К началу весны 2020 года у Анны Назаровой был доходный бизнес в Петербурге и жизнь, которая ей нравилась. Студия овощной флористики приносила хороший доход, не требовала личного присутствия и позволяла путешествовать по миру круглый год. И тут… Анна неожиданно становится владелицей турбазы на Байкале, которую нужно срочно подготовить к сезону. О том, почему она не продала внезапно свалившееся наследство и как знакомство со Славой Полуниным вдохновило создать необычный турцентр, Анна Назарова рассказала порталу Biz360.ru.
Анна Назарова – 42 года, дизайнер-предприниматель из Санкт-Петербурга, владелица турцентра «Радуга» на Байкале, основательница мастерской овощной флористики «Очень хорошо». По образованию – искусствовед, окончила Сибирский федеральный университет. В найме успела поработать креативным директором в рекламном агентстве, книжным обозревателем, журналистом, сценаристом художественных фильмов, су-шефом в ресторане, конструктором в мастерской по изготовлению необычных подарков. Свой первый бизнес – мастерскую овощной флористики – открыла в 2014 году, а в 2020 году стала собственников турбазы «Радуга» на Байкале.
Центр отдыха «Радуга» – это дело жизни моей мамы, которым она занималась больше 20 лет. Мама бывала на Байкале, влюбилась в эту местность, почувствовала его уникальную энергетику.
Потом ей посчастливилось приобрести участок земли в лесу, где не было никакой инфраструктуры. Это большая территория в Баргузинском районе Байкала. Мама загорелась идеей построить там турбазу с оздоровительным центром. Ну и героически воплотила идею в жизнь: построила три корпуса гостиницы на 30 номеров, кафе, спа-центр с фитобочками и соляной пещерой. «Радуга» даже входила одно время в топ-3 лучших турбаз Бурятии.
Стройка начиналось реально в глуши, где даже воды не было, а ближайшие стройматериалы нужно было покупать и везти за 300 км. Насколько это были титанические усилия, я, конечно, оценила, только когда сама стала хозяйкой этой базы.
Потом мама серьёзно заболела, и последние полтора года заниматься проектом с такой самоотдачей у неё уже не было сил, поэтому база постепенно ветшала. В феврале 2020-го мамы не стало.
Мне звонили и писали мамины друзья и туристы, которые постоянно гостили в «Радуге». Всех волновал вопрос – будем ли открываться к сезону? Который, кстати, длится в этих местах всего три месяца: с июня по август. Поэтому времени на раздумья, нужно мне это или нет, просто не было.
Мама умерла, я в Питере, дочь заканчивает школу и готовится к поступлению. Ах, да, пандемия же ещё – вот так началась новая страница в моей жизни.
Первый сезон прошёл как в тумане. Мы прочитали пандемийные требования Роспотребнадзора, закупили несколько бочек разных антисептиков. Фактически «Радугу» подготовили к началу сезона друзья – мои и мамины. Которых, к счастью, у нас много. Я осталась в Питере.
Открытие заключалось в том, чтобы подключить канализацию, законсервированную на зиму, вымыть номера и застелить постельное бельё. Надо понимать, что я даже не знала, где оно лежит – у мамы была своя схема организации процессов, довольно оригинальная.
К счастью, на первый сезон приехали постоянные гости, которые были очень лояльны. Никаких допуслуг на базе мы тогда не предоставляли. Открыли один корпус и запустили в спа-центре одну фитобочку из шести. Раз в несколько дней приезжали проверяющие из Роспотребнадзора.
Я приехала через месяц после открытия. И первое что сделала – устроила вечеринку для всех друзей, которые стойко держались без меня. Второе – начала ревизию хозяйства. Ходила по помещениям, и писала без конца: здесь нужно сделать это, там – это.
Я стала смотреть на это место глазами хозяйки. При жизни мамы, я, конечно, помогала ей летом в разных форматах. Даже в некоторые сезоны открывала там своё кафе. Но с организацией её дела знакома не была, мама всё делала сама и никого туда не подпускала. При этом я совершенно не разбиралась в отельном бизнесе.
В общем, к следующему сезону-2021 передо мной стояло две задачи: первая – разобраться в этом хозяйстве; второе – понять, как выстроить процессы. Ведь у «Радуги» развитая инфраструктура и несколько направлений деятельности.
И вот тут-то мне помог весь мой разнообразный опыт предыдущих работ и бизнесов. В общем, всё происходило, да и происходит, как в моём любимом фильме «Миллионер из трущоб» – дело ставит мне вопросы, а ответы я как то случайно уже знаю.
Как открыть кафе – знаю, ведь я работала поваром. Сделать вывески – да, потому что была директором креативного агентства и у меня есть друзья-дизайнеры. И вообще, много друзей, которые много чего знают и умеют, и с ними всегда можно договориться сотрудничать по бартеру. Они живут и отдыхают на Байкале и делают что-то для нашей турбазы. Например, вывески.
Психологически было сложно, потому, что я ещё для себя не определилась – моё это или нет? И ещё не знала точно, что с «Радугой» буду делать в дальнейшем.
Решение оставить мамино наследство пришло далеко не сразу. В тот момент, когда на меня свалилась эта база, в жизни был довольно нетипичный для период. Я неплохо зарабатывала на проекте овощной флористики «Очень хорошо», при этом почти все рабочие задачи делегировала. Свободного времени было полно. Казалось бы, не жизнь, а мечта предпринимателя. Но как оказалось – эта жизнь не для меня. Потому что именно тогда впервые в жизни я стала пить антидепрессанты.
Я не могу без дела. А наполняет меня только созидательная деятельность. К 2020 году, самым интересным делом для меня была работа художника-инсталлятора, которая проходила, как правило, как границей. Я тогда много путешествовала – иногда до 14 раз в год. А тут случился ковид, и всё это схлопнулось.
Конечно, гостиницу можно было продать, предложения поступали, цена была хорошая. В общем, передо мной стоял выбор: продать и сидеть с мешком денег и мучится вопросом, куда деть себя и эти деньги; или остаться с пространством, в котором я сама хозяйка и могу творить разный креатив.
Я выбрала второе. Но это решение пришло не сразу. И огромную роль в этом решении сыграла творческая лаборатория-поместье «Жёлтая Мельница» Славы Полунина. Поместье находится в получасе езды от Парижа, я несколько раз ездила туда работать инсталлятором на фестивали.
Главное, что дала мне «Жёлтая Мельница», – я увидела, что можно делать серьёзные дела играючи.
Судите сами. «Мельница» стоит на берегу реки, почва заболоченная, и их часто топит. И однажды была такая ситуация, что затопило сильно – в доме Полуниных воды было по пояс. Самим справится с ситуацией невозможно. И что они сделали? Сняли межкомнатные двери, надули матрас и устроили на весь день плавучий пикник!
На следующий день, когда вода схлынула, все стали заниматься просушкой вещей, уборкой и так далее. И вот этот лёгкий подход к трудностям, которому я научилась там, не раз спасал меня в трудностях с гостиницей.
Другой ценный опыт это, безусловно, формат работы с волонтёрами. Причём, не с волонтёрами, объединёнными идеей подвижничества и спасения, а совершенно в ином ключе. На «Мельнице» волонтёрство – это не служение, а веселое приключение в классной компании. Кстати, попасть туда добровольным помощником непросто и почётно, люди записываются очень задолго, а когда выпадает такая возможность, бросают все дела и едут. И встретить там можно просто невероятных личностей.
Схемы работы были выстроены очень интересно. Например, попасть на «Мельницу» можно только в определённые дни, когда волонтёры помогают готовить праздники, в остальное время это закрытая территория, куда допустимы только резиденты «Жёлтой Мельницы» или члены команды.
Вот этим всем процессам – как набирать волонтёров, чем их кормить, как ставить задачи и многому другому – я научилась в «Жёлтой Мельнице» и перенесла их в «Радугу».
Если в первое лето никаких вложений не потребовалось, то потом, когда я решила оставить турбазу и создать там арт-пространство, понадобились деньги. И не сразу было понятно, какие суммы, поскольку начали с покраски стен, а в итоге пришлось перестилать полы. В общем, чтобы сделать редизайн номеров, я не только потратила все свои свободные деньги, но и продала квартиру в Питере, а также задействовала деньги, которые были отложены у меня… та-дам – на космический туризм!
Потребовалось не только больше денег, но и времени. Я набрала команду из друзей и волонтёров. Питание и проживание – за мой счёт, а они работали бесплатно.
Второй сезон 2021 года, когда была активная переделка, был самым затратным: на всё ушло около 4 млн. рублей. Кредитов я не брала, с 2022 года «Радуга» уже вышла на самоокупаемость, в следующем – на прибыль. И с тех пор я вкладываю в проект только ту прибыль, которую он приносит. Кстати, слежу за тем, чтобы два моих бизнеса – «Радуга» и «Очень хорошо» – существовали автономно.
В турцентре осталась вся инфраструктура, что была при маме, но поменялся дизайн и концепт, появились разные новшества и удобства. В этом, кстати, помог мой обширный опыт путешествий за границей. И это стало нашим конкурентным преимуществом – мы готовы к столичной публике, запросы которой мне хорошо понятны. Хотя в высокий сезон гостиницы на Байкале и так переполнены. В «Радуге» проживает 50-70 человек в сутки.
Одно из моих самых удачных стратегических решений – не тратить деньги на рекламу. То есть сначала просто денег не было. А позже я убедилась, что эффективнее вкладываться в визуал, а потом эта красивая картинка будет сама себя продавать. Собственно, я это поняла ещё по «Очень хорошо».
Отличной идеей было привлекать в качестве сезонных работников волонтёров, а не местное население. У местных вообще нет мотивации, поскольку они понимают – работа всего на 3 месяца, и чего стараться? А волонтёры – это совершенно другая история, они едут за свой счёт на Байкал за приключениями и хорошей компанией. К тому же среди них бывают люди с неожиданными и уникальными компетенциями.
Конечно, на турбазе есть персонал по найму, иногда из тех же волонтёров. Администратор, например. По найму и узкие специалисты – повар, сотрудники СПА-центра. А вот уборка номеров, уход за территорией, мелкий ремонт – это всё на волонтёрах, за сезон приезжает до 50 человек.
В круглогодичной команде «Радуги» пять человек: я, смотритель, арт-куратор, онлайн-администратор, логист. Летом коллектив увеличивается до 19 постоянных сотрудников.
Минус работы с волонтёрами такой – анкеты они заполняют ещё в феврале-марте, а приезжать начинают в конце мая, и бывает, что у кого-то меняются планы, и тогда график заездов может поплыть. Когда столкнулась с этим, стала учитывать и приглашать больше людей, чем нужно, чтобы кто-то оставался про запас.
А вот ошибкой, которая стоила мне денег и нервов, стало моё легкомысленное отношение к договорённостям. Я привыкла сотрудничать так: по телефону поговорили, всё, я могу на человека рассчитывать.
И вот, когда мы готовились к сезону-2021, весь текстиль для номеров (постельное бельё, шторы и прочее) я заказала у одной предпринимательницы, и всё заранее оплатила. Это было тысяч 400, наверное. Естественно, ничего не подписывала. На честном купеческом слове, так сказать. При этом человек держал со мной связь и уверял, что всё в порядке, завтра отправлю.
А мы сидим с отремонтированными номерами и ждём текстиль, чтобы всё красиво отснять и выложить на агрегаторы бронирования. В итоге с большим опозданием пришла только часть заказа, остальное пришлось оперативно закупать. Так мы затянули с открытием сезона. А надо понимать, что на Байкале активный турсезон всего два месяца – июль и август. В итоге в то лето мы ничего не заработали.
Так что, уроки, которые я вынесла: всегда подписывать договор и иметь план Б.
Основные расходы такие: зарплата постоянному персоналу – 50%, питание для персонала и волонтёров – 30%, коммунальные услуги и хозрасходы – 20%.
Что касается доходов, то деньги за проживание дают только 40% нашей прибыли, остальные 60% – это сувениры, кафе и услуги спа-центра.
Конечно, выгоднее и полезнее развивать инфраструктуру, которая не касается проживания. Чтобы повысить средний чек, мы каждый сезон вводим что-то новое во всех своих продуктах.
В турбазе на Байкале главные трудности – это короткий сезон и большие расстояния. Поэтому идей у нас всегда больше, чем времени на их воплощение.
Только в начале июня полностью тает весь снег на территории, и за пару недель надо успеть подготовить инфраструктуру и территорию к заездам. То есть расконсервировать коммуникации, включая водопровод, убраться в номерах и общественных пространствах, организовать огородные посадки, наладить работу прачки, отработать территорию от клещей.
В это же время – провести все новые строительно-ремонтные работы, запустить арт-резиденции и творческие активности, и например, собрать цветы багульника, чтобы сделать из них сувенирное варенье
Осенью процесс консервации нужно выполнить до первого снега в обратном порядке. Если успели – тогда же ещё примерно месяц мы можем что-то строить, красить и пилить на территории без туристов.
Удалённость – минус неочевидный, но большой. Например, когда гости испортили раковину в номере, заезд новых гостей через два часа, а ближайший магазин в 300 км, это становится проблемой. С другой стороны, это развивает изобретательность.
Главная задача проекта в 2024 году – стратегическая. Хочется «поженить» туризм и искусство, чтобы гости сразу понимали, что «Радуга» – это арт-пространство, и ехали к нам адресно, за творческой перезагрузкой, атмосферой интересной деятельностью.
Мы изобрели новый формат по созданию инсталляций для арт-парка: любой турист может прийти к нам в мастерские и присоединиться к работе художников. Осталось протестировать этот формат на практике. Этим мы и займёмся в новом сезоне.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».