С честно заработанными деньгами предприниматели поступают по-разному: одни тратят их на улучшение качества жизни своей семьи, другие реинвестируют в бизнес, третьи хранят в банках. Но немало и тех, кто инвестирует свободные средства в различные инструменты, чтобы получить пассивный (или условно пассивный) доход. О том, что такое прямые инвестиции в бизнес и кому они могут быть полезны, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала предприниматель и инвестор Виктория Староватова.
Виктория Староватова, предприниматель и инвестор из Москвы, основатель проекта
Capital Acceleration Systems, эксперт в области так называемых антихрупких финансовых систем. Завершив управленческую карьеру в инженерных компаниях, сфокусировалась на инвестициях и основала проект C.A.S. Мама троих детей.
Прямые инвестиции – это вложение денег в бизнес без посредников в виде банка или фондового рынка. P2P-инвестирование – довольно распространённый инструмент финансирования потребностей начинающего или растущего бизнеса, в том числе различных венчурных проектов.
Для инвесторов этот формат инвестиций является самым высокорисковым: бизнес, как и человек, смертен. Поэтому, принимая решение об инвестиционном партнёрстве, нужно трезво оценить управленческую отчётность, узнать об этических и ценностных представлениях основателя и подойти к делу с толикой меценатского отношения на случай пессимистического развития ситуации.
Заимствования на фондовом рынке доступны, как правило, крупным компаниям. Для молодых бизнесов эта возможность практически закрыта. Крайне трудно таким проектам получить и банковские кредиты: банки консервативны, и в первую очередь думают о риске невозврата долга – хотят получить залог или увидеть плотный денежный поток и хорошую маржинальность.
Ни того, ни другого у начинающего бизнеса, как правило, нет. Поэтому прямые инвестиции для многих стартапов – единственно возможный способ получить финансирование.
У прямых инвестиций есть ряд важных преимущества. Как правило, их можно получить быстрее, чем банковский займ, и они дают доступ к «длинным» деньгам (более трёх лет). Кроме того, процедура получения прямых инвестиций гораздо проще, чем получение банковского кредита: инвестора вполне устроит отчётность в Excel, а вот банк - вряд ли. Вообще частные инвесторы более гибкие, чем банки.
Инвесторы же получают возможность вложиться в реальный бизнес, в котором они видят перспективы развития, и рассчитывать на высокий пассивный доход.
Прямые инвестиции могут позволить себе зрелые инвесторы с серьёзным «взрослым» капиталом (от 50 млн. рублей). При этом доля таких рисковых инвестиций в портфеле не должна превышать 10%, а для профи в прямых инвестициях – 30% портфеля.
У инвестора и предпринимателя есть несколько точек для встречи. Во-первых, чаще всего деньги в бизнес привлекают из ближайшего круга, или, как в шутку говорят, 4F: founders, family, friends, fools. В шутке есть доля истины – инвестиции в рисковые предприятия люди делают из большого доверия, для поддержки бизнес-идеи или из желания рискнуть и заработать сверхприбыль.
Во-вторых, это соцсети и сообщества по интересам. Сейчас популярны бизнес-клубы, в которых инвесторы присматривают бизнесы, а фаундеры ищут финансирование.
В третьих, это специальные площадки, например, Startrack, Karma и т.д. В прямых инвестициях через маркетплейсы чаще всего нет возможности оценить риски, связанные с человеческим фактором и глубокой управленческой отчётностью, зато есть дополнительные комиссии площадки как для инвестора, так и для компании-заёмщика, что снижает выгодность сделки для всех сторон, кроме самой площадки. Уровень риска при этом остаётся высоким.
Для начала диалога инвестору стоит запросить презентацию компании, свежую управленческую отчётность и провести серию бесед с основателем бизнеса. Фаундеру, в свою очередь, нужно подготовить необходимые документы и аргументы. Остановимся на значимых пунктах подробнее.
1. Вникаем в суть бизнеса и ситуацию на рынке
На первом этапе есть смысл изучить сайт и любую другую информацию в открытом доступе: о компании, команде, продукте, конкурентах и о рынке в целом. Необходимо понять, работает ли компания на формирующемся, растущем или стагнирующем рынке.
Пытаться плыть против течения инвестору невыгодно. Привлекательны компании с серьёзной стратегией развития – выходом на новые рынки или покупкой дорогостоящих активов, генерирующих дополнительную прибыль.
Кажется, что это очевидно. Но этот этап сбора информации поможет сформировать понимание позиции компании на рынке, поверить в неё или разочароваться. В любом случае, для инвестора это должна быть предельно понятная история.
2. Узнаём цель финансирования
Прямые инвестиции, как правило, привлекают для покрытия кассового разрыва, маркетинговых мероприятий и на развитие бизнеса. Только последняя цель – развитие бизнеса – стоит внимательного рассмотрения.
Проблема кассовых разрывов свидетельствует об ошибках в планировании и невысоком качестве корпоративного управления. Маркетинговые акции могут оказаться бездонной бочкой и не принести результатов.
3. Обсуждаем условия займа
На входе необходимо понять все существенные аспекты сделки:
- Минимальную сумму инвестиций;
- Срок привлечения средств;
- Максимальную ставку;
- Условия участия: долевое или долговое.
Ставки в среднем колеблются в пределах 10- 40% годовых. Важно понимать, за счёт какой маржинальности эта ставка будет выгодна бизнесу, а не навредит ему.
Суммы инвестиций в достойные внимания компании обычно начинаются от 1 млн. рублей, но могут быть значительно выше. Меньшие суммы, 100-300 тысяч рублей, часто запрашиваются для нивелирования кассовых разрывов, а это крайне рисковая цель. Займ на маленький срок, например три месяца, выгоден компаниям с «дышащей обороткой» (коротким торговым циклом и сезонными поставками) – они получают эффект рычага.
Инвестиции на 1-2 года представляют интерес для пассивного портфельного инвестора, рассчитывающего на регулярные выплаты или капитализацию и погашение займа в конце срока. При долговой схеме инвестору нужно сравнить дивидендный доход с доходностью в других классах активов. Если консервативные банковские депозиты, облигации и ликвидные etf приносят в среднем 3-9% годовых, то более рисковые инвестиции в бизнес должны приносить существенно больше – 15-50% годовых. Тогда высокий риск прямых инвестиций будет иметь хоть какой-то смысл.
Долговое участие оформляется договором займа, облигациями или векселями. Сторонам сделки стоит разработать график платежей, в котором чётко и однозначно прописаны даты выплат долга, процентов, возможность и условия отсрочки.
«Долевому» инвестору может быть интересно владение частью предприятия и получение дивидендов от прибыли. Он может рассчитывать на экспоненциальный рост капитализации компании, чтобы через пару лет продать свою долю с прибылью в 200-300%. Последний сценарий относится к венчурному рынку.
Зная первоначальные интересы сторон, станет понятно, удастся ли их сблизить или нет. Остальное – это вопрос переговоров.
4. Досконально изучаем управленческую отчётность
Необходимо запросить управленческую отчётность и попросить основателя компании её прокомментировать, присмотреться к тому, держит ли он в фокусе критические точки. Это крайне важный пункт: за цифрами всегда есть смыслы, их нужно суметь расшифровать.
Хорошим показателем будет, если в управленческой отчётности присутствуют, рассчитываются и прогнозируются следующие показатели:
-
Выручка и потоки денежных средств по месяцам за текущий и прошлый год;
-
Прибыль по месяцам за текущий и прошлый год;
-
Рентабельность;
-
Валовая и чистая маржинальность;
-
Планы по распределению прибыли;
-
Срок оборачиваемости капитала;
-
Дебиторская задолженность за текущий и прошлый год (от кого, сумма, как давно образовалась);
-
Кредиторская задолженность за текущий и прошлый год (кому – поставщикам, сотрудникам, налоговой, банку, частным инвесторам, сумма, как давно образовалась);
-
Детализированные затраты (переменные, постоянные, операционные, единовременные, налоговая нагрузка);
-
Прогноз и профилактика кассовых разрывов.
Поясню на примере работу с некоторыми показателями.
-
Планы по распределению прибыли: отсутствие таковых или стремление фаундера выводить всю прибыль является сигналом отсутствия ресурсов на развитие компании.
-
Затраты: если расходы свалены в общий котел и прописаны одной суммой, возрастает риск их недооценки. В идеале, расходы должны быть разбиты на постоянные и переменные. Важна степень детализации. Например, зарплаты должны быть расписаны по сотрудникам.
-
Дебиторская и кредиторская задолженности в динамике: возрастающая кредиторка – плохой признак. Инвестиции понадобятся на латание дыр кассового разрыва, а не на заявленное развитие бизнеса.
-
Кассовые разрывы: хорошим показателем будет наличие помесячного плана притоков и оттоков и формирование резерва на месяцы, в которых прогнозируется кассовый разрыв. В противном случае компания рискует генерировать «дыры», которые с каждым месяцем будет все сложнее залатывать. А значит, под угрозой будет и возврат долга инвестору.
5. Понять ценности основателя бизнеса
Личная беседа с владельцем поможет прояснить не только финансовые вопросы, но и его ценности, этические приоритеты. На входе важно понять, будет ли он бороться за свой бизнес, а заодно возврат денег инвесторов, или займёт позицию: «Извините, я не справился». В первом случае предприниматели будут рассказывать о чётких долгосрочных планах и упоминать о нефинансовой ценности стартапа для себя, во втором – будут давать размытые разъяснения и сетовать на непредсказуемость рынка и предпринимательские риски.
Своевременные выплаты займа по графику должны стать делом чести владельца бизнеса. График возвратов должен быть соотнесён с графиком получения выручки. Этот вопрос инвестору и фаундеру лучше проработать заранее. Любая просрочка платежей насторожит инвестора. Это будет сигнал, что в компании дела идут плохо, а его инвестиция под риском. Тогда инвестиционное партёерство окажется под вопросом, а это уже смертельно для бизнеса.
И наоборот: если инвестор видит развитие компании в совокупности с регулярными выплатами, он при необходимости будет готов продлить вложения на выгодных условиях.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».