем Telegram-сообществе для всех преподавателей. Мы попросили их назвать три самых сложных для них опыта. Таким образом удалось выявить 20 узких мест. По каждому из них мы сняли видео, в которых наш преподаватель объяснила все сложные моменты и показала, как необходимо проводить опыты для получения нужного результата. Так мы решили проблему раз и навсегда.
Мы не только наблюдаем за успехами наших партнёров, но и думаем над тем, как улучшить их деятельность – каждого по отдельности и всей сети в целом. Именно для этого мы разрабатываем систему тестирования для преподавателей и детей, которую планируем внедрить в первой половине лета этого года.
В нашей системе тестирования педагогов мы не планируем спрашивать у них какие-то общие вопросы о методиках преподавания. Мы станем даваться конкретные ситуации и спрашивать, как наши учителя поведут себя в них. Все ситуации будут касаться психологических моментов общения с учениками и их родителями.
Так, чтобы вести занятия в наших клубах, педагог должен набрать высокий проходной бал – порядка 80%. Если получит меньший бал, должен снова пройти обучение и пересдать тест через неделю. Мы не допускаем педагога к занятиям до тех пор, пока он не поймёт, как правильно вести себя с детьми и их родителями.
Для детей, посещающих клуб юных химиков «Фарадей», вводим тестирование для перехода с одного уровня обучения на следующий. Система будет похожа на химический диктант в режиме онлайн, оцениваться станут именно теоретические знания. Раньше мы довольствовались только тем, что проводили опыты вместе с детьми. Сейчас хотим создать некую системность в нашей работе с ними.
Мы верим, что принципы, которыми мы руководствуемся и которые транслируем своим партнёрам, помогут нам расти и выйти в ближайшее время на территорию Европы.
Читайте также:
Лошадью ходи, лошадью: как заработать на обучении детей шахматам.
Бизнес профессора Звездунова: как заработать на научных шоу для детей.
«Лига роботов»: как заработать на обучении детей робототехнике.