Степень MBA стремятся получить многие владельцы бизнеса и топ-управленцы. И тем, и другим такое образование позволяет не только глубже вникнуть в суть бизнес-процессов и сразу же применить полученные знания в деле, но и даёт важные и полезные для бизнеса связи. О том, что помимо знаний даёт наличие степени MBA и как выбрать наиболее эффективную для себя бизнес-школу, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала CEO компании Neiry Татьяна Александрова.
Татьяна Александрова – CEO нейротехнологической компании
Neiry, консультант по венчурным инвестициям и запуску стартапов. Окончила факультет международной экономики в Одесском национальном экономическом университете. Работала директором по развитию бизнеса и заместителем генерального директора в компании Pravo Tech. В компанию Neiry пришла в 2017 году на позицию коммерческого директора, с 2021 года стала CEO проекта.
Степень МВА – одна из самых дорогостоящих образовательных программ. Бизнес-образование включает в себя изучение сразу нескольких дисциплин. Здесь и бухгалтерия, и статистика, и экономика, и управление большими базами данных. И в основе такого образования лежит не столько теория, сколько практика – умение применять полученные знания.
В хорошей бизнес-школе не дают ответов на вопросы или точные модели решения задач. Здесь предлагают инструменты, с помощью которых можно справиться практически с любым бизнес-ребусом. Конечно, это сильно зависит от методологии обучения. В нашей школе повторяют, что все системы неверны, но из каждой можно взять для себя что-то ценное. Да, нам дают варианты решения всевозможных проблем, но они очень разные.
Бизнес-образование получают не только ради знаний и инструментов. Это ещё и история про комьюнити, понимание того, кто ты есть в этом мире. В процессе обучения происходит глубокая личностная трансформация. Потому что без неё нет последующего развития.
Исследование Hays показало, что 63% респондентов считает наличие МВА отличной возможностью получить новые знания и систематизировать старые. На втором месте в листе мотиваций идёт возможность расширения делового круга общения.
По моим наблюдениям это действительно так. Люди идут учиться, чтобы получить знания, которые смогут применить уже завтра в своей компании. Потому что если не применять знания здесь и сейчас, они быстро забываются. А получать MBA только ради общего развития и не применять знания на практике – нет смысла.
Опытные предприниматели уже обладают знаниями ведения бизнеса, но они хотят углубиться, разобрать различные кейсы, чтобы ещё глубже проникнуть во все направления бизнеса. Потому что мир меняется, приходят новые конкуренты, наработанный опыт устаревает. Дальнейшее развитие и выход на новые уровни требуют других навыков.
Стоимость обучения в топовых бизнес-школах в России и за рубежом не сильно отличается. У нас такое образование стоит от одного до пяти миллионов рублей, за границей – от $20 000 до $200 000. Это если говорить именно о полноценном образовании в бизнес-школах, а не о краткосрочных курсах.
Если предприниматель или менеджер, решивший получить степень MBA, не планирует переезд в другую страну, то стоит остановить выбор на российской бизнес-школе. Потому что полезные связи в зарубежных школах после обучения превращаются в поздравления раз в год с днём рождения и редкие встречи. Тогда как постоянное общение с российскими однокашниками даёт ежедневное развитие. Люди, с которыми учишься – главное, что даёт бизнес-образование.
Второй момент – режим обучения. Когда человек поступает в зарубежную бизнес-школу, он на один-два года уезжает в чужую страну, заселяется в кампус, живёт и учится там. В российской бизнес-школе есть возможность part time – формата «неполный день»: заехать в кампус и погрузиться в обучение на несколько дней. Но это не значит, что всё остальное время «студент» свободен. Постоянные домашние задания и совместные проекты с одногруппниками дают возможность применить полученные знания сразу на практике. При этом человек не теряет один-два года своей карьеры или своего бизнеса, как в случае обучения в зарубежной школе.
Сейчас есть возможность получить бизнес-образование без отрыва от работы или даже от собственного дивана. Но далеко не все онлайн-школы МВА вызывают доверие. Я считаю, что качественное бизнес-образование можно получить только офлайн и только в группе. У нас на курсе был опыт blended learning (гибридного обучения), когда все студенты находились в аудитории, а профессор – онлайн. И даже это сильно снижает качество обучения.
Мне есть с чем сравнивать. Даже топовые лекторы не всегда могут донести информацию в Zoom так же круто, как они делают это в офлайне. Офлайн-обучение даёт ту самую атмосферу групповой работы, за которой и приходят в бизнес-школу, чтобы встретить людей из разных индустрий. И это задача самой бизнес-школы – так подобрать студентов, чтобы они представляли максимально разные отрасли. Только в этом случае обучение будет эффективным.
Когда одну и ту же задачу решают люди из разных индустрий, в синергии получается невероятная новая вещь. Такого результата невозможно достичь при обучении онлайн.
Конечно, если необходимо прокачать только какие-то академические знания, то вариант с онлайн-школой может подойти. Всё зависит от первоначальных задач и амбиций человека.
Термин VUCA ввели в обиход в конце XX века американские военные. Каждая из букв аббревиатуры обозначает четыре нарастающих явления:
-
Volatility – изменчивость;
-
Uncertainty – неопределённость;
-
Complexity – сложность;
-
Ambiguity – неоднозначность.
Хорошая бизнес-школа даёт те знания и инструменты, которые можно применять в современных условиях. Подбирается такая программа, которая помогает решать текущие вопросы с быстро меняющимися переменными, развивает гибкость мышления. Потому что нет верных и неверных ответов.
Каждый день ты должен быть готов к тому, что тебе «прилетит» что-то новое. Ты не можешь построить стратегию на десять ближайших лет и по ней развиваться. Ты обязан её регулярно пересматривать.
Бизнес-школа – это возможность стать более эффективным управленцем. Обучение помогает избежать в работе метода проб и ошибок, который порой очень дорого обходится компаниям. Бизнес-образование даёт понимание о стратегии ведения бизнеса, инструменты анализа рынка и способы формирования команд и успешного управления ими.
-
Прежде всего следует понять, где планируете работать в ближайшие пять лет – в России или за границей. Если планируете эмигрировать, то стоит рассмотреть обучение в зарубежной школе.
-
Изучите рейтинги бизнес-школ. Если у вас на примете российская школа, то проверьте, входит ли она в международные рейтинги. Школы, как правило, очень дорожат попаданием в рейтинг и будут делать всё возможное, чтобы соответствовать требуемым стандартам.
-
Выбирайте ту школу, в которой предусмотрено офлайн-обучение в группах. Только оно даёт полное погружение и необходимое развитие.
-
Определитесь, сможете ли оставить карьеру или бизнес на время обучения. Если нет, то вам подходит только вариант part time.
-
Почитайте отзывы выпускников или пообщайтесь с ними лично. Обычно школы предоставляют такую возможность. Нет лучшей рекламы школы, чем её довольные выпускники.
-
Уточните, насколько серьёзный отбор перед поступлением на обучение. От этого зависит его эффективность. Ответственность школы так подобрать группу студентов, чтобы они максимально дополняли и развивали друг друга.
-
Обратите внимание на наличие зарубежных профессоров, почитайте, в каких ещё школах они преподают, что о них пишут.
-
Плюсом школы будет наличие в программе выездных международных модулей. Модуль, как правило, посвящён отдельной стране, в процессе его проведения идёт как интеллектуальное развитие студентов, так и их погружение в культуру этого государства. Такие модули организовывают немногие школы, но совместный опыт за рубежом – бесценен.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».