Рубрики:
  • Финансы
  • Менеджмент
  • Персоны
  • 5

Семь стоп-факторов для бизнес-ангела: как стартап может остаться без инвестиций

Прочтёте за 3 мин.
03 мая 2018 10:00

Что является «красным флагом» для инвесторов ранних стадий

IT-инструменты, которые использует Дмитрий Калаев

  • Telegram
  • Facebook
  • LinkedIn

Каждый инвестор уделяет серьёзное внимание отбору очередного стартап-проекта, в который он потенциально готов вложить свои деньги. Во время анализа информации взвешиваются все «за» и «против», проект рассматривается с разных ракурсов, принимается во внимание множество факторов. О том, какие стоп-факторы могут побудить инвестора отказаться от финансовых вливаний в стартап, рассказал директор акселерационных и образовательных программ ФРИИ Дмитрий Калаев.

Досье

Дмитрий Калаев, директор акселерационных и образовательных программ в Фонде развития интернет-инициатив ( ФРИИ ), сооснователь компании  GoValley. Образование: Уральский государственный экономический университет. Ранее работал руководителем регинального офиса компании «Сбербанк-Технологии», советником министра экономики Свердловской области, заместителем директора компании Naumen.

Дмитрий Калаев

I. У основателя нет амбиций создать большую компанию

Если у предпринимателя нет амбиций стремительно и многократно расти, идти наперекор ситуациям, задавать тренды на рынке, то он не впишется в формат венчурного бизнеса. Инвестор, как правило, обращает внимание на то, как основатели видят свой бизнес и их планы роста.

Идеальный венчурный бизнес, который может быть привлекательным для бизнес-ангела и венчурного фонда ранних стадий - когда компания зарабатывает 10 млн. рублей в год и удваивает выручку в течение года.

II. Основатель просит большую зарплату

Если в финансовой модели проекта прописаны очень высокие зарплаты основателей, инвестор, скорее всего, сделает вывод, что они больше заинтересованы в своем личном доходе, а не в успехе и росте компании.

Мало кто захочет инвестировать не столько в бизнес, сколько в текущее финансовое благополучие стартапера, возникающее за счёт перекладывания в собственный карман инвестиций, а не будущих прибылей.

III. У основателя плохая репутация

Если заведомо известно, что основатель компании когда-то «развёл» инвестора или «кидал» партнёра, то это серьёзно увеличивает вероятность неудачной инвестиции, даже если компания обладает уникальной технологией и показывает сильный рост. 

Бизнесом управляет основатель, а у инвестора не будет возможности контролировать каждый его шаг и проверять, не обманывают ли его. Если основатель настроен обмануть инвестора, предотвратить это не помогут никакие документы. Ни устав, ни соглашение учредителей, ни другие юридические формальности не станут гарантией, поскольку 80% вопросов решаются на личном уровне между партнёром и основателем.

Именно поэтому любой инвестор использует все возможности, чтобы узнать о прошлом и настоящем основателей, получая информацию как из открытых источников, так и общаясь с участниками рынка. В некоторых случаях, если в компании есть люди с сомнительным реноме, получается договориться с основателем, и выкупить их долю.

В одной из наших компаний, с которой мы обсуждали сделку, долей в 50% владел известный в своих кругах человек, занимавшийся в 1990 годах рейдерством заводов в промышленном регионе. Другие ребята пришли к нам с инвестором-владельцем боксерских клубов с опытом рэкета в прошлой «карьере», лишь недавно заинтересовавшимся IT-технологиями. Не думаю, что с такими партнёрами стоит строить бизнес с высокими венчурными рисками. Маловероятно, что они поймут, почему инвестиции оказались потеряны. Конечно, вы не планируете их потерять, но такой исход надо принимать в расчёт. 

IV. Основатели бесконечно ищут деньги,
но динамики роста компании нет

Существуют такие предприниматели, которые раз в полгода-год приходят за инвесторскими деньгами при нулевом росте. Это явный признак того, что компания либо не может найти инвесторов, либо привлекает инвестиции, но не показывает никаких изменений. Инвестору достаточно посмотреть на метрики по росту клиентов, продаж, выручки, чтобы оценить перспективы.

V. Основатель не вовлечён в свой бизнес

Любые инвестиции - это, в первую очередь, инвестиции в команду, ядром которой является основатель. Инвесторы с осторожностью относятся к проектам, основатели которых одновременно заняты другими стартапами. Компания №1 на рынке не делается за время, свободное от других бизнесов. Один из «звоночков» - на встречу вместо основателя пришёл нанятый управленец. 

Также оттолкнет инвесторов ситуация, когда на ранней стадии существования стартапа основатель нанял специального человека для фандрайзинга. Для инвестора это бесполезный человек, поскольку не он сгенерировал идею и видение роста компании.

Настороженность вызывают также стартапы, основатели которых имеют опыт неудачных проектов, но здесь многое зависит от ситуации. В некоторых случаях неудачи становятся хорошим опытом и возможностью научиться на своих ошибках, а хорошие показатели и бизнес-модель нового проекта будут достаточно привлекательны для инвестиций.

Некоторые неудачные стартапы - наоборот - только повышают желание инвестировать в команду ещё раз. В нашем инвестиционном портфеле есть несколько таких случаев, когда мы повторно инвестировали в команду с предыдущим неудачным опытом.

VI. Основатели не владеют контрольным пакетом стартапа

До сих пор встречаются стартапы, в которых уже на самой ранней стадии инвесторы владеют большей частью компании. Обычно даже более 25% владения у инвесторов ранней стадии может стать препятствием привлечения следующего раунда, но на рынке встречаются случаи, когда уже на первых шагах 50% или даже 80% принадлежат инвесторам.

Такая ситуация создает дискомфортные условия в первую очередь для основателей. Если устойчивого бизнеса нет, то у основателя не будет мотивации превращать его во что-то большее, поскольку фактически он зарабатывает для инвесторов при своей минимальной выгоде. Правда, такие ситуации исправимы - часто ФРИИ совместно с основателями системно вели переговоры с их более ранними инвесторами и находили компромисс.

VII. Основатель не готов перенести
интеллектуальную собственность в компанию

Это означает, что у бизнеса нет основного актива. Если основатель хочет оставить за собой интеллектуальную собственность, скорее всего он сам недостаточно верит в свою компанию и её будущее. 

Источник: Firrma.

Biz360.ru


Читайте также:

В стартап приходит инвестор: к чему нужно быть готовым.
Как вести себя на переговорах с потенциальным инвестором.
Инвестиции для стартапа: как влюбить евро-венчур в свой проект.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Кейсы Предприниматели против ФНС и ПФР: как победить чиновников в суде 20 августа
    Предприниматели против ФНС и ПФР: как победить чиновников в суде
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса 20 августа
    Бизнес-идея для стартапа за границей: фудтрак в Испании
    Прочтёте за 3 мин. Бизнес-идея для стартапа за границей: фудтрак в Испании
  • Маркетинг Пять вдохновляющих книг по маркетингу 17 августа
    Пять вдохновляющих книг по маркетингу
    Прочтёте за 3 мин.
  • Персоны Социальное предпринимательство: как устроен проект для женщин в декрете LifeMama 17 августа
    Социальное предпринимательство: как устроен проект LifeMama
    Прочтёте за 6 мин.
  • Менеджмент Мы будем жить теперь по-новому: как изменятся правила работы сайтов-агрегаторов 16 августа
    Мы будем жить теперь по-новому: как изменятся правила работы сайтов-агрегаторов
    Прочтёте за 3 мин.
  • Персоны Спасти и сохранить: как работает мастерская по пошиву этнической одежды 16 августа
    Спасти и сохранить: как работает мастерская по пошиву этнической одежды
    Прочтёте за 5 мин.
  • Маркетинг Пришёл, увидел, приобрёл: как мотивировать посетителей сайта совершать больше покупок 15 августа
    Как мотивировать посетителей сайта совершать больше покупок
    Прочтёте за 6 мин.
  • Идеи для бизнеса Лучший подарок, конечно, горшок: как заработать на необычных презентах 15 августа
    Лучший подарок, конечно, горшок: как заработать на необычных презентах
    Прочтёте за 5 мин.
  • Персоны Бизнес в эмиграции: как предпринимателю стать «своим» в Лондоне 14 августа
    Бизнес в эмиграции: как предпринимателю стать «своим» в Лондоне
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Игра в открытую: как заработать на поликарбонате, теплицах и бесплатной доставке 14 августа
    Игра в открытую: как заработать на поликарбонате, теплицах и бесплатной доставке
    Прочтёте за 8 мин.
  • Маркетинг Формула успешной скидки: что нужно учесть ритейлеру, запуская промо-акцию 13 августа
    Формула успешной скидки: что нужно учесть ритейлеру, запуская промо-акцию
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса «Угрожать – неконструктивно»: как заработать на обучении коллекторов 13 августа
    «Угрожать – неконструктивно»: как заработать на обучении коллекторов
    Прочтёте за 6 мин.
  • Финансы Пять вдохновляющих книг о деньгах и финансах 10 августа
    Пять вдохновляющих книг о деньгах и финансах
    Прочтёте за 3 мин.
  • Менеджмент Бывший госслужащий: как принять его на работу и не попасть на штраф 10 августа
    Бывший госслужащий: как принять его на работу и не попасть на штраф
    Прочтёте за 3 мин.
  • Менеджмент «Мы ждём перемен»: как подготовить и провести реформы в компании 09 августа
    «Мы ждём перемен»: как подготовить и провести реформы в компании
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Двухколёсная экзотика: как заработать на велосипедах и беговелах из бамбука 09 августа
    Двухколёсная экзотика: как заработать на велосипедах и беговелах из бамбука
    Прочтёте за 4 мин.
  • Маркетинг Цифры не врут: как оценить результаты рекламной кампании у блогеров 08 августа
    Цифры не врут: как оценить результаты рекламной кампании у блогеров
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Всё будет «Тип-топ»: как заработать на детских занятиях в нестандартном формате 08 августа
    Всё будет «Тип-топ»: как заработать на детских занятиях в нестандартном формате
    Прочтёте за 6 мин.
  • Кейсы В одной упряжке: как IT-решение помогло связать работу всех отделов компании 07 августа
    В одной упряжке: как IT-решение помогло связать работу всех отделов компании
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Made in Taiga: как заработать на дарах природы из Сибири 07 августа
    Made in Taiga: как заработать на дарах природы из Сибири
    Прочтёте за 7 мин.
Идёт загрузка материалов