Распространённая ситуация: потенциальный клиент заинтересован в вашем продукте или услуге, но не совершает покупку - его смущает цена. Мотивировать клиента к покупке в этом случае можно, предложив ему заплатить безналично - это воспринимается клиентом менее болезненно, чем расчёт наличными. О том, как эту особенность поведения можно использовать для роста продаж, в своей книге «Фабрика выбора» описал Ричард Шаттон, основатель консалтинговой компании Astroten. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего книгу Ричарда Шаттона, мы публикуем её ключевые идеи.
Преподаватели Массачусетского технологического института Дункан Симестер и Дразен Прелек в 2001 году провели среди 64 студентов со степенью MBA аукцион, выставив пару билетов на баскетбольный матч. Каждый студент должен был назвать свою максимальную ставку. Как и в большинстве экспериментов, здесь был подвох: одну половину участников попросили заплатить кредитной картой, а другую - наличными. При оплате картой средняя ставка составляла $61, что более чем вдвое превышало среднее предложение наличными - $29.
Вы можете возразить, что те, кто расплачивался картой, предлагали бóльшие суммы потому, что имели доступ к большему количеству денег. Однако другие детали эксперимента показывают, что это не так. Во-первых, испытуемым сказали, что поблизости есть банкомат. Во-вторых, когда эксперимент был повторен с более дешёвой баскетбольной атрибутикой, студенты давали за лот $5,3 при оплате карточкой и $3,3 при оплате наличными. Так что доступ к средствам не был решающим фактором. Причина состояла в чём-то другом.
Психологи предположили, что оплата карточкой притупляет так называемую боль оплаты. Когда потребители расплачиваются наличными, стоимость товара становится более заметной, а если платить картой, она ощущается не так явно. По словам Прии Рагхубир и Джойдипа Шриваставы, исследователей Школы бизнеса Штерна при Нью-Йоркском университете, это приводит к тому, что к кредитным картам относятся как к деньгам из игры «Монополия».
В последнее время появилось множество новых способов оплаты, например, бесконтактные карты. Габриэль Хобдей и я исследовали, как бесконтактные карты влияют на чувствительность к цене. Мы задали три вопроса людям, покидающим кофейни в центральном Лондоне:
-
Сколько вы потратили?
-
Какие способы оплаты вы использовали?
-
Не могли бы вы показать ваш чек?
Последний вопрос был решающим, так как он позволял нам сравнить воспоминания с тем, что происходило на самом деле.
Результаты оказались впечатляющими. Люди, платившие наличными, обычно преувеличивали свои расходы на 9%, тогда как участники опроса, использовавшие бесконтактные карты, недооценивали свои траты на 5%. Вместе они ошиблись на 14 процентных пунктов. Оценки респондентов с банковскими картами, напротив, были точными.
Отклонения от реального значения важны: когда речь идёт о типичном походе в супермаркет и потраченных там £25, разница между стоимостью покупок, названной позже пользователями бесконтактных карт, и суммой, которую запомнили люди, платившие наличными, составляет 14%, или £3,50. Бесконтактные карты могут обусловить то, как вы впоследствии будете вспоминать этот поход в магазин: дорого или дешёво. Именно эти воспоминания определяют, вернутся ли покупатели. Положительное воспоминание может быть достигнуто либо путём резкого дисконтирования, что снижает прибыль, либо с помощью инновационного подхода к оплате.
Инвестируйте в технологии безналичных платежей
Бесконтактные терминалы до сих пор не получили повсеместного распространения. Многие ритейлеры считают их не нужными затратами, а невозможностью стимулировать продажи. Если их ещё нет в ваших торговых точках, быстро устраните этот недостаток.
Но не волнуйтесь: для изменения восприятия цен не требуются дорогостоящие и сложные технологии. Любые средства, с помощью которых вы можете отдалить потребителя от наличных денег, делают цену менее ощутимой. Вот почему казино используют фишки, а не наличные. Маленькие пластиковые диски не кажутся реальными деньгами, поэтому игроки более легкомысленно относятся к ним.
Простой метод для брендов - активизировать продажи предоплаченных подарочных карт. Как и фишки казино и кредитные карты, они на шаг отдалены от наличных, поэтому имеющие их люди меньше экономят и совершают больше покупок.
Учитывайте зрительное восприятие
Бесконтактная оплата - только один из примеров того, как можно снизить цену товара в глазах потребителя. На восприятие цены влияет и то, как отображаются цифры на ценнике. Например, эксперимент Сибил Янг, Шерил Каймс и Мауро Сессарего из Центра гостиничного бизнеса Корнелла показал, что удаление знака доллара из меню увеличило продажи на 8%. Эта хитрость действует так же, как платёжные карты, «снижающие» цену.
Элитные рестораны уже давно поступают таким образом, и сети Byron и Café Rouge тоже пошли поэтому пути. Но они по-прежнему в меньшинстве, и ваш бизнес может воспользоваться этой уловкой. Возможно, рост 8% кажется вам несущественным? В таком случае помните: тратиться на внедрение данного новшества не придётся, и вы получите чистую прибыль. Наряду с этим подходом вы можете применять и другие; если вы задействуете несколько методов, сумма сэкономленных средств быстро увеличится.
Обдумайте возможность использования «успокаивающих» цен
Одним из таких дополнительных методов может быть психологическое - или «успокаивающее» - ценообразование, то есть когда числа, обозначающие цены, оканчиваются на 9: £3,99 или £39. Покупатели склонны думать, что товары, продаваемые за эти суммы, покупать выгоднее, чем товары с округлёнными ценами.
Я опросил 650 потребителей об их восприятии стоимости шести различных продуктов. Половина отмечала цены, заканчивающиеся на 99 пенсов, в то время как остальные видели цены на пенни или два выше. Психологические цены на 9% чаще округлённых рассматривались как более выгодные. Непропорционально большой прогресс для падения цены на 1%.
Если уж на то пошло, мой эксперимент недооценил силу 99 пенни. В реальности данная склонность усиливается, потому что клиенты, совершая покупки, спешат. В 2013 году Gumroad, онлайн-платформа, позволяющая её создателям реализовывать товары напрямую, проанализировала все товары, продававшиеся на сайте по цене до $6, причём эта цена либо заканчивалась 99 центами, либо представляла собой круглое число. Они сравнили коэффициент привлечения для этих товаров, то есть количество людей, купивших предмет, поделенное на число тех, кто на него смотрел. Коэффициент привлечения для товаров с психологической ценой составил 3,5% по сравнению с 2,3% для товаров со скидкой 1%. Получается разница 51%.
Почему успокаивающие цены настолько эффективны? Одно из объяснений - эффект левой цифры. Поскольку мы читаем слева направо, то обращаем внимание прежде всего на первые цифры в цене. Так, например, когда вы делаете покупки, цена £3,99 может запомниться вам как £3.
Однако исследование, проведенное Эриком Андерсоном и Дунканом Симестером из Чикагского университета и Массачусетского технологического института соответственно, показывает, что это не единственная причина. В2003 году, для того чтобы проверить влияние цен на продажи платьев, они заключили партнёрское соглашение с розничным продавцом, доставляющим товары по почте. Тот создал три разных версии своего каталога и изменил цену четырёх платьев.
В контрольной версии каталога платья оценивались в $39, $49, $59 и $79. При таком сценарии было продано в общей сложности 66 платьев. В первом тестовом каталоге цена на платье стоимостью $39 была изменена и составила $44, так что платья стоили на $5 больше. Продажи упали до 45 платьев. Однако в последнем тестовом каталоге платья стоили на $5 меньше, чем контрольные, - например, $34, а не $39. Поэтому каталогу они продали 46 платьев.
Эффект левой цифры объясняет, почему изделия по $39 покупались чаще, чем по $44, но не то, почему платья, продававшиеся за $39, пользовались бóльшим спросом, чем 34-долларовые. Здесь должно быть что-то другое. Наиболее вероятное объяснение состоит в том, что неоднократное выставление платьев на продажу и цены, заканчивающиеся на девятку, привели к тому, что именно эти цены стали ассоциироваться с товаром, продаваемым по сниженной цене.
Каким бы ни было объяснение, есть веский аргумент в пользу того, чтобы поразмыслить: не стоит ли вам прибегнуть к успокаивающему ценообразованию? На первый взгляд ответ может показаться очевидным. Разве розничные продавцы не использовали эту тактику в течение сотен лет? Это так, но некоторые ритейлеры не воспринимают психологические цены всерьёз.
Я проанализировал 650 цен в супермаркетах, отслеживаемых Brand View, и обнаружил, что цены в три раза чаще заканчиваются нулём, чем девятью. Некоторые супермаркеты активно избегают цен, заканчивающихся на девять. Просмотрев 528 цен в Sainsbury’s, я обнаружил, что только 1,5% из них заканчиваются на девять - гораздо меньше, чем те 10%, которые можно было бы предложить.
Даже долгосрочные исследования психологического ценообразования не гарантируют, что бизнес всегда будет применять их результаты.
Манипулируйте временными рамками
Другой способ свести к минимуму боль оплаты - изменение сроков, которые вы называете, сообщая о своём предложении. Чтобы глубже вникнуть в этот вопрос, я провёл эксперимент - показал 500 потребителям подлинное соглашение о покупке Mazda, и они оценивали договор по различным критериям. Суть была в том, что участники видели цену, отображаемую одним из четырёх способов: цена в день, в неделю, в месяц или в год. Например, £4,57 в день или £32 в неделю. Во всех случаях общая сумма составляла £1668 за год. Результаты показали, что чем короче временные рамки, тем привлекательнее сделка.
Цена, представленная в виде ежедневных платежей, была расценена как отличная в пять раз чаще, чем когда указывались годовая цена. По сравнению с месячными ставками ежедневный контракт с вероятностью 28% будет считаться хорошей или даже великолепной сделкой.
Оценивая целесообразность заключения сделки, потребители обращают чрезмерное внимание на объявленную сумму и придают слишком мало значения временным рамкам. Подумайте, насколько это удивительно. Как будто потребители неоднократно решают, что 6х4 меньше 4х6.
Результаты исследования представляют непосредственный интерес для автопроизводителей, но также могут быть использованы любым брендом, предлагающим срочные контракты, будь то спортивные залы, мобильные телефоны или страхование автомобиля. Сделки выглядят заманчивее, когда срок их действия кажется более коротким.
Более подробно о том, что может удерживать покупателей от совершения покупки, читайте в книге Ричарда Шоттона «Фабрика выбора».
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».