Многие компании нуждаются во внешнем финансировании, но далеко не все имеют возможность привлекать деньги со стороны. Банки часто отказывают в кредитовании малому и среднему бизнесу, венчурным фондам интересны далеко не все индустрии, а потребительские кредиты и микрозаймы не подходят собственникам компаний из-за высоких процентов. Выходом может стать так называемый краудлендинг или «народный» заём. О том, как привлечь в проект деньги частных инвесторов, в своей авторской колонке для Biz360.ru рассказал основатель платформы Fan.Money Сергей Черёмуш.
Сергей Черёмуш, 38 лет, основатель краудлендинговой платформы
Fan.Money. Окончил Симферопольский кооперативный техникум, Симферопольский университет экономики и управления и МФТИ. Был директором филиала компании AXXON в Крыму и Днепропетровске, коммерческим директором компании «Баядера-импорт», управляющим партнёром группы компаний Bestseller. В 2018 году создал с партнёрами платформу Fan.Money для привлечения займов от частных инвесторов в развивающиеся бизнесы.
Краудлендинг как источник инвестиций лучше всего подходит не для старта, а для масштабирования бизнеса. Если вы только начинаете свой проект, то вам больше подойдут собственные накопления, заёмные средства, гранты, краудинвестинг в обмен на долю, госпрограммы поддержки, внешние инвестиции. Если у вас уже работающий бизнес, то целесообразно рассмотреть краудлендинг или «народный» заём.
- Краудлендинг – кредитование одним физическим лицом другого физического лица (P2P) или компании (P2B). Осуществляется с помощью посредников – специальных краудлендинговых платформ. Заёмщик получает, как правило, кредит, ставки по которому сопоставимы с банковскими. А инвестор помимо выплаты денег и обозначенных процентов может рассчитывать на дополнительную прибыль, если это заранее оговаривается.
Я занимаюсь бизнесом 15 лет и хорошо знаю основные проблемы предпринимателей. Являясь одним из инвесторов P2B-платформы, я вижу, кому и почему готовы давать деньги инвесторы. Я составил несколько правил по привлечению инвесторов с помощью краудлендинга, которыми и хочу поделиться.
Правило 1: изучите краудлендинговые платформы и посмотрите, кто и на какие проекты даёт деньги. Погуглите отзывы и составьте список из наиболее релевантных для вас площадок, затем отрабатывайте их по очереди.
Правило 2: одновременно пробуйте пройти скоринг на нескольких площадках, чтобы не терять время. Не все умеют быстро проводить скоринг – процедуру оценки соискателя. Может случиться, что релевантная площадка будет изучать ваши документы неделю, а то и две. И в итоге вы можете услышать «не прошли скоринг» - всё, как в банке.
Правило 3: чётко следуйте правилам и инструкциям конкретной платформы. Если вас не просят прикладывать презентацию, не надо тратить на неё время. И наоборот, если площадка требует подписать документы электронной подписью - без неё не обойтись. У большинства площадок сложившиеся бизнес-процессы, и каждое их требование обосновано, даже самое экзотичное. К примеру, могут запросить показать во время видеозвонка ваш офис, производство или торговую точку. Реагируйте на это спокойно и предоставляйте всё, что от вас требуют.
Правило 4: используйте любую возможность для контактов с инвесторами. Будьте прозрачными и открытыми, готовыми общаться. Приходите на встречи, вступайте в чаты инвесторов, записывайте для них видео и делайте презентации. Большая часть крупных инвесторов принимает решения после личного знакомства с руководителями и основателями бизнесов.
Правило 5: будьте публичны. Пишите о себе и своей компании в соцсетях и СМИ, рассказывайте об успехах и неудачах, о вашем опыте, инсайдах и прочее. Это помогает в привлечении инвестиций.
Правило 6: ведите качественный управленческий, бухгалтерский и налоговый учёт. Одному хорошему проекту так и не удалось привлечь средства просто потому, что до этого у него был штраф от налоговой. И даже после того, как компания погасила все обязательства перед государством, инвесторы не готовы были вложиться в бизнес, где допускаются такие ошибки.
Правило 7: будьте прибыльны. Основная цель любого коммерческого предприятия - получение прибыли. Если прибыли нет, то у инвесторов возникнут вопросы. Если в какой-то промежуток времени вы планово тратите больше, чем зарабатываете, и закрываете эти траты капитальными инвестициями, то рекомендую не ставить эти расходы в налоговый вычет, а платить хотя бы минимальный налог на прибыль.
Правило 8: Разделите статьи бюджета так, чтобы заёмные средства находились только в обороте и их можно было легко вернуть оттуда инвесторам.
Правило 9: диверсифицируйте свои вложения. Если всю прибыль реинвестировать исключительно в свой бизнес, то можно потерять всё – в случае, если что-то в вашем проекте пойдёт не так. Поэтому часть прибыли стоит инвестировать в другие инструменты или бизнесы. Я считаю, что инвестиции через займы в понятный тебе бизнес других предпринимателей - отличное решение для приумножения вашего капитала, учитывающее диверсификацию рисков. А начав инвестировать свои кровные, вы на себе почувствуете, каким проектом нужно быть для инвестора, чтобы в него хотелось вкладываться.
Правило 10: будьте честны и добросовестны. Платите краудинвесторам в срок, а если возникают проблемы с деньгами - не пропадайте, пытайтесь решить их заранее. Всегда можно перекредитоваться или обсудить изменение графика выплат. У другого моего проекта – интернет-магазина Vito House - в связи с постоянным ростом продаж потребность в заёмном финансировании всё время растёт. И нам иногда сложно вернуть тело займа в конкретную дату, чтобы не пострадали клиенты бизнеса. Но открытый диалог с инвесторами зачастую позволяет пролонгировать договора займа, если они понимают что их деньги работают.
Кирилл Безверхий, автор блога Trueinvestor.ru, частный инвестор
Правило 11: развивайте личный бренд. Заведите блог на сайте своего проекта или, что гораздо проще, канал в Telegram. Делитесь в нём своими мыслями как о бизнесе в целом, так и прогрессе развития вашего проекта в частности. Это хороший инструмент для подогрева интереса потенциальных инвесторов.
Здесь всё как в продажах: вы и ваш бизнес - продукт, инвестор - покупатель. Покупатель же не сразу приобретает ваш продукт. Ему нужно время «на подумать» или чтобы накопить деньги. То же самое и с инвестором. Если он не готов по каким-то причинам инвестировать сейчас, то вполне возможно, что захочет сделать это попозже.
Яркий пример – «Додо Пицца». Её основатель Фёдор Овчинников ловко использовал свои блог и соцмедиа, чтобы привлечь на больше 100 млн. рублей на старте развития сети пиццерий. Это уже потом подтянулись венчурные инвесторы и крупные банки.
Олег Кузьмин, основатель компании «Умное будущее», краудинвестор
Правило 12: будьте стабильными. Несмотря на то, что я сам предприниматель, предпочитаю диверсификацию и инвестирую не только в свой бизнес. За последние 1,5 года я попробовал получить доход на четырёх краудплощадках, проинвестировав больше чем в 200 бизнесов.
При анализе заёмщика всегда обращаю внимание не только на рост оборотов, но и на их стабильность. То же самое касается состава команды - если в течение года были смены генерального директора или учредителей, для меня это сигнал пока воздержаться от инвестиций. В этом случае велик риск того, что новые люди изменят вектор развития компании. Либо это может быть сигналом того, что компания готовится к ликвидации и не планирует возвращать долги.
Елена Ильченко, основательница проекта Zozh Kombucha
Правило 13: превратите потребителей в инвесторов. Сейчас я второй раз привлекаю инвестиции на краудплатформе Fan.Money. После первого успешного кейса я разместила информацию об инвестплатформе на этикетках продукции - несколько любителей комбучи – напитка из чайного гриба - уже предложили мне через неё свои инвестиции.
Читайте также:
В стартап приходит инвестор: к чему надо быть готовым.
Где найти деньги на развитие перспективного бизнес-проекта.
Как собрать денег на стартап: 42 лайфхака краудфандинга.