Мы поедем, мы помчимся: кто такие «мотособаки» и как на них заработать

Прочтёте за 5 мин.

«Нашу технику эксплуатируют в минус 40 на Северном полюсе»

IT-инструменты, которые использует Константин Фёдоров

  • 1С:Бухгалтерия
  • YouTube
  • Jivosite

«Мотособака» - так называют в народе мотобуксировщик, небольшое транспортное средство с платформой и мотором, которым, как правило, зимой и в условиях бездорожья, пользуются охотники, рыбаки и исследователи мест, далёких от благ цивилизации. Один из лучших и самых известных российских производителей «мотособак» - компания Pomor. О том, кто и зачем покупает мотобуксировщики, порталу Biz360.ru рассказал совладелец предприятия Константин Фёдоров.

Досье

Константин Фёдоров, 34 года, предприниматель из Архангельска, совладелец и директор компании по производству мотобуксировщиков  Pomor. Окончил Северный арктический федеральный университет по специальности «Сервис транспортных технологических машин и оборудования». В компанию Pomor пришёл работать в 2014 году, с 2017 года является её генеральным директором и совладельцем.

Константин Фёдоров

Как всё начиналось

Идея мотобуксировщика появилась ещё в 1975 году. Тогда увлечённый охотник Анатолий Фомичёв изобрёл транспортное средство, которое тащило за собой лыжника. В народе его стали называть «мотособакой». Буксировщик представлял собой сани или лыжи с двигателем от бензопилы, который и приводил в движение всю конструкцию.

Затем это дело продолжил сын изобретателя, а потом - внучка. Чтобы запустить нынешнее производство в Архангельске, был получен грант в размере 500 тысяч рублей, на которые купили первые станки и запустили производственную линию.

Сын Анатолия Фомичёва Михаил продолжает работать в компании и постоянно создавать новые вездеходы, снегоходы, мотоциклы, буксировщики, колёсные и лыжные модули, модули-толкачи, а также комплектующие к ним.

Pomor

Я пришёл в Pomor буквально через год после вуза и как-то сразу нашёл здесь дело, которое мне нравится. Наша техника связана с путешествиями, охотой и рыбалкой – это очень интересно. И вообще лично меня с детства привлекала любая техника.

На предприятии я изначально занимался сборкой, покраской и логистикой. Наблюдал развитие компании с совсем небольшой фирмы до уже достаточно крупной структуры, которой начал в итоге управлять - в один из моментов я стал её совладельцем.

И в парк, и на Северный полюс

В отдалённых населённых пунктах люди ездят на наших «мотособаках», например, за дровами или за водой на реку. В парках на них катают детей на «ватрушках». Наши мотобуксировщики эксплуатировали и полярники в минус 40 на Северном полюсе. Например, возили бочки с керосином до взлётной полосы, общий вес груза составил около 1 тонны - и буксировщик справился. Но в основном эта техника популярна у охотников и рыбаков.

Устройство нашей «мотособаки» по сути напоминает снегоход, только бензина наш агрегат расходует намного меньше: там, где снегоход сожжёт 10 литров топлива, буксировщик потребует только двух. Таким образом, он сильно удешевляет ту же охоту: проставить капканы, а потом проверять их требует немалого количества времени в пути.

Pomor

Ещё один важный нюанс – для езды на мотобуксировщике не нужны регистрация в Гостехнадзоре и водительские права. Ну и, разумеется, «мотособака» стоит гораздо дешевле. Цена снегохода - от 250 тысяч рублей, а средний чек за наш мотобуксировщик – 65 тысяч (при минимальной цене 40 тысяч).

Мы можем делать буксировщики любых параметров: узкими и широкими, высокими и низкими. Всё зависит от задач, которые нужно выполнять.

Step by step

Сейчас мы производим около 300 буксировщиков в месяц. А начинали с 15-20 штук.

Двигатели, фары и некоторые другие комплектующие мы закупаем в Китае через дистрибьюторов – потому что в России нет ничего аналогичного по качеству за такие же деньги. Гусеницы приобретаем на заводе «Композит». Раму, капот, руль, багажник и все сопутствующие детали для сборки буксировщика или вездехода изготавливаем сами - на них даём расширенную гарантию.

Для производства пока снимаем помещение на 800 квадратных метров. Начинали, конечно, с меньшей площади. Чтобы перестать платить за аренду, планируем в ближайшее время приобрести помещение под собственный завод или вообще готовое производство. Ищем подходящий вариант.

Константин Фёдоров

На данный момент срок изготовления техники на заказ составляет 7-10 дней. У нас можно купить буксировщик и из наличия, но чаще их заказывают.

Долгое время это был сезонный бизнес для холодного времени года (несмотря на то, что сам мотобуксировщик в этом плане универсален, он отлично работает и летом).

Пик сезона обычно приходится на Новый год, в этот период у нас быстро пустеет склад. К зиме технику начинают обычно закупать с августа, и заканчивается эта волна к апрелю. Ранее после этого мы распускали часть сотрудников в отпуск на всё лето.


Но год назад мы выпустили наш первый летний мини-вездеход, его цена 150 тысяч рублей. И он позволил нам сгладить фактор сезонности: на данный момент в компании уже расписаны заказы на него вплоть до июня. Такая техника в каком-то смысле заменяет квадроцикл, но стоит в два раза дешевле. Теперь мы не распускаем штат на тёплое время года. Сегодня у нас работает 25 человек - сварщики, покрасчики и сборщики.

От плагиаторов защиты нет

Мы продаём наших «мотособак» по всей России, но в последнее время география сузилась: теперь в основном реализуем продукцию в рамках своего региона, хотя два-три года назад мы активнее продавали в других регионах.

Причина в том, что когда Pomor только вышел на рынок, переднеприводные мотобуксировщики никто, кроме нас, в стране не производил. Можно было приобрести только менее проходимые экземпляры. Но поскольку в производстве это довольно простая техника, со временем многие стали её копировать и продавать у себя в регионах.

Pomor

Система защиты правообладателей в России не очень эффективна, поэтому получение патента ни от чего не защищает. Ушлые люди вносят небольшие изменения, называют агрегат своими именами – и потом безнаказанно продают. Поэтому по стране открылось уже много производств гаражного типа, где можно купить устройства, очень похожие на наши. Потребителям выгоднее купить копию неподалёку, чем заказывать оригинал в другом регионе с доставкой транспортной компанией за 5-7 тысяч рублей.

Поэтому мы делаем упор на качество и стараемся постоянно изобретать что-то новое. Помимо производства мы предоставляем и довольно высокий уровень техобслуживания. Плюс нам можно сдать старую купленную у нас технику и получить новую (мы поменяем там двигатель, раму или внесём еще какие-то нужные изменения). Также мы даём на наш буксировщик гарантию два года, а на раму - пять лет.

Маркетинг и продвижение

За всё время работы проекта мы пробовали разные виды продвижения. В том числе телевидение, радио и наружку. Но не смогли отследить эффективность этих каналов, поэтому отказались от них.

Сегодня у нас есть маркетолог, который занимается продвижением компании в интернете. Мне нравится этот канал тем, что он прозрачен: потратили 30 тысяч рублей на контекстную рекламу и соцсети - продали не меньше 60 буксировщиков. Всё есть в отчётности, всё можно отследить.

Для поддержания имиджа мы ведём свой канал на YouTube, где можно увидеть не только мотобуксировщики в работе или анализ их характеристик, но и видеоотзывы клиентов. Также взаимодействуем с разными блогерами.


Довольно большой медийный охват проекту дало участие в профильных конкурсах и выставках. Например, мы стали победителями в конкурсе «Молодой предприниматель России» в номинации «Инновационный бизнес». Также участвовали в форумах «Селигер» и «Арктика. Дорога на Барнео».

Кроме того, губернатор Архангельской области подарил нашу технику Русскому географическому обществу и Артуру Чилингарову – известному исследователю Арктики и Антарктики. Наши мотобуксировщики опробовали на метеостанциях Росгидромета. Регулярное участие буксировщиков в экспедициях – тоже важный канал продвижения Pomor.

Что дальше

Сейчас буксировщики Pomor в основном распространяются через сеть дилеров, которые закупают у нас технику оптом. Поначалу это были мелкие оптовики, потом стали обращаться крупные игроки рынка. В целом у нас уже около 20 таких партнёров по стране. Больше всего у нас заказывают в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке.

Будущее проекта, на мой взгляд, связано с продажами за границей. Техника нашего бренда отлично подошла бы для Скандинавии и Канады. Но для такого развития нужно найти там дилеров. Планируем заняться этим в ближайшее время.

Константин Фёдоров

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

10 марта 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов