Лето – период затишья во многих бизнесах. Особенно это касается проектов, ориентированных на детей, у которых летом каникулы. Однако детские школы и спортивные секции могут использовать это в свою пользу. Основатель агентства «Лингвиста» и детской школы плавания «Кроль» в Томске Мария Солонина этим летом получила первый опыт организации семейных спортивных сборов. О том, как такой формат может нивелировать проседание по выручке, Мария рассказала в своей авторской колонке.
Мария Солонина, 39 лет, предприниматель из Томска. Окончила факультет иностранных языков Томского государственного педагогического университета. Знает английский, французский и немецкий языки. В 2009 году Мария Солонина открыла в Томске агентство переводов Lingvista, которое сейчас развивает в партнёрстве с Юлией Костевич. А в 2018 году запустила детскую школу плавания «Кроль» по франшизе.
Подготовились заранее
Конечно, летом в посещаемости детских заведений дополнительного образования наблюдается существенный спад: это касается спортивных секций, танцевальных клубов, курсов иностранных языков, развивающих занятий. Причины понятны: немалая часть детей уезжает на отдых. В итоге доля постоянных клиентов падает, у владельца бизнеса возникает закономерный вопрос: что делать?
В этом году школа плавания «Кроль» в Томске переживает своё первое лето. Мы открывались в середине августа 2018 года, когда лето уже близилось к завершению, дети возвращались в город и родители уже активно задумывались о секциях для своих детей на будущий учебный год. Поэтому спада как такового в прошлом году мы не заметили.
К этому лету мы подошли с ожиданием того, что период будет непростым: многие родители заранее предупреждали о длительных отъездах, да и просто о желании сделать детям перерыв на лето. Бассейны, в которых мы работаем, на лето не закрываются, поэтому мы заранее подумали о том, как будем переживать «жаркий» сезон.
Во-первых, ещё с ранней весны мы начали планировать вариант с летней площадкой для детей. Проработали несколько возможных мест проведения, в том числе санаторий, на территории которого находится один из наших бассейнов. Однако столкнулись с некоторыми сложностями – например, поскольку большинство наших учеников находится в возрасте 4-7 лет, круглосуточное проживание мы не рассматривали, а вариант с дневным пребыванием по стоимости выходил примерно так же, как полноценная путёвка в санаторий.
Никаких дальних выездов в этом году мы не планировали, но когда в середине апреля родители одной из учениц предложили очень хорошие условия в своём гостевом доме в Архипо-Осиповке (Краснодарский край), мы подумали, а почему бы и нет.
Поскольку времени на раскачку не было совсем, решили сделать в этом году небольшой пробный заезд для наших учеников 4-12 лет, на очень льготных для родителей условиях, отработать все «мягкие места», а на следующий год сделать уже всё с чувством, толком и расстановкой. С родителей мы собрали небольшой оргвзнос за каждого ученика (7 тысяч рублей на оплату расходов тренера и инвентарь), остальные затраты по факту оплачивались семьями самостоятельно (20-25 тысяч рублей за авиабилеты на человека из Томска, около 15 тысяч за проживание с питанием, трансфер и экскурсии). Итак, минимальная группа из 9 ребят набрана, билеты куплены, едем!
Изначально мы планировали, что это будут именно семейные сборы, то есть каждый ребёнок ехал в сопровождении родителя или семьи. Само название «семейно-спортивные сборы» подразумевало, что это будет отдых для семей (в том числе с организованными нами экскурсиями и развлечениями), а также как минимум по две тренировки в день для юных спортсменов.
Всю совместную деятельность мы планировали так, чтобы дети получили не только физическое развитие и прибавили в плавании, а с такой интенсивностью тренировочного процесса практически у всех наблюдался заметный прогресс, но и научились взаимодействовать друг с другом, узнали новые места.
За 11 дней сборов мы:
-
Провели 10 тренировочных дней, по две тренировки в день. Пробовали разные форматы и графики тренировок, в итоге остановились на оптимальном сочетании с учётом возрастных особенностей и распорядка дня детей.
-
Организовывали для детей совместные игры и прогулки.
-
Съездили всей группой на морскую прогулку на катамаране.
-
Посетили Гебиусские водопады.
-
Покатались на лошадях.
-
Посетили аквапарк.
-
Погуляли по тропе здоровья (терренкур).
-
Провели финальный аукцион, где ребята смогли купить на заработанные во время сборов бонусы (монетки с изображением Кроля) полезные или вкусные вещи.
Из сложностей:
-
Группа ребят получилась достаточно разнородная и в плане возраста, и по уровню подготовки, что создавало определённые трудности во время тренировок. Уже решили, как будем работать с этим в следующий раз.
-
Разный распорядок дня в разных семьях. Кто-то привык вставать пораньше, кто-то попозже, одни дети спят днём, другие нет. Приходилось лавировать, чтобы выстроить график тренировок и совместных мероприятий максимально удобно для всех.
-
Не все готовы участвовать во всех совместных мероприятиях. Но мы изначально настроились на то, что это нормально, всё-таки это не пионерский лагерь, поэтому предлагалось всем, а участвовали те, кто хотел. Но программа получилась достаточно насыщенная.
В этом году сборы у нас получились некоммерческие, без прибыли, однако на следующий год планируем набрать уже около 20 детей и поднять оргвзнос до того уровня, чтобы отработать с прибылью. Желающие уже есть, начали предварительный сбор заявок.
Что ещё можно сделать? На место уезжающих на лето учеников можно и нужно набирать новых. Новенькие делятся тут на несколько категорий:
-
те, кто сильно занят в течение учебного года и никак не мог до вас дойти;
-
те, кто приехал в ваш город на летний период (к дедушкам/бабушкам, родственникам);
-
те, кто хочет научиться чему-то именно летом – в нашем случае многие задумываются о том, что надо научить ребёнка плавать, только перед отпуском;
-
те, кто боятся ходить в бассейн в холодное время года и хотят плавно войти в режим, пока тепло.
На каждую из этих категорий можно запускать дополнительную отдельную рекламу. Как правило, таргетированная реклама в соцсетях хорошо справляется с этой задачей.
Например, прошлым летом мы запускали таргет в «ВКонтакте» на тех, кто собирается в отпуск, а в Instagram – на тех, кто в течение года ходит на другие секции. И тот, и другой вариант сработали неплохо. В этом году летом таргет уже не запускали, так как заявок и так хватает. Уже неплохо работает сарафанное радио, продвижение через партнёров ( томский марафон «Ярче», сеть «Декатлон»), баннеры и листовки в бассейнах.
Часть из новеньких останется с вами и дальше, а на место остальных вернётся основной состав группы. Но это позволит вам пережить лето без больших потерь.
Наконец, можно оптимизировать расписание. Убрать группы, которые дублируют друг друга, а некоторые группы можно объединить. Что мы и сделали. Из 15 групп, которые работают у нас в течение учебного сезона, на лето мы оставили 10. Это позволило нам оптимизировать затраты и повысить заполняемость групп.
В итоге, июнь по выручке у нас получился сопоставим с февралём (даже с учётом «некоммерческих сборов»), и июль пока что держится на том же уровне. Так что лето у нас проходит достаточно жарко.
Как устроена сеть оздоровительных детских садов.
Младенческим брассом: как заработать на грудничковом плавании.