Стартап-менеджер Сергей Шипелев помог запустить немало чужих проектов, прежде чем перешёл к собственному. Он – владелец трёх котов, змеи, собаки и рыбки. Но когда приходил в зоомагазин, ему не нравилось, как там всё устроено: на полках стояли раскрученные, но не полезные корма известных брендов, консультанты не разбирались в ассортименте, атмосфера была недружелюбной. И Сергей решил открыть особый зоомагазин – с осознанным отношением к животным, качественным консалтингом и особой атмосферой. О том, как устроен зоомагазин с этичной концепцией, Сергей Шипелев рассказал порталу Biz360.ru.
Сергей Шипелев – 33 года, предприниматель из Самары, основатель сети зоомагазинов
«Пёс его знает». По образованию – бухгалтер-экономист, окончил Приморский промышленный экономический техникум и Академию труда и социальных отношений. Занимался запуском различных проектов как стартап-менеджер. Первый магазин товаров для животных «Пёс его знает» открыл в 2020 году, сегодня у сети работает две точки.
Около 10 лет я работал в найме – занимался созданием новых концепций. Моя должность называлась «стартап-менеджер» и моей задачей было создать концепт, который будет приносить деньги. За годы в этой сфере у меня образовалась база контактов людей, которые стали обращаться ко мне, предлагая какие-то проекты.
Мне никогда не было интересно делать что-то, что уже есть на рынке – хотелось создавать что-то новое, большее. Например, я запускал сеть healthy-food-магазинов «Город-сад» в Москве (сегодня сеть продолжает работу уже без моего участия). Также занимался открытием ресторанов и кафе, запускал салон красоты.
Собственно, я и сейчас занимаюсь тем же – просто на этот раз работаю уже на себя. К началу пандемии я решил уйти в сферу зоомагазинов, которая всегда казалась мне особенно нуждающейся в развитии.
С тех пор, как я завёл себе кота, а потом и других животных, я ходил в такие точки как рядовой покупатель, и мне очень не нравилось то, что я вижу. Никто там не мог ответить на самые простые вопросы, продавцы ни в чём не разбирались, а сами магазины ничем друг от друга не отличались.
Я захотел открыть зоомагазин в таком формате, который вижу я. Решил сделать это в родном городе Самаре – просто потому что на такой старт требовалось в разы меньше инвестиций, и в целом это было проще. А основной ценностью проекта является осознанное отношение к животным.
На открытие первой точки понадобилось порядка двух месяцев и 2 млн. рублей. Это были мои собственные сбережения от работы на предыдущих проектах. Помещение мы искали несколько недель. Ничего особенно не нравилось, был страх сделать неправильный выбор. В итоге в один из моментов я решил не искать идеальное решение, а взять то помещение, которое будет хотя бы более-менее соответствовать требованиям. Так и сделал выбор в пользу площадки в 42 квадратных метра в довольно невзрачном доме.
У меня уже был опыт работы с такими локациями. У них есть свои преимущества, в частности, из них можно сделать некое secret place, что-то непопсовое – на это есть спрос. Так и вышло в случае с нашим магазином.
Никаких предварительных исследований спроса я не проводил. Я придерживаюсь убеждения, что покупатель никогда не знает, чего он хочет, и ждёт подсказки. Мне кажется, сегодня человек так погряз в широком выборе всего, что спрашивать у него, какой он бы хотел магазин, бессмысленно: нужно открывать такой, в котором просто качественно помогут сориентироваться.
Потому что такого не хватает лично мне. Когда я прихожу в обычный продуктовый магазин и вижу, сколько там глазированных сырков, мне очень недостаёт специалиста, который бы стоял рядом и сказал: берите вот этот, он шикарный. И я бы взял! Но такого человека нет. В нашем мире покупатели в основном остаются наедине со своими деньгами – и никто не помогает им эти деньги потратить.
Свой зоомагазин я открывал именно с такой мыслью. Мне хотелось, чтобы ко мне приходил человек и просто говорил: у меня мейнкун. А мы в ответ сразу давали ему готовое решение, которое заранее выбрали исходя из своей компетенции, всё проверив и изучив. Я сам владелец трёх котов, змеи, собаки и рыбки. Так что мой личный опыт плюс увлечение ветеринарной диетологией серьёзно помогли мне в создании концепции моего магазина.
Я нахожусь в магазине достаточно много времени и вижу, кто к нам приходит и с какими запросами. Я читаю диетологов из Канады, США и Европы. Эти знания помогают мне определять качество продукции от разных производителей – и убирать из ассортимента то, что я как владелец питомца ему сам бы не купил.
На мой взгляд, зоомагазин не должен быть складом всевозможных кормов (как это происходит у остальных участников рынка). Большой выбор кормов не нужен, это только запутывает покупателя: ему необходимо всего несколько простых и понятных решений.
Поэтому у нас, к примеру, есть три вида консервов для собак: ветеринарная линейка для животных с особенностями питания; эконом – для тех, кому важнее всего цена; линейка с кормом повышенного качества. И этого достаточно, больше не нужно. То же самое – с едой для кошек и другими позициями в ассортименте.
Вместо широкого выбора я ориентировался скорее на компетенцию консультантов и лояльность покупателя к бренду. Сегодня в нашем штате пять консультантов. Искать их было довольно сложно: часто сталкиваелся с тем, что на рынке огромный дефицит тех специалистов, которые бы разделяли наши ценности.
Главная потребность животных, как и человека, это еда. Поэтому максимальный процент в продажах у нас занимают корма – примерно 70%, при этом чуть больше половины в этом объёме занимают кошачьи корма. Потом по общему объему идут лакомства, потом – игрушки. Также с самого открытия мы предлагаем услугу груминга – в ней ежемесячно нуждаются собаки.
Это предложение появилось у нас практически сразу: мы с самого начала знали, что в ней есть потребность у наших покупателей. Поэтому на 10 метрах в нашем магазине каждый день работает мастер.
Для маленькой собаки услуга стоит 1,5 тысячи рублей, для средней - 1,8 тысячи, для крупной 2-2,5 тысячи, но для очень крупной может стоить и 5 тысяч в зависимости от породы (например, если речь про русского черного терьера, который весит 60 кг).
Такому небольшому бизнесу, как наш, довольно непросто взаимодействовать с поставщиками. Как правило, обычные сетевые магазины договариваются с крупными массовыми брендами, предоставляя им особое место на полках и приоритет в продвижении – и получая взамен сниженные цены на оптовые закупки. Но мы на такие условия идти не можем, это не позволяют наши убеждения и концепция.
Поэтому единственный способ что-то продавать для нас – это искать каких-то локальных и немассовых поставщиков. У нас есть партнёры, которые не сотрудничают больше ни с кем в городе. На данный момент мы ищем новых партнёров в России, которые бы делали классные вещи на тему зоотоваров: значки, носки и т.д.
Год назад наша компания столкнулась с серьёзной проблемой: один из основных брендов в нашем ассортименте запретили к ввозу в Россию (официальная причина – наличие ГМО, которое запрещено в нашей стране, но я уверен, что многое тут связано с политикой импортозамещения). А ведь мы уже приучили питомцев многих наших покупателей именно к этой марке. В качестве решения мы пришли к необходимости запускать собственную линейку натуральных кормов.
Сейчас я занимаюсь разработкой упаковки, ищу помещение (но с ним проблем не будет – кризис, так что выбор есть) и сотрудников в команду. Также нам понадобится получить различные документы и найти поставщиков. Думаю, первоначальные вложения будут не очень большими – до 50 тысяч рублей. Мы планируем развивать это направление постепенно: сначала попробовать делать один вид корма. Перед полномасштабным запуском нужно будет провести много тестов, потому что не хотелось бы запустить в продажу что-то низкого качества, а потом долго извиняться.
Поскольку у нас отняли возможность продавать корм, который был нашей фишкой, мы стали искать и какие-то другие возможности предложить что-то уникальное. Так, наш второй магазин ориентирован на продажу лакомств для животных – и мы договорились с заводом в Рязани об особых условиях по реализации таких продуктов.
Люди, конечно, первое время довольно долго к нам присматривались, ведь формат был необычным. К нам заходили в том числе те, для кого не была актуальна ценность нашей концепции. Но сейчас, через год с лишним, у нас сформировался круг именно нашей аудитории. Это молодые прогрессивные люди, не безразличные к своим животным и воспринимающие их как часть семьи.
В том числе для них является ценностью экологичность. Наша компания не использует пластиковые пакеты, отказываемся от упаковки в части товаров, по каким-то позициям (в частности, лакомствам для животных) переходим на развесную продукцию.
Магазин вышел на прибыль примерно через 8 месяцев после запуска. Оборот с одной точки – примерно 1 млн. рублей в месяц. Определённая сезонность в бизнесе есть, что заметно на груминге: в период слякоти спрос выше, а летом есть спад. Однако на продажу кормов время года почти не влияет.
Для продвижения мы пользуемся только Instagram, у нас нет даже сайта, и на других площадках мы тоже не продвигаемся. В это просто нет необходимости – аккаунт в Instagram прекрасно справляется с задачей. Также для привлечения внимания используем «Яндекс.Карты».
Ещё я реализовал в офлайне такую штуку: на фасаде первого магазина на высоте четырёх метров разместил фигуру огромного кота с горящими глазами. Машины на соседней улице вечно стоят в пробке, и этого кота видно с дороги – люди часто его фотографируют. На это я и рассчитывал. На этого кота я потратил немалые деньги, и они окупились буквально сразу.
В дальнейшем, помимо открытия собственного производства, я планирую запускать мерч – по-настоящему модную одежду, которую можно носить каждый день, а не на даче. Тут мы ориентируемся на молодежный бренд Off-white. У меня вот есть куртка, на спине которой баллончиком нарисован логотип моего магазина, и все меня часто спрашивают, где я такую взял? Такую одежду мы и планируем делать.
Для меня в целом очень важна эстетика, и я стараюсь по мере сил вносить её в город, где живу и работаю.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».