Многим казалось, что после пандемии удалённый и гибридный форматы работы продолжат своё победное шествие по планете. Но, возможно, всё возвращается на круги своя: многие компании по примеру DELL и Google возвращают сотрудников в офис. Но сторонников удалёнки по-прежнему много. Один из них – предприниматель Сергей Догадин, который с самого начала строил свою компанию United Solutions на принципах комфортных условий работы. В этой колонке для портала Biz360.ru он поделился наблюдениями и выводами о таком подходе.
Сергей Догадин – 34 года, предприниматель из Ижевска, основатель и генеральный директор компании United Solutions. По образованию – горный инженер. Компания United Solutions работает с 2021 года и специализируется на проектировании и поставке систем автоматизации и услугах инжиниринга для нефтегазовой отрасли. В бизнес-процессах участвует около 20 человек, оборот – порядка 250 млн рублей в год.

До того, как открыть собственный бизнес, я работал в найме, в той же сфере, что и сейчас – автоматизация и инжиниринг в нефтегазе. По опыту, такие компании строятся на принципах жёсткой иерархии, строгого рабочего распорядка и неусыпного контроля. Штрафы за опоздания и видеофиксация трудовых процессов – вполне обычное дело. Но для сотрудников это большой стресс.
Мне такой подход не близок, потому что в нём нет жизни и творчества. Поэтому своё дело я изначально организовал иначе – и дал сотрудникам свободу выбора. У нас каждый самостоятельно организует свой рабочий график – таким образом, чтобы быть максимально эффективным и полезным для компании.
Одним из первых важных шагов стал приём на работу HR-директора. С ней мы вместе формировали команду из умных, интеллектуально развитых, «взрослых» людей, с которыми приятно работать.
Мы ставили себе задачу обеспечить сотрудникам комфортные условия труда, и оказалось, что гибкий график этому очень способствует. А так как люди в нашей компании – ответственные и самостоятельные, их не надо жестко контролировать, – то выиграли все, в том числе и я как владелец бизнеса. Создавая комфорт другим, я создаю его и для себя.
Со временем штат компании рос, к нам присоединялись специалисты из разных городов – Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Новосибирска и других, поэтому гибрид и удалёнка для нас – норма. Каждый, кто не имеет доступа к офису в Ижевске, за счёт компании может арендовать себе место в коворкинге, но большинство предпочитает работать дома.
Мы практикуем совещания-созвоны дважды в неделю, на которых обсуждаем планы и подводим итоги. А два раза в год собираемся очно – на новогодний корпоратив и летнюю бизнес-игру или стратегическую сессию. Этого достаточно, чтобы сплотить команду и поддерживать социальные связи.
Основным преимуществом гибкого графика является то, что люди осознают свою ответственность за собственные действия и чувствуют себя частью команды. Свобода в выборе рабочего времени накладывает неизбежную ответственность за свою работу, и такое отношение к трудовым обязанностям замечают другие коллеги.
Если кто-то начинает демонстрировать безответственность и использовать этот подход в личных интересах, он у нас не задерживается.
Дополнительное преимущество – это снижение бюрократии и методов контроля над сотрудниками. Мы экономим ресурсы, отказываясь от необходимости контролировать каждое действие или бездействие людей, что является крайне трудоёмким способом организации деятельности.
Главный минус заключается в том, что не всегда в течение рабочего дня нужные сотрудники оказываются на своём рабочем месте, когда это срочно необходимо. Хотя такие ситуации случаются редко, они всё же происходят.
Чтобы минимизировать эти риски, мы используем ноутбуки. Мой ноутбук всегда со мной, как и у большинства наших специалистов и руководителей. В нужный момент легко подключить ноутбук к Wi-Fi через телефон и оперативно решить любую задачу, будь то работа с таблицами, внешними дисками, электронной почтой или другими инструментами.
В первую очередь, для предпринимателя или руководителя гибридный формат – это внутренний вызов собственному эгоизму, вызов самому себе. Предприниматели и руководители – люди часто тревожные, и это свойство толкает их к диктатуре как к одному из способов уменьшить степень собственной тревожности.
Другой способ справиться с тревогой – это контроль. Через контроль легче выполнять организационно-управленческие функции. По сути, мы ограничиваем свободу других, лишая их права на ошибку и беря на себя главную роль в отношениях.
Думаю, что если вы не готовы доверять людям и давать им возможность быть самими собой, то гибридный формат вам не подходит. Скорее всего, он даже не сможет быть реализован, потому что вы сами не допустите его даже в мыслях.
Но, если всё же хотите попробовать такую схему, я бы дал пару советов. Очевидно, что гибкий график проще внедрить среди руководителей высшего звена, а там, где работа требует строгого соблюдения рабочих процессов и постоянного присутствия на рабочем месте, не подойдёт и вовсе. Тогда лучше сработают чёткие регламенты и оптимизация рутинных операций.
Пробуя применить новые подходы в управлении, действуйте постепенно, избегая резких шагов. Например, начинайте с одного отдела и смотрите на результат.
Я выбрал доверять сотрудникам, давать им свободу, не загонять в лишние рамки и не стоять над душой, но это сложно. Иногда очень хочется вмешаться, проконтролировать, проследить. Конечно, в непростых вопросах я подключаюсь, делюсь контактами и советами, участвую в переговорах, но в большинстве ситуаций коллеги справляются сами. Это существенно ускоряет бизнес-процессы.
…Иногда мне кажется, что всё идет не туда. Но тогда я смотрю на отчёты, то понимаю, что всё идёт как надо. Пока наша компания небольшая, гибкий график точно работает на нас.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».