Как заработать на кулинарных традициях старой Руси

Прочтёте за 4 мин.
24 ноября 2015

Музей русского десерта возрождает старинные рецепты и популяризирует традиционные ремёсла

IT-инструменты, которые использует Татьяна Феина

  • Joomla
  • Пакет Microsoft Office
  • Facebook, Вконтакте

Подмосковный город Звенигород становится новой столицей русских сладостей. Здесь в Музее русского десерта можно узнать, попробовать и самостоятельно приготовить традиционные русские лакомства – баранки-«обварёнки», леваши, пряники, кокурки. Изначально основатель музея хотела открыть картинную галерею, но несколько случайностей полностью поменяли концепцию. И, как показывает опыт первых лет существования музея, не зря.

Досье

Татьяна Феина – автор концепции и создатель Музея русского десерта. Родилась в Городце (Нижегородская область), известном своей особой - городецкой - росписью. Как и большинство местных жителей Татьяна занималась городецкой росписью. Училась в промышленном училище им. Строганова (сейчас это – Московская государственная художественно-промышленная академия им. Строганова). Рисовала картины, которые сдавала на реализацию в галереи. В 2013 году в Звенигороде, где живет сейчас, захотела открыть собственную картинную галерею. На стадии подготовке к открытию передумала и вместо галереи открыла Музей русского десерта.

Татьяна Феина.jpg


Смена концепции 

Живописца Татьяну Феину в творчестве всегда привлекала тема десертов. На своих полотнах она часто рисовала кафе и девушек, которые едят тортики и пирожные. Свои картины она предлагала на реализацию частным галереям. 

В 2013 году Татьяна решила открыть в Звенигороде собственную галерею, чтобы самостоятельно продавать свои работы. Арендовала помещение. 

В это же самое время Татьяна наткнулась на блог петербуржца Максима Сырникова. Он изучает деревенскую кухню - ездит по деревням, пробует там еду и собирает рецепты. О том, как это все происходит, он пишет в своем блоге. «Я тогда подумала: «Как же ему, городскому жителю, трудно понять, каким на самом деле должен быть вкус этих деревенских блюд». Он ведь о них мало что знает. А я выросла в деревне и отлично представляю, каким должен быть, например, настоящий овсяный кисель», - рассказывает Татьяна. Эта мысль натолкнула ее на открытие музея, посвященного традиционным сладостям. Так появился Музей русского десерта. 

Предполагалось, что зарабатывать музей будет, как и остальные частные музеи – на входной плате. Экспонатами стали картины Татьяны с изображением разных десертов, муляжи сладостей и краткая информация о них и способах их производства, оформленная на табличках. Все это выставлялось в буфетах из дерева, которые выполняли роль стендов. 

«Всё, что у нас есть, создано вручную. Ни одна вещь не покупалась в магазинах», - замечает Татьяна Феина. Многие элементы обстановки сделаны из старых, отслуживших вещей. Буфеты, например, собирались со всего Звенигорода и его окрестностей. Люстры сделаны из каких-то обломков и обрезков, занавески сшиты из кусочков вышивок. Ножки у стола – это старые оконные рамы, которые их прежние владельцы выкинули на улицу при замене на пластиковые. 

Музей русского десерта I.jpg

«Всех наших посетителей мы тоже призываем беречь старые вещи, пореже ходить в магазины и не бояться творить. Не факт, что новая вещь лучше старой – часто бывает наоборот», - добавляет хозяйка Музея русского десерта. 

Затраты на открытие составили 200 тысяч рублей. На эти деньги сняли помещение, сделали в нем косметический ремонт, зарегистрировали все необходимые документы. 

В штате музея с самого начало было 5 человек: директор, три экскурсовода и сама Татьяна в качестве дизайнера. Семья Татьяны также вовлечена в музейную жизнь. Старшая дочь работает в музее - рисует и ведет страницу «ВКонтакте». Супруг Татьяны выполняет работы по хозяйству, например, проводил отопление и электрику. Специального музейного образования нет ни у кого. 

Грант «прочистил» голову

Практически сразу после открытия Татьяна узнала о том, что благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко проводит конкурс среди учреждений культуры «Культурная мозаика малых городов и сел России». Суть конкурса в следующем: учреждения культуры подают заявку на реализацию проекта. Тот, чья концепция окажется наиболее интересной, получает грант на свой проект. От Московской области в конкурсе фонда Тимченко участвовало несколько государственных музеев. 

«Решение об участии в конкурсе принимала я, интуитивно чувствуя, что это надо. Директор музея была категорически против. У нас коллектив всего из 5 человек, которые делают всё – от экспозиции до рекламы, плюс проведение экскурсий. Распылять наши и без того скудные ресурсы на конкурсы она считала нецелесообразным», - вспоминает Феина. 

Но участие в конкурсе стало очень полезным для сотрудников Музея русского десерта уже на стадии подачи документов. «Заполнение заявки и написание проекта «вправило» нам мозги и заставило еще раз задуматься, какие у нас цели, задачи, проблемы», - считает Татьяна. 

Музей подал заявку на реализацию проекта «Возрождение русских десертов как элемента национальной культуры». Предполагалось найти старинные русские рецепты сладостей, рассказывать о них посетителям и проводить мастер-классы по их изготовлению. Речь шла, прежде всего, о баранках–«обварёнках». 

Баранки, скрученные из жгутиков теста, сначала кидали в котел с горячей водой. Там они обваривались, после чего их выпекали. Татьяна Феина и ее соратники выяснили, что, согласно статистике 1914 года, в России больше всего было бараночных пекарен и что россияне чаще ели не калачи, пироги или пряники, а именно баранки-«обварёнки». Прежде всего так сложилось из-за их цены, дешевле угощенья к чаю не существовало. Вариаций баранок было множество: с сухофруктами или изюмом, кисло-сладкие, горчичные, кофейные, шоколадные, на розовой воде. 

По итогам конкурса Музей русского десерта получил грант, размер которого не разглашается по условиям соглашения с благотворительным фондом Тимченко. Также сотрудники музея поучаствовали в двухдневном обучающем семинаре. 

«Мы называем это так – «Два дня, которые потрясли музей». Победа изменила нашу жизнь, наполнила музей новым смыслом. У нас поменялось всё представление о нашей работе, о целях, задачах и миссии музея, а главное – появилась социальная направленность, чего не было при открытии», - вспоминает Татьяна Феина. 

Почувствуй себя ошпарщиком 

В музее занялись научной работой - искали в архивах новую информацию о русских сладостях, стали проводить семинары, на которых рассказывали про историю баранки, давали советы, как открыть бараночную лавку, проводили практические занятия по их изготовлению. Среди посетителей было много студентов колледжа Звенигорода, в котором готовят поваров-кондитеров. «К нам чуть ли не всем колледжем ходили», - вспоминает Татьяна Феина. Ради выпекания баранок-«обварёнок» в музее сложили русскую печь. 

Музей русского десерта IV.jpg

Мастер-класс «Праздник баранки» проводился для групп не менее четырех человек. По классической технологии 100-летней давности сотрудников как раз должно быть четверо – натирщик, делальщик, ошпарщик и пекарь. Все процессы на этом занятии происходили по технологиям дореволюционных пекарен. 

Такие мастер-классы показали, что практические занятия по изготовлению сладостей очень востребованы аудиторией. Сейчас в музее проводят мастер-классы по изготовлению пирогов из бездрожжевого теста, баранок-«обварёнок», черного хлеба, гурьевской каши, шоколада и сахарных роз. И они являются вторым (после экскурсий) источником заработка музея. 

На кулинарном занятии по приготовлению баранок используют тесто, которое немного отличается от традиционного русского рецепта. Оно получается не такое крутое, как было принято 100 лет назад. «Иначе его мало кто способен вымесить. Вообще, труд в дореволюционных пекарнях был тяжелый. И работали там только взрослые мужчины, обладавшие недюжинной физической силой», - объясняет Татьяна Феина. 

Музей русского десерта III.jpg

Знания со вкусом 

 «Мы объясняем, что обычно было на чайном столе 100-150 лет назад. Всеми нашими рецептами с удовольствием делимся. Ведь мы возрождаем забытые угощения к чаю именно для того, чтобы они появились на наших столах», - говорит Татьяна Феина. 

На экскурсиях с чаепитием гости пробуют три угощения: пряник, леваши и какой-нибудь третий продукт, который зависит от сезона. Пряник был самым простым крестьянским лакомством. Для его изготовления использовали ржаную муку, мед и пряности. «Фактически «пряником» назывался жесткий ржаной сухарик, его грызли или размачивали в чае. Вообще, сделанные по старинным рецептам десерты наших предков кажутся современному человеку недостаточно сладкими», - добавляет экскурсовод Музея русского десерта. 

Еще одно забытое угощение для посетителей музея – леваши. Это вид сухого варенья, которое готовят из яблочного, сливового, грушевого, вишневого или смородинового пюре. Пюре выливают на противень, а затем почти сутки сушат в теплой печке. Сухое варенье можно хранить до следующего урожая. Из него ножницами или формами можно вырезать разные фигурки. Все лето сотрудники музея делали леваши. Из-за этого печка топилась даже в жару. 

«Сменным» угощением прямо сейчас является кокурка – это запеченное в тесте яичко. На Пасху будут угощать пасхой, в Масленицу – блинами. 

Музей русского десерта II.jpg

После экскурсии гости получают в подарок ржаную закваску и рецепт, как из нее печь черный хлеб. «Нам эта история кажется очень семейной. Раньше на Руси хлебная закваска передавалась из поколения в поколение», - объясняет Татьяна Феина. 

Некоторые поклонники музея побывали на всех проводимых там мастер-классах. Они оставляют телефоны и просят сообщать, если появляется какой-то новый кулинарный урок. Скоро появится повод им позвонить – сотрудники музея готовят  новое занятие, посвященное овсяному киселю. 

Маркетинг и продвижение 

В музее работает лавка, где можно купить три вида пряников. Их делают в частной пекарне по старинным рецептам, найденным сотрудниками музея. Само культурное учреждение может заниматься только образовательной и просветительской деятельностью, и не имеет права производить собственную выпечку на продажу. 

Производство пряников во многом ручное. Чтобы стоимость готовых продуктов в музейной лавке была не очень высокой, наценку на них сделали минимальной. Ржаной пряник стоит 100 рублей, а черемуховый – 150 рублей (черемуховую муку для него закупают в Сибири). «Магазин практически не приносит прибыли. Его задача – дать возможность каждому попробовать «вкусы из прошлого», принести домой пряник и угостить раритетными сладостями своих друзей. Магазин у нас – это продолжение музея», - рассказывает Татьяна Феина. 

Стоимость некоторых услуг Музея русского десерта: тематические экскурсии с чаепитием (35 минут) – 250-300 рублей в будни, 350-400 рублей в выходные; кулинарные мастер-классы (1,5-2 часа) -  1500-2000 рублей; чайная церемония (1,5 часа) – 800 рублей.

У музея русского десерта есть собственный сайт. Там можно найти всю актуальную информацию по мастер-классам и другим мероприятиям. В качестве иллюстрацией используются картины Татьяны Феиной. 

Татьяна и ее команда всегда рады журналистам. Ни одно обращение за интервью, комментарием или рецептом не остается без ответа. «От одной публикации или сюжета вряд ли что-то изменится. Но это накопительная система», - считает Татьяна. Она замечает, что лучше всего работают социальные сети и сарафанное радио. 

Сразу после открытия Музея русского десерта его коллектив связался с наиболее крупными туроператорами, которые устраивают экскурсии по России. Они рассказали о себе, и туроператоры начали привозить гостей. Музей за это ничего не платит.

Музей русского десерта V.jpg

Читайте также:

Как заработать на пряниках-козулях.
Как запустить производство пирожков по бабушкиным рецептам.
Как заработать на производстве харизматичной кухонной утвари.




Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
Все материалы