Петербуржцу Даниилу Осину ещё нет и двадцати пяти лет. Но при этом он испытывает тягу не к новым и модным вещам, а к винтажным. В какой-то момент это стало его профессией: Даниил открыл магазин-мастерскую по реставрации и продаже старой мебели. Он живёт без ноутбука и онлайн-коммуникациям предпочитает живое общение с клиентами. И его студии это, судя по всему, на пользу: сегодня она в основном работает с крупными коммерческими заказами. О том, что такое винтаж и как на нём заработать, Даниил Осин рассказал порталу Biz360.ru.
Даниил Осин, 24 года, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель проекта по реставрации и продаже винтажной мебели
Maison Osin. Окончил колледж традиционной культуры по специальности «менеджер общественного питания и ресторанного сервиса» и художественную школу при Эрмитаже. Проект Maison Osin основал в 2017 году.
Я работаю с 14 лет. Первой официальной работой у меня стала должность продавца-консультанта в магазине Zara. У меня в семье тогда не было денег и нужно было срочно куда-то устроиться – и вот друзья помогли найти место.
Так я проработал три месяца - и меня повысили до мерчендайзера. В компании это был чуть ли не единственный случай, когда кто-то получил подобное повышение так быстро. Мерчендайзером я проработал ещё три года в разных компаниях. А потом решил открыть собственный бизнес, никак не связанный с индустрией моды и особенно – с масс-маркетом.
Мне вообще не хотелось бы производить что-то новое, потому что очевидно, что в мире переизбыток в производстве новых вещей – вряд ли стоит в нём участвовать. И при этом мне очень нравится концепция новой жизни для старых вещей в целом и винтажная мебель в частности.
Я накопил денег, уехал на два месяца в отпуск - и утвердился в желании открыть свой проект. Вернулся и, не зная об индустрии винтажа вообще ничего, начал искать какие-то ресурсы, где можно было бы достать старую мебель для продажи.
Нужную площадку для своего магазина-мастерской я искал долго, потому что был сильно ограничен в средствах. Пока я работал, у меня была не самая высокая зарплата, и всё, что мне удалось скопить – 300 тысяч рублей. При этом найти подходящее помещение не на отшибе, не очень дорогое, но функциональное и удобное – и одновременно закупить какой-то товар, очень сложно. Так что помещение под студию я искал около четырёх месяцев.
Зато в результате нашёл чудное помещение, которое до сих пор вспоминаю с любовью. Оно располагалось в здании бывшего детского сада конца 70-х: такой типичный детсад, выведенный из эксплуатации. Его выкупила какая-то компания и начала сдавать в аренду. Там мы и сняли 24 квадратных метра.
Свой проект я развиваю вдвоём с помощником. Мы находим предмет мебели и ищем ему новых хозяев. Далее мы можем провести реставрацию в соответствии с пожеланиями клиента или отдать вещь как есть. Но есть и предметы, которые покупаем для себя и сразу реставрируем, не ориентируясь ни на чьё мнение. Потому что реализовываться в свободном творчестве тоже хочется.
Никакими 3D-моделями при обсуждении деталей реставрации мы не пользуемся. Я очень несовременный человек. Выбор нового облика мебели всегда происходит офлайн, у нас в студии. Можно выбрать новый цвет, обивку, изменения в форме и т.д. Всегда спрашиваем клиентов про наличие детей и домашних животных - и это тоже учитываем в работе.
Так каждый раз получается оригинальный предмет интерьера с историей, получивший новую жизнь. То есть это и интересный процесс с точки зрения придумать-додумать, и по цене выгодно клиенту, и вещь получается уникальная.
Поначалу реставрацией мы занимались сами. Это не хирургия, освоить такое дело можно по урокам на YouTube и через личную практику. Что мы и сделали.
Реставрационных работ существует огромное множество. Можно перекрасить, обшить новой тканью, ошкурить дерево, покрыть его морилкой и маслами, залакировать и т.д. Можно полностью переделать модель кресла в принципе.
Начинали практиковаться на предметах, которые не жалко. Первый опыт можно получить с вещами, которые вы в буквальном смысле найдёте на помойке. Первый стул в таком случае у тебя получится не очень, третий-четвёртый - хорошо, дальше получится супер, а потом уже можно, условно говоря, писать кандидатскую.
Сейчас реставрацией уже занимается подрядчик – студия перетяжки мебели. Потому что у нас уже не хватает времени на такие вещи. Быть человеком-оркестром не стоит, каждый должен заниматься своим делом.
На старте мы много работали с чехословацкой мебелью, плюс я привёз какие-то вещи из Индии, куда ездил в отпуск. Помню, что первой продажей в студии стали как раз два очень красивых индийских зеркала, сделанные по венецианской технологии.
Также помню, что поначалу в силу недостатка опыта у нас в ассортименте было много мебели, которая, по сути, являлась ширпотребом и которую не надо было не то что закупать, а даже брать бесплатно.
Ширпотребом может быть любая мебель. Всё упирается в её историческую и художественную ценность. Мебель из ДСП ценится намного меньше, чем мебель из массива. Кресло может быть очень крутого дизайна – но быть выпущенным в таком тираже, что стоит у каждой бабушки на даче - и потому не представляет никакого интереса.
Винтаж – понятие, которое определяется не только временными рамками. Есть ретро – такие вещи представляют небольшую ценность. Есть дизайнерский винтаж – вещи, которые не были представлены в СССР. Дальше идёт антиквариат (в нашей стране это вещи возрастом от 100 лет)
На данный момент у нас есть несколько антикварных позиций, а всё остальное - винтаж.
Большая часть наших вещей приходит из Скандинавии - Финляндии, Швеции и Дании. Самое лёгкое, конечно, найти что-то на eBay. А так сегодня всё есть в интернете: адреса блошиных рынков, специализированных баз и т.д.
Мы стараемся по максимуму ездить и искать лично, потому что на картинке может быть одно, а по факту - другое. Выбираемся куда-то не реже раза в месяц. Тем не менее, в силу большой загруженности также заказываем что-то и по каталогам, но только у проверенных поставщиков.
В разных регионах большой ценностью обладают разные вещи. В нашей стране, например, советский ширпотреб не ценится, ведь у нас его было очень много. А в США самый дурацкий сервант, который есть у каждой второй российской бабушки, продаётся за 6 тысяч долларов. Потому что для них это что-то невиданное из странного государства закрытого типа.
А в России за большие деньги могут купить кресло итальянского производства, ведь у нас таких раньше вообще не видели – хотя в Италии оно есть в каждом доме и никто не усматривает в нём ничего особенного.
Сегодня мы целенаправленно ищем качественные и действительно интересные предметы интерьера, которые являются редкостью именно для наших широт.
На блошиных рынках можно найти вещи по самой разной стоимости. Порой продавцы не знают, что они вообще продают, и сильно завышают либо занижают цену. Но если постараться, то на таком рынке можно купить что-то очень выгодно.
Например, хороший диван (даже, возможно, кожаный) можно взять за 200 евро. Кресло – от 180 до 250 евро: кресла более востребованы, чем диваны, это влияет на цену. По стульям очень трудно что-то сказать даже примерно, потому что чаще всего их берут комплектами, так дешевле. И потому что это наиболее распространённая позиция. Хотя иногда стул могут вообще впихнуть в подарок к крупной покупке.
Наша наценка составляет 50%. В неё включается базовая реставрация: работа с деревом, а также перетяжка с базовой коллекцией наших тканей. А вообще бывают такие ткани, что на них можно потратить и больше, чем стоит всё кресло целиком – в таких случаях клиент доплачивает дополнительно. Также наценка может быть больше, если сама вещь представляет особую ценность.
При этом на некоторые предметы мы вообще не делаем наценку, потому что приобретаем их уже за высокую цену - просто для имиджа. Например, из таких у нас есть хромированные стулья Lilia Lisa от шведского дизайнера. А ещё недавно заказали красивый мягкий кожаный гарнитур от финской фирмы ASKO.
В первый раз мы переехали на большую площадь в 200 квадратных метров примерно полтора года назад. Тогда же расширили ассортимент. С того момента, помимо мебели, у нас появились разные предметы интерьера: вазы, светильники, посуда. Купить вещь в нашей студии можно по цене от 2 тысяч рублей до 200 тысяч.
Как только удалось переместиться на просторную площадь, мы переняли у IKEA их мерчендайзинг и тоже стараемся воссоздавать настоящие интерьеры в наших стенах. Так людям легче воспринимать объекты и то, как они обыгрываются в пространстве. Кроме того, эта практика действительно показывает себя выгодной, поскольку люди сразу видят, как классно сочетается эта единица с той. Ведь чаще всего люди идут за мебелью тогда, когда у них ремонт или перепланировка. То есть им обычно нужно сразу много всего, а не только диван.
Сейчас нас ждёт очередной переезд на площадку ближе к центру города. Предыдущая студия хоть и была огромной, но при этом её было очень сложно зонировать. А эта поменьше, 150 квадратных метров, но имеет более удобную для нас планировку. Меньшая площадь подходит и нашей нынешней линии развития: лучше меньше, да лучше. То есть мы начали делать выбор скорее в пользу более маржинального и более редкого товара.
На старте нас сильно поддержали мои друзья – именно они стали первыми покупателями и рассказали о нашей студии другим.
Как уже было сказано, я человек очень несовременный, у меня даже ноутбука и электрического чайника нет. Но Instagram для студии мы завели. Именно в тот момент там появилась реклама. Но в целом за всё время мы потратили на платную рекламу, может, тысяч шесть. В остальном развивались по сарафанному радио.
Инстаграма у нас, кстати, не было, пока не появился шоурум. Наши коллеги и клиенты порой говорят, что можно было бы просто снять склад и выставить там все вещи в ряд, фотографировать и общаться с клиентами дистанционно, отправляя им фото. Но мы за шоурумы, куда можно было бы позвать гостей и вести обсуждение в приятной обстановке.
Также нам сильно помогли офлайн-акции. Например, мы предоставляли мебель для съёмок рекламных роликов компании «Мегафон». Когда у нас появилась приличная на вид студия, к нам стали обращаться представители шоурумов и других компаний, чтобы сделать у нас имиджевые съёмки. Нашим условием тут было то, что они должны были рассказывать про нас в своих соцсетях.
В какой-то период времени у нас в месяц проходило столько съёмок, что можно было 20% аренды покрывать только за счёт них. А ещё фото нашей студии бесплатно размещали у себя в ленте блогеры – тоже со ссылкой на нас.
Наши клиенты – это как студенты, живущие на стипендию, так и торговый дом DLT. Исходя из этого мы и составляем ассортимент. Студенты, как правило, берут у нас стулья. Это самая дешёвая позиция – и одновременно самая востребованная в доме. В нём, мне кажется, может отсутствовать всё, что угодно, кроме стула.
А для заказчиков с более высоким достатком мы предлагаем разную дизайнерскую мебель необычной конфигурации. Датская мебель – на сегодня одна из самых дорогих и востребованных, потому что датская мебель сегодня в моде.
По мебели в последние годы мы чаще работаем с коммерческими, а не частными заказами. Людей, которые покупали бы себе что-то лично, в последнее время стало гораздо меньше. Но продавать компаниям, конечно, выгоднее, чем физлицам.
Сегодня во второй комнате студии у нас работает шоурум с винтажной одеждой и украшениями Toison Dor. В онлайне это разные площадки: есть отдельный Instagram для одежды и отдельный – для мебели.
Одежда должна была появиться у нас изначально, просто на это сразу не хватило средств. Моя же задумка уже на старте в том и состояла, чтобы сделать разносторонний проект, который крутится вокруг одной идеи: разумное потребление.
С одеждой схемы поиска примерно те же, что с мебелью. Только её надо не реставрировать, а отдать в химчистку, подшить пуговицы. Плюс при закупке ориентируешься на какую-то базу (скажем, чёрный кашемировый свитер нужен абсолютно всем) и на текущие модные тренды.
Мы продаём только женскую одежду, потому что у нашего проекта явно женская аудитория. Хотя мимо детского иногда очень трудно проходить – все эти вещи ужасно милые.
Сезонность есть. Как и в любой сфере, январь и февраль - самые провальные. Весной и осенью продаж больше, чем в середине лета. Потому что в это время часто открываются бары и рестораны. Летом чаще работаем с фотостудиями.
Один заказ приносит обычно 250-450 тысяч рублей выручки. В зависимости от масштаба заказа, их может быть один или несколько в месяц.
В ближайшее время мы планируем запустить оба шоурума на новой площадке с новым сайтом и платёжной системой (потому что вести продажи через Instagram неудобно, как мы поняли).
Ещё у нас будет один проект по переработке - отдельная линейка с одним предметом одежды (пока не скажу, каким), которую мы будем переделывать из старых в коллаборациях с дизайнерами.
В плане мебели – появится бюджетная линейка с товарами для дома: посуда, декор и т.д. Также мне бы хотелось начать работать с винтажным текстилем и перерабатывать его в интерьерный текстиль – подушки, пледы и обивку мебели. На это надо много времени: чтобы находить подходящий текстиль, который был бы и красивым, и практичным. В общем, планов уйма.
Читайте также:
Экологически чистое время: как заработать на часах из дерева.
Проверено временем: как заработать на старых амбарных досках.
Двери в прошлое: как заработать на производстве дизайнерских дверей.