Предприниматели стараются адаптироваться к новой реальности. IT-бизнесу, который в меньшей степени зависит от присутствия в офлайне, это сделать несколько проще. Но и digital-студиям приходится серьезно поразмыслить над тем, как пережить карантин – ведь количество клиентов, которым нужны IT-услуги прямо сейчас, серьёзно снизилось. Директор красноярской веб-студии Seoslon Софья Гаева в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала, как изменилась её работа в текущих условиях.
Софья Гаева, 28 лет, предприниматель из Красноярска, основатель digital-студии
«Сеослон». Окончила институт филологии и журналистики Сибирского федерального университета. Компании «Сеослон» шесть лет, за это время она продвинула на первые строчки в интернет-поисковиках более 350 сайтов, заняла второе место в рейтинге веб-студий по Красноярску по версии CMS-magazine и попала в список 100 лучших фирм России по версии SEOnews. Софья замужем, воспитывает сына.
Сегодня информации о том, кто как оптимизирует бизнес, старается спасти хотя бы часть выручки, переходит на удалёнку и что вообще делает в кризис, стало слишком много. Так что я её фильтрую. В целом стараюсь в первую очередь сохранять спокойствие. Но мне и легче это сделать – всё-таки мой бизнес уже был завязан на онлайне. А для сохранения бизнеса я предприняла ряд шагов в первые же дни антивирусных мероприятий.
Съезжать из офиса совсем я не планировала - он у меня красивый, классный, место намолено-насижено, там я сосредотачиваюсь. Арендатор наш сейчас просто не отвечает ни на какие письма, телефон также не отвечает. Видимо, распустили всех администраторов. Даже руководитель отдела не отзывается на личный сотовый.
Ну и ладно. У меня не было намерения просить снизить арендную плату, потому что она у меня вполне посильная. А свой любимый офис я точно терять не хочу. Но соседи, у кого площади побольше, сейчас, конечно, на панике.
Зато я убрала уборку за ненадобностью и отключила интернет. Как мы знаем, интернет для юридических лиц стоит ощутимых денег. Дома я плачу 400 рублей в месяц, в офисе - 2000, при том, что скорость там ниже. В общем, немного, но сократила издержки.
Потом я созвонилась с командой для планёрки и спросила, у кого есть какие идеи по текущему развитию. И знаете, в кризис идеи действительно появились.
Вообще-то одна идея у команды появилась и раньше, немного до кризиса, но рассказали мне её только теперь, когда я спросила. Мы вспомнили, что работали с одним дилером крупной компании с громким именем. И у нас появилась мысль сообщить всем другим дилерам об этом успешном кейсе. Ведь теперь мы знаем их проблемы и можем их решить.
Я предположила, что у них где-то должен быть общий чат - и это оказалось правдой. В итоге маркетолог, с которым мы когда-то работали, скинула сообщение о нашей компании туда, и нами заинтересовался дилер из другого города.
Потом мы вспомнили также про кейс с одной франшизой и проделали то же самое с другими представителями той же сети. Было бы здорово, если бы к нам разом пришли все сто представителей на продвижение, правда?
В кризис я стала слушать все звонки менеджера и в конце недели давать корректировки.
К примеру, мы поменяли скрипт с «давайте встретимся», на «давайте созвонимся по видео». Поставили новые программы. Zoom, кстати, есть не у всех клиентов, перешедших на удалёнку. Умница-менеджер нашёл программу без регистрации, где можно отправить только ссылку, нажать на большую синюю кнопку - и вуаля, вы на встрече.
Потом выяснилось, что на эту видеовстречу приходят не все, кого пригласили. Мы подсыпали ценности в диалог (поясняем, чем именно можем быть полезны) и теперь продаем её. А назначаем всё на один день, чтобы лид не остыл.
В общем, делаем упор на правку скриптов и немного бизнес-процессов. Раньше иногородним отправляли только коммерческое предложение, а теперь - предлагаем такой видеоформат.
В Красноярске некоторые известные личности организовали аукцион невиданной щедрости. Одну такую акцию я пропустила, а вот ко второй успела. Предложение заключалось в том, чтобы поддержать малый бизнес и выложить сторис с рекламой о нём бесплатно.
Я попросилась поучастовать в аккаунте с чуть менее чем полуторами тысячами подписчиков. После чего мне пришла заявка. Всего одна, но очень сильная - известный в моём городе новостной портал. Даже если продажа не состоится, где бы ещё я познакомилась с директором этого портала?
Помимо этого, мне на почту начали приходить другие поддерживающие предложения. Например, оператор рейтинга веб-студий предложил консультационную помощь. А ещё создал сайт, где размещает информацию об агентствах: что кому нужно и кто что может предложить. «Яндекс» предложил отличные промокоды на «Директ». Я воспользовалась и уже получила 8 тысяч бонусных рублей из 15. Кстати, ссылка еще действует, могу поделиться: https://business.yandex.ru/aid#forma.
«ВКонтакте» тоже предложил «подъёмные» на продвижение. Но я там не размещаюсь, так что не брала.
Чего я не стала делать - сокращать штат и понижать зарплаты. Наоборот, сейчас я вновь в поиске менеджера по продажам, так как вижу, что рынок труда сейчас переполнен. А это – возможность, которую не надо упускать. Потому я прямо сейчас стажирую неплохого кандидата.
К началу апреля сотрудники уже заработали себе на оклады. То есть месяц будет в худшем случае в ноль, в лучшем - в плюс.
Не скажу, что от кризиса я в восторге. Но терпимо. Пока не могу сказать, что у меня массово отвалились клиенты. Один точно сказал, что да, из-за кризиса не могу (бизнес завязан на мероприятиях). Кто-то не берёт трубку пока. Другие перенесли платёж.
Из личного: стало не с кем оставлять ребёнка, поэтому я больше нахожусь с ним. Работаю, когда он спит или когда вечером играет с папой. Это не очень удобно, потому что самая большая продуктивность у меня утром. Но организовала себе рабочее место из того, что было под рукой. В целом дома собраться с мыслями сложнее – это точно.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».