Где найти деньги на развитие перспективного бизнес-проекта

Прочтёте за 4 мин.

Кирилл Бигай – о том, куда обратиться стартаперу в поисках внешних инвестиций

IT-инструменты, которые использует Кирилл Бигай

  • Slack
  • Jira
  • Dropbox
  • LinkedIn
  • Telegram

Если вы придумали перспективную бизнес-идею или уже запустили свой продукт, но для развития не хватает оборотных средств, то одним из вариантов решения проблемы может стать внешнее финансирование. Конечно, чем дольше удастся работать без привлечения внешних инвестиций, тем стабильнее доля основателей и выше шансы получить деньги на развитие бизнеса на поздних стадиях. Но бывают ситуации, когда без помощи со стороны не обойтись. О том, как и где можно получить финансирование на ранних этапах развития стартапа, рассказал основатель международного маркетплейса для поиска репетиторов Preply Кирилл Бигай.

Досье

Кирилл Бигай, 30 лет, соучредитель и управляющий партнёр интернет-платформы для поиска репетиторов  Preply. В 2009 году окончил Национальный технический университет Украины по специальности «телекоммуникации», в 2012 году - Киевский национальный экономический университет, где изучал бизнес-менеджмент. До создания в 2011 году стартапа FindGuru, ставшего прообразом Preply, работал в компаниях Nokia, Siemens, МТС, «Террасофт».

Кирилл Бигай

Инкубаторы и акселераторы

Инкубатор или акселератор - это структура, которая поддерживает стартапы и помогает им расти. Там можно не только найти деньги на развитие бизнеса, но и почерпнуть немало новых применимых на практике идей. В классическом понимании инкубатор позволяет «родиться» бизнесу из идеи, а акселератор - развиться уже существующему проекту. На практике такое разделение не особенно соблюдается. К примеру, мы стали резидентом акселератора EastLabs с одной только идеей.

Условия в инкубаторах и акселераторах разные: одни компании предлагают место в коворкинге и поддержку по основным вопросам, другие организуют насыщенную образовательную программу и предоставляют финансирование. В числе последних -ФРИИ, бизнес-инкубатор МГУ, QIWI-Universe, iDeal Machine. В этих программах финансовую поддержку можно получить, расплатившись долей в проекте - от 5% до 20%. Есть платные инкубаторы с возможностью привлечения средств. Так, «Ингрия» при Технопарке Санкт-Петербурга берёт деньги за участие, но предлагает резидентам содействие в получении инвестиций.

Многие инкубаторы и акселераторы не ограничиваются поддержкой стартапов из своей страны, а охотно принимают резидентов из-за границы. Поэтому имеет смысл попробовать свои силы в известных во всем мире проектах: например, Y Combinator, Seedcamp, TechStars. Последний могу рекомендовать лично. Мы прошли программу в их берлинском офисе, получили $120 тысяч и обзавелись полезными контактами, благодаря которым позже подняли $1,3 млн. инвестиций от фондов и частных инвесторов.

Бизнес-ангелы

Бизнес-ангелы - это частные венчурные инвесторы, которые вкладываются в стартапы, предоставляя деньги на развитие бизнеса на ранних стадиях и могут оказывать разностороннюю поддержку в развитии. По данным Национальной ассоциации бизнес-ангелов, в 2016 году в России только по официальным данным было заключено 92 сделки по инвестициям, которые можно характеризовать как ангельские. Forbes дополняет эту информацию обнадёживающим наблюдением: в 2015-м было заключено 68 подобных сделок, а значит, за год активность российских бизнес-ангелов увеличилась более чем на 40%.

Бизнес-ангелы, как и инкубаторы, акселераторы и фонды, вкладываются не только в проекты соотечественников, но и в зарубежные стартапы. Это значит, что у перспективной российской компании есть шансы привлечь частные инвестиции из-за рубежа.

В мире количество таких инвесторов исчисляется сотнями тысяч – так, в США и европейском регионе насчитывается по 300 тысяч таких инвесторов. Любому из них можно отправить предложение о сотрудничестве даже по электронной почте. Правда, для начала лучше проработать точки соприкосновения и найти человека, который сможет переслать ваше письмо. Имейл от незнакомого отправителя инвестор может и не открыть, а вот пересланное сообщение от знакомого - обязательно. Не факт, что он заинтересуется и найдёт время для ответа, но хотя бы не пропустит.

Ещё один способ познакомиться с бизнес-ангелом - профильные ивенты, стартап-конкурсы, Demo Day в рамках акселерационной или инкубационной программы. На таких мероприятиях советую питчить как можно больше людей с помощью так называемого elevator pitch - рассказа, который укладывается в 30 секунд. Заинтересовавшийся собеседник сам попросит подробностей, назначит встречу или направит вас к конкретному инвестору.  

Краудфандинговые платформы

Инвесторы обычно предпочитают вкладываться в стартапы, у которых есть хотя бы MVP - минимальный жизнеспособный продукт, прототип. Многие акселерационные программы тоже выдвигают такое требование. Но есть продукты, которые требуют вложения на этапе идеи, ещё до прототипа - из-за дорогостоящего производства. Так бывает, например, при создании гаджетов или оборудования. Выходом из положения может стать краудфандинг.

Краудфандинг (crowd funding) дословно переводится как «финансирование толпы». Суть явления в том, что любой человек может представить на суд общественности какую-либо идею и попросить определённую сумму на её реализацию – в обмен на будущий продукт или другие профиты. Сумма собирается из множества пользовательских взносов. Для сборов средств существуют специальные платформы. Самая известная площадка в мире - Kickstarter, менее «раскрученные» - GoFundMe, Indiegogo, CrowdRise. В России есть собственные платформы, самые популярные из них – Boomstarter и Planeta.

Особенность большинства краудфандинговых платформ в том, что сумму нужно собрать полностью, иначе все присланные переводы вернутся отправителям. Это одна из причин, почему важно не «задирать планку». Ещё одна - рейтинг. Многие площадки показывают в первую очередь те проекты, которые быстрее движутся к 100% заявленной суммы.

Вместо эпилога

Какой бы способ привлечения финансирования вы ни выбрали, советую тщательно изучить тему и действовать активно. Когда мы приглашали к сотрудничеству инвесторов в последнем раунде, из 300 человек сделки с нами заключили только 8. И это хороший показатель: больше миллиона долларов инвестиций, отличная экспертиза и менторская поддержка. Мы получали отказы, некоторые письма остались без ответа, часть договорённостей не удалось оформить юридически. Не бойтесь этого. Бойтесь только собственного бездействия.

Financing

Читайте также:

В стартап приходит инвестор: к чему надо быть готовым.
В стартап приходит инвестор: как вести себя на переговорах.
Жить на свои: плюсы и минусы развития стартапа без внешних инвестиций.

29 июня 2017

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов