Токсичный сотрудник дорого обходится компании во всех смыслах. Он может снизить продуктивность остальных членов команды, срывать сроки сдачи проектов, негативно влиять на отношения с партнёрами и приводить к текучке кадров. О том, как собственнику бизнесу реагировать на действия такого сотрудника и как его уволить в соответствии с трудовым кодексом, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Надежда Салиева, основатель и директор «Дома медицинской моды ENIGMA».
Надежда Салиева – основатель и креативный директор «Дома медицинской моды ENIGMA», заместитель генерального директора компании «Русский доктор». Первый бутик медицинской униформы открыла в Москве в 2012 году, сейчас магазины работают не только в России, но и в США. Компания реализует продукцию американских брендов и имеет собственное производство в РФ.
Негативные качества токсичных сотрудников могут проявляться по-разному – от едких замечаний в адрес коллег и начальства до немотивированного саботажа. Для руководителя важно как можно скорее понять, к какому типу относится затесавшийся в коллектив «токсик». Условно их можно разделить на две категории:
-
Первая – одиночки. Чаще всего это личности, которые постоянно жалуются, что слишком много работают, имеют необоснованно низкий оклад, не оценены по достоинству руководством. К этому типу относятся и лентяи, не желающие трудиться в полную силу, и самовлюбленные нарциссы. Они раздражают коллег и показывают дурной пример, что приводит к потере энтузиазма и снижению эффективности всего коллектива. В некоторых случаях на таких сотрудников можно закрыть глаза.
-
Но гораздо хуже, если такой персонаж начинает эволюционировать во вторую категорию – интриган, ищущий сторонников. Если ему удаётся привлечь единомышленников или сочувствующих, это неминуемо приводит к разногласиям в команде. Начнут появляться враждующие группы, вырастающие в коалиции, и атмосфера в компании будет отравлена.
Важно понимать, что в основе особенностей их поведения лежат психологические проблемы. Такой человек стремится компенсировать на рабочем месте свои эмоциональные травмы, полученные зачастую ещё в детстве. При желании можно попробовать помочь ему исправить мышление и попытаться установить здоровые отношения в коллективе во время психологических тренингов. Однако нужно тщательно взвесить все «за» и «против», стоит ли игра свеч.
Мой опыт показывает, что глубокое погружение в проблемы одного токсичного сотрудника отвлекает от бизнес-процессов и формирует неправильное восприятие взаимоотношений у других членов команды. Более того – провоцирует ощущение вседозволенности и поощряет попытки манипулировать руководителем.
Благоприятный климат в коллективе часто зависит от административных способностей руководителя, но играть роль спасателя или психолога – дело неблагодарное. Зрелым личностям не требуется такое сопровождение, именно с ними и стоит сотрудничать.
Как защитить команду от токсичного коллеги:
-
Изучите проблему. Учитывайте, что в командной работе может произойти и обратная реакция. Один член коллектива из-за своего поведения может быть бойкотирован остальными. Отсутствие единства легко может привести к более серьёзным проблемам. Продуктивность падает, увеличивается уровень стресса, а желание работать в такой атмосфере стремится к нулю. Хорошие специалисты могут начать искать работу в другом месте, с более здоровой средой.
-
Попробуйте восстановить баланс. Поговорите с возмутителем спокойствия, поищите компромисс. Вероятно, какое-то время получится маневрировать, разделяя сферы взаимодействия в коллективе, и постепенно проблема разрешится.
-
Загрузите токсичного сотрудника работой с персональной ответственностью и обязательством регулярно отчитываться о результатах. Одновременно понаблюдайте за коллективом – возможно, другие члены команды и не нуждаются в защите. Если они эмоционально зрелые, то сами в состоянии формировать границы межличностных отношений и не вестись на едкое поведение токсичного сотрудника.
-
Не бойтесь попрощаться с проблемным кадром. По сути, отравляющее влияние одного человека ставит под угрозу само существование предприятия. Если случай запущенный, каким бы ценным не был вклад токсичного сотрудника, выбор нужно сделать в пользу общего гармоничного фона в компании.
Если решать вопрос в соответствии с трудовым кодексом, в большинстве случаев можно избежать негативных последствий при увольнении. Для этого в договоре найма должны быть чётко прописать пункты, являющиеся предпосылками для увольнения.
Важно документировать все случаи нарушения трудовой дисциплины. Не ограничивайтесь устными предупреждениями. Все акты агрессивного поведения в отношении коллег, нарушения корпоративной культуры, саботирования проектов, неисполнения трудовых обязанностей и тому подобное фиксируйте в служебных записках, приказах о дисциплинарном взыскании и других документах. К тому моменту, когда будет принято решение попрощаться с токсичным сотрудником, законных оснований для увольнения накопится больше, чем достаточно.
Сам процесс увольнения, как правило, зависит от личностных качеств обеих сторон. Главное для руководителя здесь – сохранять корректность до последнего. Если к сотруднику ранее уже применялась система наказаний в виде лишений премии и прочих штрафов, он и сам хочет сменить место работы.
Конечно, можно ожидать и худшего варианта: уволенный сотрудник, затаив обиду, опустится до негативных отзывов о компании, недобросовестного отношения к коммерческой тайне и прочего. Многое можно нейтрализовать договором о неразглашении, особенно если есть опасения об утечке конфиденциальной информации. Предугадать все варианты невозможно, но не стоит из-за страха перед возможным неэтичным поведением сотрудника терпеть нездоровый климат в коллективе.
-
С первого взгляда опознать его не так легко. Многие умело манипулируют мнением окружающих и легко притворяются теми, кем их хотят видеть. Чтобы оценить кандидата, старайтесь задавать вопросы, которые позволят понять его мотивацию.
-
Внимательно отнеситесь к истории его трудоустройства. Если смена трудового коллектива происходит каждые полгода – это повод копнуть глубже. По возможности, свяжитесь с предыдущим работодателем, задайте интересующие вопросы. В том числе и о влиянии бывшего сотрудника на атмосферу в коллективе.
-
Не поленитесь изучить профиль соискателя в социальных сетях. Здесь нередко видно, чем на самом деле живёт человек.
-
Обращайте внимание на вопросы, которые задает потенциальный сотрудник – насколько они показывают его вовлечённость и интересы.
-
Не стоит пренебрегать и интуицией. Если вас что-то настораживает – не игнорируйте это, даже если в резюме всё выглядит красиво.
-
Ещё один эффективный прием, помогающий обезопасить команду – принимать нового сотрудника на испытательный срок. Как правило, личностные качества быстро проявляются даже во время короткого периода.
-
На собеседовании внимательно относитесь не только к профессиональным, но и личностным качествам кандидата.
-
Выявив токсичного сотрудника, готовьте базу для увольнения по Ттрудовому кодексу.
-
Решительно увольняйте тех, кто отравляет рабочую атмосферу своей токсичностью.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».