В 2024 году интерес к IPO со стороны российского бизнеса значительно увеличился. Причём если раньше публичное размещение акций было доступно только крупным компаниям, то сейчас это могут сделать и игроки малого и среднего бизнеса. Многим предпринимателям, не погружённым в тему IPO, эти процессы кажутся сложными и непонятными. О том, как и зачем компаниям сегмента МСБ выходить на IPO и выпускать акции, порталу Biz360.ru рассказал основатель платформы Zapusk.Tech Григорий Светушкин.
Григорий Светушкин – основатель краудинвестинговой платформы Zapusk.Tech. Четыре года развивал сеть МФО «Быстрозайм», после этого основал вместе с партнёром компанию «Финтегра» – консалтинг для финансовых организаций по лицензированию в ЦБ. Проект Zapusk.Tech, специализирующийся на инвестициях в акции компаний, запустил в 2023 году.
В этом году наблюдается бум интереса к рынку IPO – как со стороны компаний, так и со стороны частных инвесторов.
- IPO (Initial Public Offering – первичное публичное предложение) – процесс, когда компания впервые предлагает свои акции широкому кругу лиц и размещает их на фондовой бирже, то есть получает листинг. После этого купить и продать акции может любой желающий, тем самым формируя рыночную стоимость эмитента.
По данным Банка России, сумма накоплений россиян в 2023 году превысила 16 трлн. рублей, что на 27% больше, чем в предыдущем. Основным драйвером роста денежных накоплений является увеличение расходов федерального бюджета. Это усугубляет ситуацию с инфляцией, что в итоге может привести к существенному повышению ключевой ставки.
Помимо других мер, направленных на сокращение рисков возникновения этой ситуации, правительство РФ активно работает над упрощением процессов и компенсаций затрат на IPO. В частности, сейчас создаётся система, благодаря которой ВЭБ.РФ сможет входить в акционерный капитал растущих компаний. Также планируются налоговые послабления для выходящих на IPO компаний и уже действует смягчение требований для участия в IPO негосударственных пенсионных фондов.
Данные нововведения сделают рынок первичных акций более доступным для бизнеса. В том числе, его участниками смогут стать и представители малого и среднего бизнеса. Поскольку процесс IPO вызывает много вопросов даже у крупных компаний, предлагаю поговорить о нём подробнее.
Выпуск и размещение акций на бирже даёт компании возможность привлечь финансирование для развития бизнеса. Поскольку чаще всего акции стоят недорого, их покупка доступна большему количеству инвесторов – и каждый желающий может приобрести сразу пакет акций. В результате компания быстро получает необходимую сумму для реализации своих проектов.
По сравнению с кредитованием этот вариант привлечения средств может быть выгоднее. Банковские деньги нужно отдавать фиксированными ежемесячными платежами, кроме того – платить по ним проценты. А высокий уровень обязательств может снизить платежеспособность компании, тем самым ограничив её в развитии.
При продаже акций компания платит инвесторам только дивиденды – как совладельцам бизнеса. Если прибыли нет, проценты не выплачиваются.
Также размещая акции на бирже, компания укрепляет репутацию. В бизнесе IPO и SPO считается значимым событием. Процесс выпуска привлекает внимание к компании со стороны массмедиа, повышается узнаваемость бренда.
Кроме того, после выхода на биржу компания получает объективную рыночную оценку своих активов. Дать её самостоятельно сложно. Чтобы это сделать, компании привлекают специализированные оценочные организации. При выходе на рынок стоимость активов формируется самостоятельно с учётом спроса и предложения.
Выход на IPO – многоэтапный процесс, который занимает от полугода до нескольких лет. За такой большой промежуток времени могут произойти глобальные изменения в рыночной конъюнктуре, а также вмешаться непредвиденные обстоятельства.
Например, в 2022 году, после известных геополитических событий, ряд российских компаний не смогли разместить акции на зарубежных биржах и в связи с этим отменили IPO. В подобных ситуациях бизнес теряет средства, которые вложил в процесс подготовки.
Кроме того, перед публичным размещением компании обычно договариваются с инвесторами о приобретении конкретных пакетов акций. Благодаря этому они предполагают, сколько получится привлечь средств, и в соответствии с этим строят планы по развитию бизнеса. Если случается форс-мажор и ожидания не оправдываются – компания оказывается в затруднительном положении.
Ещё один риск – что рыночная стоимость активов окажется ниже цены при размещении. Такое случается, когда компания переоценила свою стоимость и спрос. В результате она не может привлечь финансирование в планируемом объёме и на время теряет равновесие.
Неприятна ситуация и когда биржа решает убрать акции компании из листинга – процесса включения акций в биржевые списки. Подобный инцидент может произойти и после выпуска акций, если компания станет убыточной или нарушит правила биржи.
Также стоит учитывать, что при выходе на IPO бизнес берёт на себя обязательства, которые могут усложнить некоторые процессы. Так компания должна не только раскрывать информацию о расходах и доходах, но и собирать общие собрания акционеров для решения различных вопросов. Это может требовать много времени.
Первый шаг в направлении IPO – привлечение андеррайтеров, которые возьмут на себя процесс подготовки. Они проводят оценку финансовых показателей и стоимости компании, а затем считают количество акций, которое требуется разместить. Также андеррайтеры могут помочь с продажей активов или выкупить их.
На следующем этапе компании необходимо подготовить пакет документов для IPO. К ним относятся проспект эмиссии ценных бумаг, финансовая и бухгалтерская отчётность, заключения аудиторов и юристов. Также для проведения пиар-кампании следует подготовить маркетинговые документы.
Далее компания проходит проверку ценных бумаг на бирже. По её результатам акции переходят в один из трёх уровней листинга.
Последним этапом перед выходом на биржу становится Roadshow – пиар-кампания, которая рассчитана на привлечение внимания со стороны инвесторов. В её рамках руководство компании участвует в конференциях, ключевые сотрудники дают интервью журналистам, а также компания проводит встречи с потенциальными акционерами.
Основная цель, которой компания должна добиться за время Roadshow – чтобы инвестор самостоятельно пришёл к выводу, что бизнес недооценён, так как имеет гораздо больший потенциал. Для этого нужно уделить особое внимание подготовке презентации и ответов на возможные вопросы. Если одна из цифр покажется инвестору неоправданной, он может отказаться от покупки акций.
В случае успешной пиар-кампании и отсутствия форс-мажоров бизнес начинает продажу акций на бирже.
Здесь же стоит отметить, что ускорить процесс IPO может ранняя подготовка и использование инвестиционных платформ для проведения раунда pre-IPO. Это процедура, которая проводится на условиях закрытой подписки в период до выхода компании на биржу. В результате покупки акций на этом этапе инвестор становится акционером непубличной компании.
В целом, IPO – не самый сложный процесс. Учитывая, что он даёт бизнесу расти и стать более узнаваемым, его прохождение однозначно стоит того. Тем более для этого сейчас гораздо больше возможностей.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».