«Экономим на печеньках»: как IT-компания перестроила работу и переживает кризис

Прочтёте за 4 мин.

«На текущий момент значительного снижения доходов не произошло»

IT-инструменты, которые использует Роман Пилькин

  • Azure DevOps
  • Service Desk Итилиум
  • SimpleMind
  • Dinabot
  • Evernote

IT-компании, работающие в сфере B2B, из-за кризиса оказались в непростой ситуации. С одной стороны, сами они оперативно смогли перестроиться на удалённый формат работы и «расчехлить» необходимый инструментарий. С другой стороны, многие их клиенты поставили «на паузу» проекты по автоматизации и внедрению программных продуктов. И в этой ситуации каждый выкручивается как может: кто-то сокращает объёмы работы, кто-то усиливает активность по другим направлениям. О том, как отреагировала на изменившийся спрос и новые реалии ведения бизнеса IT-компания «Деснол Софт», порталу Biz360.ru рассказал её директор Роман Пилькин.

Досье

Роман Пилькин, 43 года, руководитель IT-компании  «Деснол Софт». По образованию инженер-программист. Компания «Деснол Софт» была основана в 1999 году, основные направления деятельности - разработка и интеграция автоматизированных решений для управления услугами  «Итилиум», продукт  «1С:ТОИР» для управления ремонтами и обслуживанием активов, создание корпоративных учётных систем для холдингов и территориально распределённых компаний. Является официальным партнёром фирмы «1С».

Роман Пилькин

Как мы перешли на удалёнку

Мы - IT-компания с численностью штата более 120 человек. Наши офисы находятся в Москве и Брянске. Оба региона сейчас входят в десятку лидеров по заболеваемости коронавирусом в России. О том, что общая ситуация с ведением бизнеса серьёзно меняется из-за пандемии, стало понятно ещё до объявления режима самоизоляции в России.

В марте мы очень быстро перешли на удалёнку. Начали процесс примерно за неделю до объявления тотальной самоизоляции, поэтому к моменту официального старта карантина практически у всего коллектива был доступ ко всему необходимому софту из дома. В офисах продолжают дежурить наши специалисты по информационным технологиям, которые отвечают за инфраструктуру. Остальные работают из дома. Да, ещё в офисе остались «в заточении» теннисный стол, настольный футбол и силовой тренажёр по имени Железный Арни. Им ещё придётся поскучать без нас.

С технологической точки зрения в удалёнке для нас нет ничего нового и удивительного. Удалённый доступ к рабочим столам и информационным системам, онлайн-совещания (раньше по Skype, а сейчас всё больше в Teams), онлайн-поддержка и консультирование пользователей или демонстрация потенциальным клиентам на вебинарах возможностей IT-продуктов – это наша стандартная повседневная практика.

Более того, у нас есть собственная разработка - Service Desk Итилиум. Это программа, которая подходит для автоматизации управления IT-отделами и другими сервисными подразделениями, в том числе в удалённом режиме. В этой программе мы и сами работаем - учитываем трудозатраты на проектах и при разработке систем, используем как единую точку входа для обращений пользователей внутри компании и для многого другого.

Что касается психологической стороны вопроса работы на удалёнке, то тут, конечно, всё не так предсказуемо. Есть масса вещей, которые влияют на работу из дома: жилищные условия, атмосфера в семье, наличие или отсутствие детей и многое другое. Возникает элементарная и вполне естественная необходимость в общении с коллегами «глаза в глаза». У нас вообще это принято.

Мы сейчас имеем дело не просто с работой на удалёнке, а с работой в режиме добровольной изоляции. И если удалёнка - это испытание профессиональных (как исполнительских, так и управленческих) качеств сотрудников, то самоизоляция - это реальное испытание и на психологическую прочность. Состояние неизвестности и неопределённости кого-то подстёгивает, а кого-то деморализует. Вот с этим приходится как-то справляться.

Мы обсуждали и обсуждаем все эти вопросы с коллективом, с командами, в том числе проводим опросы. В самом начале работы дитстанционно я несколько раз провёл онлайн-совещания для всех сотрудников компании, честно рассказал о своих опасения в связи с ней. Надеюсь, что это тоже помогло ребятам мобилизоваться.

Как мы работаем сейчас

Мы не только продолжаем дистанционно поддерживать всех наших клиентов, но также более активно предлагаем свой опыт в области удалённого внедрения разрабатываемых нами систем. Технологиями «заочного внедрения» мы владеем и, более того, не раз практиковали их ещё до изоляции. Клиентам это выгодно, ведь это дешевле - не нужно тратиться на командировки наших консультантов и другие сопутствующие расходы.

Все планёрки с участниками проекта по автоматизации можно проводить онлайн, а для выполнения работ по программированию присутствие нашего специалиста у заказчика не требуется практически никогда. Но остаются вещи, которые лучше, конечно, проводить очно: например, обследование бизнес-процессов предприятия или практическую часть закрепления обучения пользователей работе в системе. В таких случаях наши консультанты выезжали на предприятие заказчика. Но сейчас мы готовы вести проекты дистанционно, что, в общем-то, уже и делаем.

Деснол Софт

Сейчас мы наблюдаем совершенно разное отношение клиентов к нашим услугам. Нельзя сказать, что все отказались от планов по автоматизации. У нас продолжаются проекты, начатые в конце прошлого и начале этого года (проекты обычно длятся от 6 месяцев до года - в зависимости от их сложности и состава внедряемых программных продуктов, масштабов компании-клиента, предусмотренных интеграций и пр.). Плюс остаются клиенты на поддержке.

Интерес к серьёзным системам автоматизации бизнес-процессов, которые позволяют добиться экономии и повысить рентабельность производства, не угас. Мы не видим, чтобы поток обращений, поступающих через наши сайты, уменьшился. Наверное, кризис заставил многих иначе взглянуть на свои статьи расходов и кривые показателей эффективности. Но есть и те, кто поставил принятие решения об автоматизации «на паузу», по крайней мере, до мая, хотя мы фактически находились на стадии подписания контракта. Таких клиентов 30-40%. Это их право. На мой взгляд, сейчас прекрасное время для реализации любых мероприятий и преобразований, повышающих эффективность компании.

Интерес к нашим решениям сейчас действительно высок, т.к. их внедрение имеет реальный экономический эффект. Например, внедрение решения по автоматизации ремонтов и обслуживания оборудования «1С:ТОИР» позволяет российским предприятиям сократить неплановые простои оборудования на 60%, повысить производительность ремонтных и обслуживающих работ на 35%, сократить расходы на материальные ресурсы на 10–15%, как минимум вдвое ускорить получение корректной отчётности. Всё это цифры, полученные нами на примере реализованных нами проектов.

Что мы изменили в процессах

В период кризиса, вызванного коронавирусом, мы ответственнее подошли к развитию обучающих инструментов. То, что мы планировали сделать через год, начали делать сейчас. Раньше наши специалисты проводили по два регулярных вебинара в неделю - по одному на каждое из направлений (автоматизация управления техобслуживанием и ремонтами оборудования, автоматизация управления услугами). Они бесплатны и рассчитаны на тех, кто интересуется автоматизацией. Во время вебинара слушатели могут поближе познакомиться с нашими разработками.

Сейчас запускаем серию новых вебинаров. В них хотим рассказать, почему бизнесу выгодно заниматься автоматизацией именно сейчас, о том, на какие финансовые показатели положительно влияет внедрение наших систем. Именно эта повестка сейчас востребована.

У нас есть платные корпоративные курсы по «1С:ТОИР», на которые в этот период мы сделали скидки - 26-36% до конца мая. Помимо корпоративных курсов добавили индивидуальные, стоимость на которые ещё ниже.

Нынешняя ситуация, которую мы воспринимаем как вызов, заставляет нас делать ещё больше. Мы начали записывать бесплатные видеоуроки для пользователей. Готовим серию бесплатных онлайн-курсов по проблематике техобслуживания и ремонтов активов предприятий и конкретной пользе, которую приносит автоматизация. Интерес к обучению сейчас, пока люди сидят дома, особенно высок.

Ведём обсуждение с компанией «Цифра» о проведении крупной совместной онлайн-конференции в середине мая. Она также будет посвящена тому, как именно цифровизация поможет предприятиям не просто выстоять, но трансформироваться внутри кризиса.

Антикризисная экономика

В период кризиса мы, конечно, пересмотрели свои статьи расходов. Сейчас экономим в прямом смысле на печеньках. Перестали покупать печенье и какие-то вкусности для перекуса в офисе, а также чай и кофе, которые раньше использовали килограммами. Также сэкономили часть средств из-за отменившихся выставок и деловых мероприятий, в которых регулярно участвуем.

Заморозили косметический ремонт, проводившийся в офисных помещениях. Договорились с арендодателем о снижении стоимости аренды на время самоизоляции. И всерьёз рассматриваем вопрос о том, чтобы часть офиса после завершения карантина оставить на удалёнке. Это позволит, в том числе, сократить расходы на аренду помещений и сопутствующие платежи.

Если говорить о наших доходах, то у нас основную выручку формируют проекты, сроки реализации которых - несколько месяцев, а также услуги сопровождения. Мы не снижали стоимость решений, но запустили ряд акций, которые помогут нашим клиентам сэкономить. На текущий момент значительного снижения доходов не произошло. Но в последние 3 недели продажи новых проектов снизились на 50%. Если тренд сохранится, через пару месяцев это неизбежно начнёт сказываться на выручке.

Сейчас львиная часть бизнеса находится в замороженном состоянии – ждёт развития событий и того, чем всё это кончится. Думаю, грядущие изменения в любом случае будут способствовать увеличению спроса на наши услуги. Как я уже говорил, наши проекты имеют рассчитываемый и подтверждаемый на практике экономический эффект. Снижать затраты в кризис особенно важно. Внедрение наших продуктов позволяет оцифровать важные бизнес-процессы, считать их показатели, видеть реальную производительность сотрудников, затраты компании на операции. А значит измерять, контролировать и управлять ими на совершенно другом уровне.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

28 апреля 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов