Венчур в огне: что ждёт российские стартапы в ближайшем будущем

Прочтёте за 4 мин.

«Слабые проекты быстрее умрут, а перспективные быстрее станут большими»

IT-инструменты, которые использует Григорий Бочаров

  • Telegram
  • Trello
  • Zoom

Вести технологический бизнес в России из-за разразившегося политико-экономического кризиса стало значительно сложнее. В этой ситуации потери несут и уже сложившиеся компании, и стартапы, находящиеся сейчас на разных стадиях своего жизненного цикла. О том, что будет происходить с венчурным рынком в нашей стране и с какими общими проблемами столкнутся российские стартапы, в своей авторской колонке рассказал Григорий Бочаров, директор по продукту Московской биржи.

Досье

Григорий Бочаров – директор по продукту Московской биржи, независимый консультант по вопросам венчурных инвестиций, эксперт по развитию digital-проектов. Окончил МЭИ, где изучал автоматизацию систем управления технологическими процессами. После вуза работал в компаниях, которые занимались автоматизацией производства и логистики. В 2016 году основал компанию InSize (производство промышленных весов), которая оценивалась в $2 млн. За пять дней запустил сервис Undo – подготовка претензий за отменённые авиаперелёты и туры в пандемию коронавируса.

Григорий Бочаров

Рынок сжимается

Внутрироссийский инвестиционный рынок претерпит серьёзнейшие изменения. Он и так никогда не был большим. А сейчас, после известных событий, с большой степенью вероятности съёжится до минимальных размеров. По последней информации, Россия находилась на уровне инвестиционной активности Латвии. Но уже сейчас очевидно, что мы сильно уступим даже такой небольшой стране в краткосрочной перспективе. 

Последние события в экономике повлекли за собой множество проблем для российских стартапов. В первую очередь это уход иностранных инвесторов, невозможность закрыть раунды и провести расчёты с иностранными поставщиками или контрагентами. Часть инвестиционных денег, помогавших строить бизнесы в нашей стране, вливалась из-за рубежа. Эти вливания сейчас остановятся. Хватит ли для развития рынка собственных денег – большой вопрос. 

Исторически в России нет глубокой вертикали компаний, которые бы покупали друг друга. В инвестировании есть две модели получения дохода – дивидендная и экзитная. Дивидендная модель в большей степени относится к классическому бизнесу. По экзитной модели растущий проект обычно покупает более крупная компания – стратегический инвестор. А затем продаёт его ещё более крупной компании. Цель таких покупок – последующая перепродажа или выход на IPO. В США вертикаль покупок может достигать 10-15 сделок. В России подобных покупателей можно пересчитать по пальцам двух рук, и все они – довольно известные компании. 

На мировом рынке, конечно, больше возможностей и клиентов, чем на российском. Это позволяло стартапам довольно быстро развиваться. Именно за быстрорастущими стартапами и охотились все венчурные инвесторы. Венчур – это не только высокие риски, но и высокая доходность, связанная с высокотехнологичными решениями. Для инвесторов более интересны проекты, работающие на международном рынке – у них больше перспектив, чем у локальных стартапов. 

Часть проектов, ориентированных на российский рынок, продолжат работу. Некоторые из них будут чувствовать себя довольно неплохо. Здесь правильнее оценивать отдельные сегменты внутреннего рынка. Наверное, успешно развиваться обособленно от мира смогут лишь немногие из стартапов: те, которые работают на финансово ёмких сегментах рынка, связанных с большим спросом внутри страны. 

Научиться зарабатывать и как можно больше

Для сохранения стартапа в нынешних условиях подходит простое и банальное «на словах», но очень сложное в реализации решение. Проект должен зарабатывать деньги и стать прибыльным. Чтобы выживать без инвестиций, нужно в срочном порядке выходить в операционный плюс – то есть зарабатывать больше, чем тратить. Для этого стартапам неизбежно придётся снижать свои расходы, увеличивать доходы и маржинальность, внедрять эффективные механики операционной деятельности. 

Есть такое понятие, как плановая убыточность. В большом количестве бизнес-моделей прибыль прогнозируется в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Все эти модели должны быть немедленно пересмотрены и пересчитаны, чтобы как можно скорее выйти на окупаемость. Это главное, к чему должен сейчас стремиться каждый технологический проект. Потому что надеяться на новый раунд инвестиций, который исправит финансовое положение стартапа, уже вряд ли возможно

С учётом предполагаемой инфляции в России сейчас невозможно строить проект «на будущее». Деньги сегодня имеют большую ценность, чем деньги завтра. Если в проекте заложено, что он начнёт зарабатывать через несколько лет – возможно, деньги к тому времени уже не будут иметь покупательской способности. Любой проект сейчас будет вынужден форсировать выход на окупаемость. 

Важно бороться за общую доходность стартапа. Но здесь надо смотреть и на доходность по каждому пользователю. Чтобы компенсировать рост стоимости каждого клиента, бизнес будет вынужден повышать цены. Помимо этого, нужно каким-то образом удерживать конверсию лида в клиента на существующем уровне. 

Продвигаться станет затратней

Сейчас из-за политического фактора и запретов Роскомнадзора бизнес лишён доступа к рекламным возможностям больших рекламных площадок: Facebook, Instagram, YouTube, Google и т.д. Они приносили существенную часть лидов многим российским проектам. 

Площадок стало меньше, но у большинства компаний рекламные бюджеты свёрстаны на год вперёд. И эти два фактора приведут к разгону аукционов внутри оставшихся площадок. Стоимость лида серьёзно вырастет. Для проектов с низкой маржинальностью это может убить экономику. Но в этой ситуации могут выиграть проекты, чья маржинальность позволяет платить высокую цену за каждого клиента. 

В условиях ограниченности привычных рекламных каналов компании будут искать всё более нестандартные и инновационные пути, чтобы достучаться до своего клиента. В этой гонке победит тот, кто хорошо знает своего покупателя. Тот, кто понимает, с каким запросом, откуда и после каких триггеров приходит клиент. Такие предприниматели смогут добежать до своего клиента раньше стандартных рекламных площадок. Сейчас в маркетинге это ключевой фактор. 

На рекламном рынке из-за последних событий можно выделить лишь один положительный тренд. Вместе с рекламными площадками уходят и некоторые крупные рекламодатели. Но, скорее всего, это не очень сильно повлияет на общую ситуацию. 

Сменить локацию

Повод, по которому многие проекты рассматривают релокацию, без сомнения, печальный. Но для многих компаний сложившаяся ситуация послужила не только причиной, но и катализатором изменений. Проекты, которые задумывались о переезде в ближайшее время или в перспективе, сделают это быстрее. Для многих из них эффект от релокации будет положительным. Правда, могут возникнуть вопросы с поддержкой существующих клиентов в России, если проект отсюда уедет. Так что здесь нужно принимать решение в каждом отдельном случае. 

Важно отметить, что введённые ограничения во многих странах не коснулись стартап-виз или виз талантов. Любая страна заинтересована в том, чтобы к ней перебиралось как можно больше технологических предпринимателей. Это дополнительные рабочие места, налоги, развитие экономики. Думаю, охлаждение в отношениях Европы и России в меньшей степени затронет таких предпринимателей. Они всегда будут востребованы в большинстве стран – и как фрилансеры, и как основатели компаний. 

Инфраструктура для релокаций существует. Франция, Германия, Португалия, страны Балтии и некоторые другие государства уже давно строят экосистему для стартапов, способную обрабатывать большое количество запросов. Они готовы предоставить инфраструктуру и налоговые льготы, чтобы сделать работу предпринимателей как можно более комфортной. 

Конечно, не всё так просто. Те, кто работает на зарубежном рынке или планирует туда выйти, должны быть готовы к определённым сложностям. Впрочем, с ними уже давно сталкиваются российские проекты за границей. Например, если в структуре стартапов есть государственные деньги, это может вызвать у зарубежных инвесторов дополнительные вопросы или отказ рассматривать возможность сотрудничества. 

Вместо резюме

Раньше стартапы могли прикрывать свою неэффективность обилием инвестиционных денег. Сейчас это уже невозможно, поэтому выживут только лучшие. Любого рода кризисы выступают катализатором. Слабые проекты быстрее умрут, а перспективные быстрее станут большими.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

21 марта 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов