Отечественный рынок франшиз претерпел за последние 2-3 года серьёзные изменения. Теперь преимущество на стороне покупателей – они критичнее подходят к выбору брендов, под вывеской которых хотят вести бизнес, и предлагаемых концепций. Об изменениях, которые уже состоялись и которые только произойдут в сфере франшиз, рассказала Нина Сёмина, основатель проекта Franshiza.ru.
Нина Сёмина, генеральный директор компании Франкон, основатель проекта Franshiza.ru. Окончила Государственную академию управления, с 2001 года работает в сфере франчайзинга. Автор большого числа статей по теории и практики франчайзинга.
Сейчас мы видим, что рост количества франшиз замедлился: по сравнению с 2015 годом он составил всего 4,8% (по состоянию на сентябрь 2017 года). Но подводить итоги года рано – у нас впереди самые пиковые месяцы: октябрь, ноябрь и декабрь.
Сейчас тройка лидеров в структуре российского рынка выглядит таким образом:
-
розничная торговля - 44% (из них 7% - продовольственные товары, а 37% - непродовольственные товары);
-
услуги бизнесу и населению – 33%;
-
сфера общественного питания – 16% (более 70% в этой доле – фастфуд).
В топ-10 городов по активности первое место занимает Москва, следом – Санкт-Петербург. Такие тенденции сохраняются из года в год. Парадокс в том, что в Москву долгое время не продавались многие франшизы - франчайзеры предпочитали развивать свой собственный бизнес в Москве и Санкт-Петербурге. За последние годы с приходом региональных концепций в огромном количестве Москва стала более открытой для покупки франшизы и ведения здесь бизнеса по франшизе.
Всё больше покупателей ищут каталог франшиз, чтобы рассматривать огромное количество франчайзинговых концепций. По сравнению с прошлыми годами увеличилось количество низкочастотных запросов – сейчас покупатель всё чаще ищет франшизу конкретного формата – например, франшизу бургерной или пиццерии, магазина фиксированных цен и так далее.
Перестали или резко сократились поиски франшизы без вложений. Предприниматели стали понимать, что никакой бизнес невозможен без инвестиций. Франшиза всё равно требует инвестиций, хоть это и возможность ведения бизнеса под известным брендом. С другой стороны, увеличилось количество запросов недорогих франшиз. Большинство посетителей портала franshiza.ru выбирают франшизы стоимостью до 500 тысяч рублей. Если выбирают дорогостоящие франшизы, то отдают предпочтение известным федеральным брендам. Потенциальный покупатель франшиз стал информированным, он выбирает, оценивая финансовые показатели и наличие положительных отзывов о развитии сети по франчайзингу.
Более 30% покупателей рассматривают розничную торговлю, 25% ищут франшизу в сфере общественного питания (в основном – фастфуд), и 38% - франшизу в сфере услуг. Чаще всего речь идёт о так называемых внекризисных франшизах: в области медицины, красоты и здоровья, детей.
Рынок франчайзинга – это, в основном, рынок покупателя. Эта тенденция продолжается с 2016 года. Раньше продавец франшизы выбирал, кому продать франшизу, смотрел, кто больше подходит под критерии успешного франчайзи. Сейчас ситуация изменилась - теперь всё больше покупатель выбирает франшизу.
Снижение количества демпинговых акций. 2016 год прошёл под эгидой огромного количества акций – франшизы со скидкой, снижение паушальных взносов, фиксация роялти, отсрочка платежей. Далее был период, когда материальные выгоды сменились нематериальными, например, предлагались бонусы при открытии франшизы. Сейчас эти акции существуют, но в основном это распространено в конкурентных сферах бизнеса, либо в преддверии какого-то мероприятия. Например, многие франшизы приглашают на выставку своих потенциальных партнёров, озвучивая специальные условия покупки франшизы.
Рост количества региональных франшиз. В 2008 году примерно 80% концепций франчайзинга находились в Москве. Сейчас 30% франчайзеров находятся в Москве, и 70% - это региональные франшизы. Региональные концепции выходят на рынок франчайзинга очень подготовленные. Как правило, к моменту разработки франшизы у них существуют сети различных форматов, бизнес уже действует, он успешен и проверен. Таким образом, региональные франшизы часто создают конкуренцию федералам.
Появление новых форматов. Тут можно сказать «спасибо» кризису, потому что многие франчайзеры стали предлагать новые форматы потенциальным франчайзи (например, форматы для малых городов, форматы, минимизирующие инвестиции, предприятия меньших размеров). Сейчас предприниматель может выбирать, какой по формату бизнес он хочет открыть.
Появление новых концепций. На рынок вышли известные компании, которые не рассматривали франчайзинг как стратегию развития своего бизнеса и открывали собственные предприятия. Среди них - Адамас, Fix Price, Мясницкий ряд. Появились концепции в модных направлениях – виртуальная реальность, EMS-фитнес, различные агрегаторы (купонатор Biglion).
Мультифранчайзинг. Появились франчайзи, которые имеют в своём арсенале несколько франшиз не одного бренда, а нескольких.
Международная экспансия российских франшиз. Успешный выход российских концепций на международные рынки. В основном, это страны постсоветского пространства, но были выходы в Европу, Китай и другие государства. Некоторые связывают этот успех с тем, что курс доллара упал, российские франшизы стали конкурентны. Но я считаю, что это не совсем правильно. На зарубежные рынки вышли очень успешные, зрелые и прибыльные концепции. Выход был осуществлён преимущественно игроками в сфере общественного питания – Шоколадница, KillFish, Додо Пицца.
Мы можем прогнозировать выход новых игроков, потому что занимаемся разработкой франчайзинговых пакетов. Ожидаем в следующем году стабильное развитие внекризисных франшиз.
Также прогнозируем, что на рынке появятся следующие франшизы:
-
оказание услуг животным,
-
концепции фастфуда и преимущественно из регионов,
-
рестораны fast casual (не фастфуд, а ресторан с коротким сроком обслуживания и минимизацией цены),
-
ориентированные на молодое поколение (различные развлечения, не услуги).
Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG, организатора международной выставки бизнеса по франчайзингу BuyBrand Expo
Развитие бизнеса по франчайзингу в России становится трендом. В основном это связано с тем, что франшизы более устойчивы к кризисным ситуациям и нестабильной экономике, что повышает их популярность в трудные времена. Во времена кризисных явлений предприниматели предпочитают вкладываться во франшизы, нежели в собственный бизнес. Ежегодно со стороны российских бизнесменов запрос на покупку уже готовых и обкатанных концепций увеличивается на 15-20%.
Начиная с 2014 года, в России растёт число так называемых «доморощенных» франшиз. Отечественные предприниматели, в том числе и из регионов, выводят на рынок уникальные концепции, ориентированные на российского потребителя и адаптированные под наши реалии. Эти проекты сейчас довольно востребованы, в том числе и в столичном регионе.
Особым спросом пользуются российские гастро-концепции, в которые предприниматели готовы инвестировать от 5 до 20 миллионов рублей. Также повышенное внимание привлекают неожиданные концепции, например, франшизы бриллиантовых изделий, продажи самогонных аппаратов, производства вязаных свитеров с оленями. В этом году настоящий ажиотаж среди инвесторов вызвала франшиза магазинов оборудования для майнинга, необходимого для ферм по добыче криптовалюты.
Материал подготовлен на основе выступлений спикеров во время выставки BuyBrand Expo.
Пять секретов успеха сети «Додо Пицца».
Как определить, готов ли ваш бизнес к запуску франшизы.
Найти себе дело: что необходимо учитывать при выборе франшизы.