Рубрики:

Почему из общепита уходят сотрудники: топ-4 ошибки в управлении персоналом

Прочтёте за 3 мин.

Взгляд Дмитрия Плетнева, исполнительного директора сети COFFEE LIKE

IT-инструменты, которые использует Дмитрий Плетнев

  • Beboss
  • Консультант+
  • Telegram
  • Youtube

Российский рынок труда испытывает острую нехватку кадров. Одной из самых «проблемных» в кадровом смысле индустрий стал общепит, где текучесть персонала очень высокая и достигает 30%. Привлекать новых специалистов стало сложнее и дороже, поэтому предпринимателю целесообразнее и выгоднее удерживать действующий персонал. О том, почему сотрудники увольняются и как с этим бороться руководителю, порталу Biz360.ru рассказал Дмитрий Плетнёв, исполнительный директор сети COFFEE LIKE.

Досье

Дмитрий Плетнёв – исполнительный директор франчайзинговой сети COFFEE LIKE. Зона ответственности в компании – управление сетью, коммуникация с партнёрами-франчайзи, контроль и организация работы управляющей компании. На данный момент сеть COFFEE LIKE объединяет более 1050 кофе-баров в более чем 140 городах России и странах СНГ.

Дмитрий Плетнев

«Удержать сотрудников только деньгами стало намного сложнее»  

Сейчас в индустрии кофеен проблема с персоналом стала такой же острой, как и в IT-индустрии последние несколько лет. Вечная нехватка профессионалов, большое количество «джуниоров» (специалистов, только что прошедших базовые курсы), высокая конкуренция за персонал между игроками рынка и т.д. Все эти проблемы в сфере информационных технологий научились неплохо решатьв первую очередь за счёт фокуса на сотрудника и его будущем в компании. 

Кофейня – место, где чаще всего работают студенты, которые ещё ищут себя и не привязываются к одной компании на несколько лет. Они легко принимают решение об увольнении, если видят себя в чём-то другом или если им что-то не нравится. 

Ценность денег и профессионального успеха для них ниже, чем для предыдущих поколений, поэтому они легко могут уйти из-за некомфортных условий труда или тяжёлой психологической обстановки в коллективе, удержать их только деньгами стало намного сложнее. Поэтому руководителям заведений общественного питания необходимо трансформировать привычную модель менеджмента, если они хотят работать с современными специалистами дольше шести месяцев. 

Мы собрали чек-лист с частыми ошибками в управлении персоналом, которые отталкивают молодых кадров и заставляют их менять место работы. 

Ошибка №1. Отсутствие корпоративной культуры и неуважительное отношение к команде

Малые и средние предприниматели часто недооценивают значимость корпоративной культуры. Многие из них считают, мол, зачем формировать общие ценности и миссию для небольшой «кофейной» команды, некоторые участники которой меняются практически ежемесячно. Однако, корпоративная культура это не только то, о чем пишут на сайте в разделе «О нашей компании». Это в первую очередь про отношение внутри коллектива, сплочённость на базе единых профессиональных целей и мотивацию к работе на результат. 

Когда в компании развита корпоративная культура, сотрудники чувствуют себя частью одного коллектива и ощущают значимость своих усилий в контексте глобальных целей бизнеса. Это заставляет их и дальше развиваться внутри компании. 

Важно понимать, что корпоративная культура диктует правила коммуникации не только между рядовыми сотрудниками, но и между руководителем и его командой. Поэтому предпринимателю также необходимо поддерживать принципы взаимодействия с персоналом – относиться к людям как к важной составляющей прибыльного бизнеса, а не как к рабочей силе. 

Ошибка №2. Недостаточное внимание к условиям труда

Если отсутствие корпоративной культуры негативно влияет только на моральное состояние сотрудников, то неадекватные рабочие условия сказываются ещё и на физическом состоянии. В совокупности это приводит к тому, что члены команды быстро выгорают и уходят. 

Какие условия работы можно считать неприемлемыми: 

  • Регулярные переработки. Рабочие смены в общепите достигают 14-16 часов, поэтому переработки даже в 30-60 минут способны снизить работоспособность персонала. Особенно добавляют негатива неоплачиваемые переработки.

  • Штрафы и выговоры за «безделье». В кофейнях бывают периоды, когда в течение рабочего дня нет гостей. В это время сотрудники могут себе позволить отдохнуть, если другие каждодневные задачи выполнены, – и это нормально. Однако некоторые работодатели убеждены, что любая свободная минута должна быть «отработана», и поэтому накладывают санкции на сотрудников за «безделье» и другие проступки. 

Любые штрафы приведут к скорому побегу персонала и в перспективе – финансовым потерям для бизнеса, а не к дисциплине. Исполнения правил лучше прописать в условиях получения дохода и премий, а не в списке штрафных санкций. 

Помимо перечисленного, недостаточное внимание к условиям труда также характеризуется отсутствием кондиционера, вентиляции в горячих цехах, плохом состоянии уборных. 

Ошибка №3. Не создавать перспективу для роста сотрудников

Отсутствие карьерной лестницы в кофейне – одна из ключевых причин текучести кадров. Молодые специалисты, в особенности поколение Z, стремятся к развитию и повышению квалификации, построению карьеры и достижению новых профессиональных целей. Поэтому отсутствие перспектив часто становится причиной увольнения. 

Основные кадры в общепите – студенты. Они работают, пока учатся, но как только университет или колледж заканчивается, уже бывшие студенты начинают искать более высокооплачиваемую или более перспективную работу. Чтобы сократить число тех, кто покидает кофейню после получения диплома, важно предлагать им карьерные изменения. 

Это может быть как горизонтальный рост – перевод на должность линейного сотрудника в офис, так и вертикальный – позиция менеджера или управляющего кофейни. При этом стоит сформировать грейды в заведении – например, бариста, старший бариста, шеф-бариста. На каждом последующем этапе сотрудники должны обладать более сильными скиллами, чем на предыдущем. Для этого необходимо выделять ресурсы на развитие и обучение персонала. 

Ошибка №4. Не давать обратную связь или делиться только негативной

Правильная обратная связь помогает повысить мотивацию сотрудников и улучшить качество их работы. Однако это работает только в том случае, если руководитель делится фидбеком конструктивно. То есть не только критикует, но и хвалит за очевидные рабочие достижения. 

Положительная обратная связь и признание заслуг специалиста мотивирует лучше, чем любая критика, даже если она объективна и нацелена помочь. Также умение отмечать успехи команды повышает её лояльность к вам как к руководителю. 

  • Важное правило: негативной обратной связью можно делиться только наедине с сотрудником, а вот похвалить – лучше публично. 

Помимо обратной связи стоит делиться с сотрудниками целями компании: будут ли расширяться ассортимент, открываться новые заведения, появляться новые перспективные направления и т.д. 

P.S.

Конечно, это не все ошибки, из-за которых кофейни теряют качественные кадры. Однако именно они считаются наиболее критичными, когда речь идёт о работе с молодым поколением специалистов. И если начинать менять модель менеджмента, то рекомендуем начать именно с них.

Coffee

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

05 августа 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов