Рубрики:
  • Финансы
  • Менеджмент
  • Персоны
  • 5

Семь стоп-факторов для бизнес-ангела: как стартап может остаться без инвестиций

Прочтёте за 3 мин.
03 мая 2018 10:00

Что является «красным флагом» для инвесторов ранних стадий

IT-инструменты, которые использует Дмитрий Калаев

  • Telegram
  • Facebook
  • LinkedIn

Каждый инвестор уделяет серьёзное внимание отбору очередного стартап-проекта, в который он потенциально готов вложить свои деньги. Во время анализа информации взвешиваются все «за» и «против», проект рассматривается с разных ракурсов, принимается во внимание множество факторов. О том, какие стоп-факторы могут побудить инвестора отказаться от финансовых вливаний в стартап, рассказал директор акселерационных и образовательных программ ФРИИ Дмитрий Калаев.

Досье

Дмитрий Калаев, директор акселерационных и образовательных программ в Фонде развития интернет-инициатив ( ФРИИ ), сооснователь компании  GoValley. Образование: Уральский государственный экономический университет. Ранее работал руководителем регинального офиса компании «Сбербанк-Технологии», советником министра экономики Свердловской области, заместителем директора компании Naumen.

Дмитрий Калаев

I. У основателя нет амбиций создать большую компанию

Если у предпринимателя нет амбиций стремительно и многократно расти, идти наперекор ситуациям, задавать тренды на рынке, то он не впишется в формат венчурного бизнеса. Инвестор, как правило, обращает внимание на то, как основатели видят свой бизнес и их планы роста.

Идеальный венчурный бизнес, который может быть привлекательным для бизнес-ангела и венчурного фонда ранних стадий - когда компания зарабатывает 10 млн. рублей в год и удваивает выручку в течение года.

II. Основатель просит большую зарплату

Если в финансовой модели проекта прописаны очень высокие зарплаты основателей, инвестор, скорее всего, сделает вывод, что они больше заинтересованы в своем личном доходе, а не в успехе и росте компании.

Мало кто захочет инвестировать не столько в бизнес, сколько в текущее финансовое благополучие стартапера, возникающее за счёт перекладывания в собственный карман инвестиций, а не будущих прибылей.

III. У основателя плохая репутация

Если заведомо известно, что основатель компании когда-то «развёл» инвестора или «кидал» партнёра, то это серьёзно увеличивает вероятность неудачной инвестиции, даже если компания обладает уникальной технологией и показывает сильный рост. 

Бизнесом управляет основатель, а у инвестора не будет возможности контролировать каждый его шаг и проверять, не обманывают ли его. Если основатель настроен обмануть инвестора, предотвратить это не помогут никакие документы. Ни устав, ни соглашение учредителей, ни другие юридические формальности не станут гарантией, поскольку 80% вопросов решаются на личном уровне между партнёром и основателем.

Именно поэтому любой инвестор использует все возможности, чтобы узнать о прошлом и настоящем основателей, получая информацию как из открытых источников, так и общаясь с участниками рынка. В некоторых случаях, если в компании есть люди с сомнительным реноме, получается договориться с основателем, и выкупить их долю.

В одной из наших компаний, с которой мы обсуждали сделку, долей в 50% владел известный в своих кругах человек, занимавшийся в 1990 годах рейдерством заводов в промышленном регионе. Другие ребята пришли к нам с инвестором-владельцем боксерских клубов с опытом рэкета в прошлой «карьере», лишь недавно заинтересовавшимся IT-технологиями. Не думаю, что с такими партнёрами стоит строить бизнес с высокими венчурными рисками. Маловероятно, что они поймут, почему инвестиции оказались потеряны. Конечно, вы не планируете их потерять, но такой исход надо принимать в расчёт. 

IV. Основатели бесконечно ищут деньги,
но динамики роста компании нет

Существуют такие предприниматели, которые раз в полгода-год приходят за инвесторскими деньгами при нулевом росте. Это явный признак того, что компания либо не может найти инвесторов, либо привлекает инвестиции, но не показывает никаких изменений. Инвестору достаточно посмотреть на метрики по росту клиентов, продаж, выручки, чтобы оценить перспективы.

V. Основатель не вовлечён в свой бизнес

Любые инвестиции - это, в первую очередь, инвестиции в команду, ядром которой является основатель. Инвесторы с осторожностью относятся к проектам, основатели которых одновременно заняты другими стартапами. Компания №1 на рынке не делается за время, свободное от других бизнесов. Один из «звоночков» - на встречу вместо основателя пришёл нанятый управленец. 

Также оттолкнет инвесторов ситуация, когда на ранней стадии существования стартапа основатель нанял специального человека для фандрайзинга. Для инвестора это бесполезный человек, поскольку не он сгенерировал идею и видение роста компании.

Настороженность вызывают также стартапы, основатели которых имеют опыт неудачных проектов, но здесь многое зависит от ситуации. В некоторых случаях неудачи становятся хорошим опытом и возможностью научиться на своих ошибках, а хорошие показатели и бизнес-модель нового проекта будут достаточно привлекательны для инвестиций.

Некоторые неудачные стартапы - наоборот - только повышают желание инвестировать в команду ещё раз. В нашем инвестиционном портфеле есть несколько таких случаев, когда мы повторно инвестировали в команду с предыдущим неудачным опытом.

VI. Основатели не владеют контрольным пакетом стартапа

До сих пор встречаются стартапы, в которых уже на самой ранней стадии инвесторы владеют большей частью компании. Обычно даже более 25% владения у инвесторов ранней стадии может стать препятствием привлечения следующего раунда, но на рынке встречаются случаи, когда уже на первых шагах 50% или даже 80% принадлежат инвесторам.

Такая ситуация создает дискомфортные условия в первую очередь для основателей. Если устойчивого бизнеса нет, то у основателя не будет мотивации превращать его во что-то большее, поскольку фактически он зарабатывает для инвесторов при своей минимальной выгоде. Правда, такие ситуации исправимы - часто ФРИИ совместно с основателями системно вели переговоры с их более ранними инвесторами и находили компромисс.

VII. Основатель не готов перенести
интеллектуальную собственность в компанию

Это означает, что у бизнеса нет основного актива. Если основатель хочет оставить за собой интеллектуальную собственность, скорее всего он сам недостаточно верит в свою компанию и её будущее. 

Источник: Firrma.

Biz360.ru


Читайте также:

В стартап приходит инвестор: к чему нужно быть готовым.
Как вести себя на переговорах с потенциальным инвестором.
Инвестиции для стартапа: как влюбить евро-венчур в свой проект.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Идеи для бизнеса 19 октября
    Остаёмся зимовать: семь вдохновляющих историй для наступающих холодов
    Прочтёте за 3 мин. Остаёмся зимовать: семь вдохновляющих историй для наступающих холодов
  • Маркетинг Маркетинг доверия: как продавать дорогие услуги разным типам клиентов 19 октября
    Маркетинг доверия: как продавать дорогие услуги разным типам клиентов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Маркетинг Изучить врага: как анализировать страницы своих конкурентов в соцсетях 18 октября
    Изучить врага: как анализировать страницы своих конкурентов в соцсетях
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Английский в коробке: как заработать на обучающих настольных играх 18 октября
    Английский в коробке: как заработать на обучающих настольных играх
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Один за всех и все за одного: 12 принципов крепкой бизнес-команды 17 октября
    Один за всех и все за одного: 12 принципов крепкой бизнес-команды
    Прочтёте за 7 мин.
  • Идеи для бизнеса Французский связной: как экс-сибирячка открыла брачное агентство во Франции 17 октября
    Французский связной: как экс-сибирячка открыла брачное агентство во Франции
    Прочтёте за 6 мин.
  • Менеджмент Я знаю – ты сможешь: как правильно делегировать задачи сотрудникам 16 октября
    Я знаю – ты сможешь: как правильно делегировать задачи сотрудникам
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Первая «Ласточка»: как развивать детский центр в небольшом провинциальном городе 16 октября
    Первая «Ласточка»: как развивать детский центр в небольшом провинциальном городе
    Прочтёте за 5 мин.
  • Кейсы Продаван, приди: как найти хорошего менеджера по продажам 15 октября
    Продаван, приди: как найти хорошего менеджера по продажам
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Когда прыжки в мешках надоели: как заработать на настольных играх для ивентов 15 октября
    Когда прыжки в мешках надоели: как заработать на настольных играх для ивентов
    Прочтёте за 6 мин.
  • Маркетинг Деньги решают не всегда: 10 сценариев работы с лидерами мнений 12 октября
    Деньги решают не всегда: 10 сценариев работы с лидерами мнений
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес с пылу с жару: как и на чём зарабатывает сеть блинных 12 октября
    Бизнес с пылу с жару: как и на чём зарабатывает сеть блинных
    Прочтёте за 7 мин.
  • Кейсы Бизнес за границей: как предприниматели из Петербурга запускают компанию в США 11 октября
    Бизнес за границей: как предприниматели из Петербурга запускают компанию в США
    Прочтёте за 5 мин.
  • Персоны Неочевидные советы для успеха: что необходимо делать предпринимателям 11 октября
    Неочевидные советы для успеха: как необходимо поступать предпринимателям
    Прочтёте за 6 мин.
  • Кейсы Включить форсаж: как автоматизация позволила интернет-магазину увеличить продажи 10 октября
    Включить форсаж: как автоматизация позволила интернет-магазину увеличить продажи
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Помогаем помогать: как работает и на чём зарабатывает сервис профессиональных сиделок 10 октября
    Помогаем помогать: как зарабатывает сервис профессиональных сиделок
    Прочтёте за 7 мин.
  • Кейсы Единым фронтом: как отраслевое объединение продавливает необходимые для развития индустрии законы 09 октября
    Единым фронтом: как продавить необходимые для развития индустрии законы
    Прочтёте за 4 мин.
  • Кейсы Конкуренция и конкурентная борьба-II: ещё 11 важных уроков от предпринимателей-практиков 09 октября
    Конкурентная борьба-II: ещё 11 важных уроков от предпринимателей-практиков
    Прочтёте за 8 мин.
  • Кейсы Конкуренция и конкурентная борьба-I: десять важных уроков от практикующих предпринимателей 08 октября
    Конкурентная борьба-I: десять важных уроков от практикующих предпринимателей
    Прочтёте за 8 мин.
  • Менеджмент «Я устал, я ухожу»: что нужно знать тому, кто хочет продать свой бизнес 08 октября
    «Я устал, я ухожу»: что нужно знать тому, кто хочет продать свой бизнес
    Прочтёте за 3 мин.
Идёт загрузка материалов