Перспективная бизнес-идея: smart-замок для парковки велосипедов и самокатов

Прочтёте за 4 мин.

Кейс от проекта CTpark

IT-инструменты, которые использует Андрей Золотницкий

  • One note
  • MS Project
  • Webex

Предприниматель из Москвы Андрей Золотницкий несколько лет назад отказался от личных автомобилей в пользу трёх велосипедов и двух электросамокатов. И в какой-то момент столкнувшись с проблемой парковки своего самоката, он придумал идею универсального запирающего устройства, которое бы обеспечило безопасность двухколёсного транспорта. О том, что такое «умный» замок и как на нём планируется зарабатывать, основатель проекта CTpark Андрей Золотницкий рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Андрей Золотницкий, основатель онлайн-сервиса парковки велосипедов и самокатов  CTpark. Защитил диссертацию в Институте мировой экономики и международных отношений РАН. Около 15 лет занимается IT-проектами в сфере транспорта. Имеет опыт работы в Siemens и Cisco, сотрудничал с ThyssenKrupp, Deutsche Bahn, DB Schenker. Андрей - убеждённый сторонник двухколёсного транспорта, три года назад он отказался от автомобиля в пользу велосипеда и самоката. Идея сервиса CTrack возникла в июле 2018 года. Сейчас сервис запускает пилотный проект в Зеленограде.

Андрей Золотницкий

Как появилась бизнес-идея

Проект CTpark инвестировал около 15 миллионов рублей в разработку smart-замка для самокатов и велосипедов. Он работает как классическое запирающее устройство, выглядит довольно необычно, управлять им можно через приложение, QR-код или NFC-карту. 

«Умный» замок крепится к любой парковочной дуге, благодаря чему парковка для велосипеда или самоката может располагаться где угодно. Кроме этого создание такой сети парковок не потребует столь больших вложений, как создание стационарных станций проката с более массивным запирающим устройством. 

Идея smart-замка родилась не на пустом месте, а из жизни. Основатель CTpark Андрей Золотницкий как-то раз приехал в магазин за продуктами на электросамокате. Он хотел закрепить своё транспортное средство около велосипедных дуг на улице. Но оказалось, что те «заточены» только под велосипед – электросамокат припарковать неудобно. Спустя некоторое время Андрей столкнулся с подобной проблемой уже при езде на горном электровелосипеде. Его колёса не влезали в установленные дуги перед офисом. 

«Таким образом и возникла идея взять за основу широко используемые парковочные дуги и оснастить их универсальными запирающими устройствами, подходящими для всех типов велосипедов и самокатов. Парковочных дуг устанавливается сейчас много - нам нужно только сделать их «умными», - считает Андрей.

CTpark 

Но только парковкой в удобном месте возможности smart-замка не ограничиваются. Он вовлечён в цифровое пространство, и в этом его преимущество, считает Золотницкий. Замок оснащён датчиками и сенсорами, которые оповестят пользователя, если с его транспортным средством что-то происходит - например, если его пытаются украсть. Система может вызвать к парковке охрану или попросить других пользователей сообщить визуальную обстановку на парковке. 

Как создавался «умный» замок

Сначала предполагалось, что «умный» замок будет довольно массивным механизмом, сопоставимым по своим размерам со станцией велопарковки. Но по мере развития идеи и технической проработки пришло понимание, что решение может быть гораздо миниатюрнее. С этого момента удалось уменьшить конструкцию в четыре раза и пересмотреть саму её суть, отбросив всё лишнее, сложное и дорогое. 

К разработке устройства привлекли специалистов студии промышленного дизайна Karfidof Lab. В ходе работы они изучали продукцию конкурентов как через интернет, так и покупая отдельные образцы.

«На первоначальных этапах, когда решение представлялось более габаритным по размерам, у него были аналоги из стран Прибалтики. Сейчас решение относительно близко по концепции к производителям из Китая. Однако у нас другие требования к механике и электронике, всё разрабатывалось своими силами. Мы просматривали обкатанные серийные решения, но чужой опыт полезен в меру», - замечает Алексей Карфидов, основатель студии Karfidof Lab.

CTpark 

При разработке универсальных решений, каким и является smart-замок, приходится одновременно учитывать множество нюансов. «Один из них – устройство вызывает у пользователей интерес, им хочется его пощупать и разобрать. А конструкция должна быть надёжной и неразборной», - приводит пример Андрей Золотницкий. 

«Мы искали эргономичное решение, которое бы позволило, с одной стороны, уместить внутри очень много умной электроники с возможностью автономной работы. А с другой стороны, придать этому красивый внешний вид, помня о антивандальной защите. По этой причине нам пришлось отказаться от открытых креплений – мест, которые можно было бы легко раскрутить или открыть», - добавляет Алексей Карфидов.

CTpark 

По этой же причине всю электронику «отодвинули» подальше от подвижных частей и пользователей. Изначально создатели «умного» замка хотели, чтобы он мог крутиться вокруг столбика или парковочной дуги, фиксироваться с защёлкой, наклоняться в разные стороны. Но получалось громоздко и сложно. 

«Мы пересмотрели вместе с заказчиком более 50 вариантов внешнего облика», - вспоминает Алексей Карфидов. 

Как планируется монетизировать разработку

Smart-замок является не самостоятельным продуктом, а видимой частью системы для парковок вело- и самокатного транспорта. Замок не предполагается продавать отдельно, зарабатывать таким образом CTpark не планирует. 

«Мы предлагаем комплексный сервис парковки со своим маркет-плейсом. Фактически парковка становится местом осуществления услуг - будь то ремонт или мойка, реализация различных систем проката или внедрение систем наблюдения и контроля, доступных до сих пор лишь владельцам автомобилей, да и то не всем», - добавляет Андрей Золотницкий. 

CTpark

Монетизировать свой проект основатель CTpark планирует с помощью подписки на парковку и оказания платных услуг (например, ремонт и обслуживание велосипеда, страховка, прокат). Для минимального использования сервиса CTpark нужно будет лишь скачать приложение.  

Что дальше

Замки CTpark будут производить на московских предприятиях. Используемые материалы, по словам Алексея Карфидова, - сталь, алюминий, литейный пластик и резина. Сейчас сервис внедряет пилотный проект в Зеленограде (городской округ Москвы – прим. редакции): там до конца 2019 года планируется оснастить «умными» замками до 200 мест для парковки велосипедов. Всего в этом округе должно появиться 4000 парковочных мест. Последующее внедрение произойдёт в Москве. 

«Мы достаточно интенсивно исследовали рынок, но прямых конкурентов CTpark обнаружить не удалось. Есть компании, работающие в сфере велопарковок или проката, но их концепции значительно отличаются от нашей и предполагают либо значительные инвестиции в инфраструктуру, либо не имеют инфраструктурной роли как таковой, это исключительно мобильные решения», - рассказывает Андрей Золотницкий.

CTpark 

Он подчёркивает, что одна из «фишек» его проекта – возможность привлечь к прокату частных велосипедистов – тех людей, чьи транспортные средства временно не используются. «Мы поможем сдавать их в прокат всем желающим с помощью наших парковок и соответствующего ПО. Реализовать этот функционал планируем позднее, сейчас прорабатываем юридические вопросы и логику такого проката», - говорит Андрей. 

Рекомендации стартаперам

Рекомендации Андрея Золотницкого другим проектам, разрабатывающим новый продукт для рынка: 

Добивайтесь максимальной инновационности. Прежде чем заходить в высококонкурентную нишу, нужно чётко понимать, какими преимуществами будет пользоваться продукт. В определённый момент темп прироста инновационности замедляется, технология использования оттачивается и становится своего рода стандартом. В этот момент выигрывает не тот, у кого реализация лишь немногим отличается от других, а тот, кто лучше оснащён финансовыми ресурсами. Поэтому нужно предлагать что-то реально новое, чтобы иметь шансы на рынке. 

Доведите идею до идеала. У каждой новой идеи после её рождения оказывается куча нюансов. Вы не представляете себе, сколько концепций устройств у нас было проработано. Казалось бы, простая задача, взять электронный замок и прикрутить его к паровозной дуге. Как бы не так! Вопросов - миллион, от темы энергобаланса, модульности креплений, эргономики, алгоритмов работы… 

Одних общих видов было нарисовано больше сотни вариантов, подключались разные конструкторские бюро, дизайнеры разных школ. Большинству задача оказалась просто не по зубам. Поэтому, хорошая идея - это одно, её проработка, формирование модели - совсем другое. И не стоит расстраиваться, если внешне прекрасный вариант приходится отправлять в корзину: таких корзинок мы заполнили не одну, и не две. 

CTpark


Читайте также:

Бизнес на двух колёсах: как заработать на умном прокате самокатов.
Докатился до бизнеса: как заработать на увлечении роликами и скейтом.
Как из увлечения путешествиями появился бизнес по продаже автокемперов.

23 августа 2019

Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов