К вам спешит курьер: как избежать ошибок с доставкой при масштабировании бизнеса

Прочтёте за 3 мин.

Рекомендации от «Яндекс Доставки»

IT-инструменты, которые использует Наталья Горохова

  • Яндекс Трекер
  • Telegram
  • Zoom
  • YouTube

Масштабирование предполагает не просто рост количества заказов, а переход на новый уровень ответственности и зрелости бизнеса. На этом этапе особенно значимой становится доставка. Слабые места в ней – путаница с заказами, срыв сроков, отсутствие клиентской поддержки и некоторые другие – влияют на лояльность аудитории, повторные заказы и, в конце концов, финансовое состояние компании. Какие ошибки в организации доставки мешают бизнесу расти и развиваться, коммерческий директор «Яндекс Доставки» Наталья Горохова рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Наталья Горохова – коммерческий директор сервиса «Яндекс Доставка». Руководитель с более чем 20‑летним опытом в управлении клиентскими сервисами, разработке стратегии роста компании, продажах и внедрении инновационных технологий. Специализируется на повышении эффективности бизнеса через автоматизацию, AI и улучшение клиентского опыта. В компании «Яндекс Доставка» работает с 2024 года.

Наталья Горохова

Ошибка 1: отказ от сотрудничества с логистическими партнёрами  

Доставка – это важная часть любого бизнеса, которая помогает оказывать качественный сервис и наращивать лояльность клиентов. Иногда предприниматели считают, что лучший способ сохранить контроль над логистикой – организовать её самостоятельно. Часто они нанимают одного или двух штатных курьеров – это отличная тактика для небольших объёмов или организация доставки в пределах одного города. На практике же для небольшого, но быстрорастущего бизнеса такая модель может оказаться неэффективной. 

Во-первых, в собственную логистику необходимо постоянно вкладываться. Это расходы на содержание транспорта, поиск, обучение и удержание штатных курьеров – всё это может «съедать» до 19% от операционных расходов. Во-вторых, найти сотрудников непросто: в 2025 году на одну вакансию курьера приходится всего три кандидата, тогда как нормой считается отклик от 4 до 8 соискателей на одну позицию. Наконец, предпринимателям приходится тратить ресурсы на текучку, смену графиков и не только. Всё это снижает гибкость бизнеса, замедляет его масштабирование и отвлекает от развития продукта. 

Как это исправить? Передать доставку профессионалам. Логистические партнёры берут на себя подбор курьеров, помощь в организации доставки и поддержку клиентов по вопросам доставки заказов, а бизнес освобождает время и ресурсы для развития других направлений – например, продукта или разработки маркетинговой стратегии. 

Ошибка 2: небольшой выбор вариантов доставки

Каждый второй покупатель интернет-магазинов ожидает от продавцов гибкости в способах доставки и возможность выбора временных интервалов. Клиенту мало просто получить свой товар. Он хочет управлять своим временем и получить посылку, например, день в день экспресс-доставкой или забрать её по пути с работы в ближайшем пункте выдачи заказов или постамате. Если продавец предлагает только один или два способа доставки, это может привести к потере части аудитории. 

Как это исправить? Предлагать разные способы доставки, преимущественно с помощью внешних подрядчиков. Если речь о селлере маркетплейса, то он может выбрать в личном кабинете на площадке разные варианты доставки. 

Ошибка 3: отказ от автоматизации

Многие небольшие компании продолжают формировать маршрутные листы для курьеров вручную. Некоторые работодатели позволяют курьерам самостоятельность расставлять очередность точек на день. Такой подход подойдёт для десятка заказов в день. Но на больших объёмах необходимо заранее планировать маршруты курьеров, чтобы они успели передать все заказы в обещанный срок. 

Как это исправить? Поможет внедрение CRM-системы и её синхронизация с сервисом автоматической маршрутизации, который будет в режиме реального времени распределять нагрузку на курьеров и формировать маршрутные листы. Такая цифровая «подушка безопасности» позволит сократить ручной труд и позволит снизить число опечаток, ускорит обработку заказов. 

Ошибка 4: страх масштабирования

Многие предприниматели, опасаясь значительных расходов на междугороднюю логистику и сложностей с её настройкой, невольно «отрезают» себя от потенциальных покупателей из других городов. Они замыкаются в рамках локального рынка. На самом деле расширение географии продаж открывает новые горизонты для роста и развития, позволяя не только увеличить объёмы продаж, но и укрепить позиции на рынке. 

Как это исправить? В условиях растущего спроса, особенно в периоды распродаж или накануне праздников, гибридная схема доставки становится настоящим спасением для бизнеса. Собственная служба или локальный партнёр эффективно обрабатывают заказы в пределах, например, одного города, а для доставки в соседние регионы привлекаются внешние логистические партнёры. Это позволяет не только оперативно справляться с возросшим объёмом заказов, но и оптимизировать расходы, обеспечивать высокое качество обслуживания клиентов по всей стране. 

Онлайн-продажи

Ошибка 5: игнорирование обучение персонала

Без тщательного онбординга неопытные сотрудники могут снизить лояльность клиентов. Каждая неверная наклейка или плохо упакованный товар – это не просто недочёт, а упущенная прибыль, дополнительные расходы на возврат и негативные отзывы. 

Как это исправить? Инвестировать в обучение персонала. Необходимо проводить инструктажи по упаковке, разобрать алгоритмы маркировки и сборки посылок до мельчайших деталей. Стоит внедрить чёткие рабочие инструкции и систему контроля качества, чтобы ошибки выявлялись и исправлялись ещё на ранних этапах. Эти меры не требуют много времени, но они помогут избежать серьёзных сбоев в логистике и укрепить доверие клиентов. 

Вместо резюме

Устойчивый рост бизнеса невозможен без эффективного распределения ресурсов и задач. По мере масштабирования возрастает необходимость в делегировании – это позволяет владельцу сосредоточиться на ключевых зонах ответственности, снижая риск управленческих «слепых зон». Навык делегирования – один из критически важных инструментов управленца в условиях роста, отказ от него приводит к перегрузке, падению качества и замедлению развития.

Delivery

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

28 мая 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов