Рубрики:
  • Идеи для бизнеса
  • Финансы
  • 5

Хлеба и зрелищ: основные тренды российского рынка франшиз

Прочтёте за 3 мин.
18 октября 2017

Какие проекты под чужим брендом хотят развивать предприниматели

IT-инструменты, которые использует Нина Сёмина

  • Microsoft Office
  • Google Docs

Отечественный рынок франшиз претерпел за последние 2-3 года серьёзные изменения. Теперь преимущество на стороне покупателей – они критичнее подходят к выбору брендов, под вывеской которых хотят вести бизнес, и предлагаемых концепций. Об изменениях, которые уже состоялись и которые только произойдут в сфере франшиз, рассказала Нина Сёмина, основатель проекта Franshiza.ru. 

Досье

Нина Сёмина, генеральный директор компании Франкон, основатель проекта Franshiza.ru. Окончила Государственную академию управления, с 2001 года работает в сфере франчайзинга. Автор большого числа статей по теории и практики франчайзинга.

Нина Семина 

Состояние рынка франшиз   

Сейчас мы видим, что рост количества франшиз замедлился: по сравнению с 2015 годом он составил всего 4,8% (по состоянию на сентябрь 2017 года). Но подводить итоги года рано – у нас впереди самые пиковые месяцы: октябрь, ноябрь и декабрь. 

Сейчас тройка лидеров в структуре российского рынка выглядит таким образом:

  • розничная торговля - 44% (из них 7% - продовольственные товары, а 37% - непродовольственные товары);

  • услуги бизнесу и населению – 33%;

  • сфера общественного питания – 16% (более 70% в этой доле – фастфуд). 

В топ-10 городов по активности первое место занимает Москва, следом – Санкт-Петербург. Такие тенденции сохраняются из года в год. Парадокс в том, что в Москву долгое время не продавались многие франшизы - франчайзеры предпочитали развивать свой собственный бизнес в Москве и Санкт-Петербурге. За последние годы с приходом региональных концепций в огромном количестве Москва стала более открытой для покупки франшизы и ведения здесь бизнеса по франшизе. 

Покупатели стали осознанными   

Всё больше покупателей ищут каталог франшиз, чтобы рассматривать огромное количество франчайзинговых концепций. По сравнению с прошлыми годами увеличилось количество низкочастотных запросов – сейчас покупатель всё чаще ищет франшизу конкретного формата – например, франшизу бургерной или пиццерии, магазина фиксированных цен и так далее. 

Перестали или резко сократились поиски франшизы без вложений. Предприниматели стали понимать, что никакой бизнес невозможен без инвестиций. Франшиза всё равно требует инвестиций, хоть это и возможность ведения бизнеса под известным брендом. С другой стороны, увеличилось количество запросов недорогих франшиз. Большинство посетителей портала franshiza.ru выбирают франшизы стоимостью до 500 тысяч рублей. Если выбирают дорогостоящие франшизы, то отдают предпочтение известным федеральным брендам. Потенциальный покупатель франшиз стал информированным, он выбирает, оценивая финансовые показатели и наличие положительных отзывов о развитии сети по франчайзингу. 

Более 30% покупателей рассматривают розничную торговлю, 25% ищут франшизу в сфере общественного питания (в основном – фастфуд), и 38% - франшизу в сфере услуг. Чаще всего речь идёт о так называемых внекризисных франшизах: в области медицины, красоты и здоровья, детей. 

Основные тенденции 2017 года   

Рынок франчайзинга – это, в основном, рынок покупателя. Эта тенденция продолжается с 2016 года. Раньше продавец франшизы выбирал, кому продать франшизу, смотрел, кто больше подходит под критерии успешного франчайзи. Сейчас ситуация изменилась - теперь всё больше покупатель выбирает франшизу. 

Снижение количества демпинговых акций. 2016 год прошёл под эгидой огромного количества акций – франшизы со скидкой, снижение паушальных взносов, фиксация роялти, отсрочка платежей. Далее был период, когда материальные выгоды сменились нематериальными, например, предлагались бонусы при открытии франшизы. Сейчас эти акции существуют, но в основном это распространено в конкурентных сферах бизнеса, либо в преддверии какого-то мероприятия. Например, многие франшизы приглашают на выставку своих потенциальных партнёров, озвучивая специальные условия покупки франшизы. 

Рост количества региональных франшиз. В 2008 году примерно 80% концепций франчайзинга находились в Москве. Сейчас 30% франчайзеров находятся в Москве, и 70% - это региональные франшизы. Региональные концепции выходят на рынок франчайзинга очень подготовленные. Как правило, к моменту разработки франшизы у них существуют сети различных форматов, бизнес уже действует, он успешен и проверен. Таким образом, региональные франшизы часто создают конкуренцию федералам. 

Появление новых форматов. Тут можно сказать «спасибо» кризису, потому что многие франчайзеры стали предлагать новые форматы потенциальным франчайзи (например, форматы для малых городов, форматы, минимизирующие инвестиции, предприятия меньших размеров). Сейчас предприниматель может выбирать, какой по формату бизнес он хочет открыть. 

Появление новых концепций. На рынок вышли известные компании, которые не рассматривали франчайзинг как стратегию развития своего бизнеса и открывали собственные предприятия. Среди них - Адамас, Fix Price, Мясницкий ряд. Появились концепции в модных направлениях – виртуальная реальность, EMS-фитнес, различные агрегаторы (купонатор Biglion). 

Мультифранчайзинг. Появились франчайзи, которые имеют в своём арсенале несколько франшиз не одного бренда, а нескольких. 

Международная экспансия российских франшиз. Успешный выход российских концепций на международные рынки. В основном, это страны постсоветского пространства, но были выходы в Европу, Китай и другие государства. Некоторые связывают этот успех с тем, что курс доллара упал, российские франшизы стали конкурентны. Но я считаю, что это не совсем правильно. На зарубежные рынки вышли очень успешные, зрелые и прибыльные концепции. Выход был осуществлён преимущественно игроками в сфере общественного питания – Шоколадница, KillFish, Додо Пицца

Каким может быть развитие   

Мы можем прогнозировать выход новых игроков, потому что занимаемся разработкой франчайзинговых пакетов. Ожидаем в следующем году стабильное развитие внекризисных франшиз. 

Также прогнозируем, что на рынке появятся следующие франшизы:

  • оказание услуг животным,

  • концепции фастфуда и преимущественно из регионов,

  • рестораны fast casual (не фастфуд, а ресторан с коротким сроком обслуживания и минимизацией цены),

  • ориентированные на молодое поколение (различные развлечения, не услуги). 

Особое мнение
  

Екатерина Сойак


Екатерина Сойак, генеральный директор компании
EMTG, организатора международной выставки бизнеса по франчайзингу BuyBrand Expo  

Развитие бизнеса по франчайзингу в России становится трендом. В основном это связано с тем, что франшизы более устойчивы к кризисным ситуациям и нестабильной экономике, что повышает их популярность в трудные времена. Во времена кризисных явлений предприниматели предпочитают вкладываться во франшизы, нежели в собственный бизнес. Ежегодно со стороны российских бизнесменов запрос на покупку уже готовых и обкатанных концепций увеличивается на 15-20%.  

Начиная с 2014 года, в России растёт число так называемых «доморощенных» франшиз. Отечественные предприниматели, в том числе и из регионов, выводят на рынок уникальные концепции, ориентированные на российского потребителя и адаптированные под наши реалии. Эти проекты сейчас довольно востребованы, в том числе и в столичном регионе. 

Особым спросом пользуются российские гастро-концепции, в которые предприниматели готовы инвестировать от 5 до 20 миллионов рублей. Также повышенное внимание привлекают неожиданные концепции, например, франшизы бриллиантовых изделий, продажи самогонных аппаратов, производства вязаных свитеров с оленями. В этом году настоящий ажиотаж среди инвесторов вызвала франшиза магазинов оборудования для майнинга, необходимого для ферм по добыче криптовалюты.  

Материал подготовлен на основе выступлений спикеров во время выставки BuyBrand Expo.

Франшиза 

Читайте также:

Пять секретов успеха сети «Додо Пицца».
Как определить, готов ли ваш бизнес к запуску франшизы.
Найти себе дело: что необходимо учитывать при выборе франшизы.





Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Кейсы Успеть за 15 секунд: как компания в разы сократила время на формирование отчётности 24 апреля
    Успеть за 15 секунд: как компания в разы сократила время на создание отчётности
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Палатка XXI века: как заработать на автономном жилье для путешественников 24 апреля
    Палатка XXI века: как заработать на автономном жилье для путешественников
    Прочтёте за 6 мин.
  • Менеджмент Любимый офис может спать спокойно: три базовых правила информационной безопасности 23 апреля
    Информационная безопасность: любимый офис может спать спокойно
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса 23 апреля
    Нарисуем – будем шить: как заработать на платьях и футболках по детским рисункам
    Прочтёте за 8 мин. Нарисуем – будем шить: как заработать на платьях и футболках, сделанных по детским рисункам
  • Финансы Инвестиции для стартапа: как влюбить европейский венчур в свой проект 20 апреля
    Инвестиции для стартапа: как влюбить европейский венчур в свой проект
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Сделано в Сибири: как заработать на детских мультфильмах 20 апреля
    Сделано в Сибири: как заработать на детских мультфильмах
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Брошенная корзина: как вернуть клиента, не завершившего покупку 19 апреля
    Брошенная корзина: как вернуть клиента, не завершившего покупку
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в декрете: как заработать на необычной детской одежде 19 апреля
    Бизнес в декрете: как заработать на необычной детской одежде
    Прочтёте за 5 мин.
  • Персоны Следите за вздохами и настроением: манеры хорошего лидера 18 апреля
    Следите за вздохами и настроением: манеры хорошего лидера
    Прочтёте за 5 мин.
  • Технологии Технологии удивления: как заработать на производстве интерактивных гаджетов 18 апреля
    Технологии удивления: как заработать на производстве интерактивных гаджетов
    Прочтёте за 7 мин.
  • Идеи для бизнеса «А вам, сударь, лучше повременить с контекстной рекламой» 17 апреля
    «А вам, сударь, лучше повременить с контекстной рекламой»
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Из Сибири, от кутюр: как заработать на собственном бренде одежды 17 апреля
    Из Сибири, от кутюр: как заработать на собственном бренде одежды
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса В одной упряжке: зачем игрокам digital-индустрии обмениваться клиентами 16 апреля
    В одной упряжке: зачем игрокам digital-индустрии обмениваться клиентами
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Квест шагает по планете: как заработать на необычных экскурсиях 16 апреля
    Квест шагает по планете: как заработать на необычных экскурсиях
    Прочтёте за 6 мин.
  • Маркетинг Промо-инструменты для бизнеса: что такое PR Outreach и как им пользоваться 13 апреля
    Промо-инструменты для бизнеса: что такое PR Outreach и как им пользоваться
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса 13 апреля
    Ветер – это сила!: как заработать на увлечении яхтингом и мечтах о море
    Прочтёте за 5 мин. Ветер – это сила!: как заработать на увлечении яхтингом и мечтах о море
  • Менеджмент Взять «языка»: как нанять переводчика и не прогадать 12 апреля
    Взять «языка»: как нанять переводчика и не прогадать
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в эмиграции: как заработать на «запрещёнке» из Италии 12 апреля
    Бизнес в эмиграции: как заработать на «запрещёнке» из Италии
    Прочтёте за 6 мин.
  • Кейсы И нашим, и вашим: в каких случаях фирме выгодна работа по бартеру 11 апреля
    И нашим, и вашим: в каких случаях фирме выгодна работа по бартеру
    Прочтёте за 3 мин.
  • Маркетинг Вкалывают роботы: как прикрутить умного чат-бота к интернет-магазину за 12 минут 11 апреля
    Вкалывают роботы: как прикрутить умного чат-бота к интернет-магазину
    Прочтёте за 4 мин.
Идёт загрузка материалов