Многим предпринимателям приходится время от времени выступать перед аудиторией, чтобы рассказать о своём бизнесе или продукте. Во время такого выступления от него требуется не только умение произнести текст. Необходимы харизма и энергия, чтобы заразить своей идеей незнакомых людей. О том, как актёрские техники и упражнения помогают лучше подготовиться к публичному выступлению, порталу Biz360.ru рассказал основатель школы Chekhov Players Ярослав Штефан.
Ярослав Штефан, 30 лет, актёр, тренер и основатель школы техники Михаила Чехова
Chekhov Players
. Окончил МГТУ им. Баумана и Ярославский государственный театральный институт. Снимался в военной драме «Т-34», сериале «Кухня», авторском кино. В 2015 году основал в Москве школу Chekhov Players, в которой занимаются профессиональные актёры, режиссёры и люди, желающие раскрыть свои творческие способности.
Почти всем нам приходится думать о том, какое мы производим впечатление, общаясь с другими людьми – друзьями, родственниками, коллегами, клиентами, партнёрами. Зачастую мы хотим быть увереннее и убедительнее, уметь понятно доносить свои слова и эмоции до собеседников. Особенно важно это для предпринимателей, которым приходится выступать перед инвесторами, партнёрами, своей командой, участниками бизнес-сообщества.
И здесь может пригодиться опыт актёров. Актёры – это люди, которым постоянно приходится быть на публике и думать о том, как на неё воздействовать. Добиться нужного эффекта помогают различные техники – например, всем известная система Станиславского.
Я для работы с профессиональными и начинающими актёрами, а также с обычными людьми, готовящимся к публичным выступлениям, использую технику Михаила Чехова. Это племянник писателя Антона Павловича Чехова, русский актёр, который покорил своей игрой не только зрителей нашей страны, но и публику США и Европы. Он разработал актёрскую технику, направленную на предельное раскрытие творческого потенциала человека. Она может быть полезна всем, кому приходится выступать на публике.
Для публичного выступления требуется энергия оратора. Если от человека, рассказывающего о своём проекте или продукте, не исходит энергия, то его выступление можно сравнить с высохшей сливой.
Выступающий должен знать, с каким примерно количеством людей предстоит коммуницировать – 50, 500, 1 000, 10 000 человек. Также он должен понимать цель, которой хочет добиться – например, «притянуть» к себе зал или сплотить его, убедить в людей в чём-то, вдохновить, возвысить, зарядить и т.д. Всё это позволит определиться с характером своей энергии и управлением ею.
Когда человек не способен управлять своей энергией, он будет выдавать её аудитории больше или меньше, чем требуется. Работая с большим залом, но энергетически воздействуя лишь на 50 человек, спикер не достучится до остальной части слушателей. Или, наоборот, аудиторию можно «задавить» слишком активным воздействием на неё.
Плюс необходимо уметь не только управлять своей энергией, но и задавать ей нужный тон. Ведь спикер может не только притягивать аудиторию, но и делать это с определённой окраской. Он может экстравагантно взрывать аудиторию, ласково притягивать её к себе, легко и непринужденно окутывать, вдохновенно возвышать и так далее. Научиться задавать эти параметры в работе с аудиторией и переключать эти состояния «по щелчку» может каждый.
Перед публичным выступлением спикеру необходимо активизировать свою энергию. Я приведу одно упражнение, которое создал на основе «Техники актёра» Михаила Чехова - «Излучение». Его необходимо выполнять медленно и без лишнего напряжения.
Исходная позиция – встать прямо, вытянув перед собой прямые руки. Затем следует представить, как из плеч, бицепсов, локтей, кистей и пальцев устремляется вперёд белый тёплый свет. В этом упражнении основную роль играет наша фантазия, поэтому не стесняйтесь представлять то, о чём говорится в задании. Затем вообразите, что этот свет устремляется к ближайшей стене и пробивает её. Далее он проходит сквозь всё то, что встречается на его пути – дома, леса, поля и устремляется в открытый космос.
Затем представьте, что тот же мощный свет исходит и от ваших ног, туловища и лица. После чего постепенно разведите руки в стороны, пока не образуется угол в 180 градусов. Теперь сделайте шаг на месте левой ногой. И представьте, как исходящая от вас энергия в виде света пробивает фундамент и движется к недрам земли. Теперь то же самое – с правой ногой. После этого «подключаем» спину и затылок. Теперь излучение проходит на все 360 градусов. Затем разведённые руки поднимаются вверх, собирая всю энергию и как бы направляя её в космос. Далее опускаем руки перед собой, словно разрезая даль лазером, излучая чистую энергию. Опустите руки, упражнение окончено.
Следующая часть подготовки – выполнить то же самое упражнение, но проговаривая разные числа. Этим упражнением оратор активизирует свой голосовой посыл. Можно прочитать какой-то самый важный фрагмент текста выступления или всю речь. Хороший оратор должен доносить информацию не на уровне сухого текста - информации, а на уровне энергии, которая воздействует на ум, чувства и волю слушателей. Только тогда начинается настоящее взаимодействие с залом и содержательный диалог.
Эти упражнения займут максимум 15-20 минут вашего времени. В день выступления лучше выполнять их утром, когда проснулись, а затем уже перед самим выходом на аудиторию.
Если говорить о более системном подходе, то следует постоянно делать упражнения из актёрских техник. Они помогут в любое время увереннее держаться на публике и общаться с людьми. Упражнение на раскрытие и характер энергии я бы рекомендовал выполнять каждый день вместе с зарядкой. Благодаря ему появится внутренняя активность, сила, открытость, отличное настроение и непоколебимая уверенность в себе.
Конференции - это круто! Семь веских причин посещать бизнес-ивенты.
Интригуй, обещай, вовлекай: как завоевать внимание во время выступления.
Ну очень полезные бизнес-книги: 75 изданий, рекомендованных предпринимателями.