Изготовление женской обуви под заказ – довольно долгое и дорогое удовольствие. Но всё усложняется ещё больше, если клиентке нужна обувь на высоком каблуке. Как правило, большинство ателье стараются не браться за такую работу: слишком много нюансов. О том, как сделать идеально подходящую обувь с помощью технологий 3D, и почему на это требуется в среднем 3-4 месяца, модельер-конструктор и основатель дома моделей обуви Дарья Деткина рассказала Biz360.ru.
Дарья Деткина – основатель «Московского дома моделей обуви Дарьи Деткиной». Окончила Московский государственный университет дизайна и технологии по специальности «Инженер-конструктор изделий из кожи». Кандидат технических наук, автор трёх патентов и нескольких научных статей. Опыт в разработке обуви под заказ – более 20 лет. С 2011 года ведёт собственный бизнес по индивидуальному пошиву обуви. В 2021 году открыла собственное ателье.
Созданием обуви я занимаюсь более 20 лет. Моя дипломная работа в университете была посвящёна обуви на высоком каблуке – мне самой это было очень интересно. В аспирантуре продолжила исследования в этом направлении. Тема моей диссертации – «Биометрические основы разработки женской высококаблучной обуви повышенной комфортности».
Мы со студентами проводили исследования опорно-двигательного аппарата на разной высоте каблука с помощью оптического топографа. Искали оптимальные решения для сочетания высоты каблука и комфорта. Эти наработки использую до сих пор.
В 2008 году, во время учёбы в аспирантуре, я устроилась в компанию Echo of Hollywood. Это был один из ведущих российских производителей одежды и обуви для шоу-бизнеса. Для начинающего дизайнера лучшего места было не придумать: сильная компания, качественное обучение, творческая работа. Именно там меня научили шить на машинке – это умение стало одним из моих преимуществ как модельера.
Когда ты сама шила верх обуви, то понимаешь, как всё должно понятно и доступно собираться на производстве. В Echo of Hollywood за восемь лет я прошла путь от начинающего дизайнера до главного модельера, вела линию вечерней элегантной обуви, работала с индивидуальными клиентами и с новой линейкой. Затем стала креативным директором, но это уже был потолок.
В 2011 я окончила аспирантуру и стала думать, как я могу ещё развиваться. Примерно в то же время мне начали поступать заказы от друзей и знакомых: «Ну ты же шьёшь обувь, сделай и нам что-нибудь». Они начали меня рекомендовать – так я, продолжая работать в Echo of Hollywood, получала первые заказы уже по сарафанному радио.
Так как технология сборки обуви в Echo of Hollywood отличалась от стандартной, то мне пришлось искать мастеров, которые могли бы выполнять заказы вместе со мной. Своим делом мне приходилось заниматься по вечерам и в выходные.
В 2015 году я ушла из найма и решила заниматься только своим проектом. Некоторое время думала, как дальше продвигаться, исследовала рынки. Вскоре через «Авито» познакомилась с совладелицами бренда одежды – несколько лет они размещали у нас заказы на изготовление обуви. Клиент выбирал в их шоу-руме понравившуюся модель, и мы шили её по его индивидуальным меркам. Обувь продавалась под совместным брендом. Это сотрудничество поддерживало нас и позволяло развиваться.
Потом я начала получать заказы через посредников – без работы мы не сидели. На тот момент у нас была небольшая площадка, на которой мы собирали обувь. Так мы работали до 2020 года.
Период самоизоляции я использовала как время для раздумий, чтобы спланировать что-то более глобальное. В 2021 году, после длительных исследований рынка, я открыла ателье. До 2021 года у меня была совсем небольшая площадка. Там могли работать только 2-3 человека, не было возможности поставить много оборудования и работать там с клиентами. Для ателье я сняла помещение площадью 150 «квадратов». Сейчас приглашаем каждого клиента в цех и показываем, как изготавливается обувь.
В 2022 году я, как и многие, поддалась панике: поехала по магазинам закупаться материалом «на чёрный день». В итоге потратила очень много денег и потом пожалела об этом. Да, какие-то поставщики ушли с рынка, но очень немногие. Итальянцы, турки, французы как возили в Россию материалы, так и возят. Просто ценник вырос в 2-3 раза – конечно, это сильно влияет на стоимость нашей продукции. Но в целом хорошо, что сырьё вообще есть, пусть и стоит дороже. Используем некоторые виды кожи российского производства. Есть очень достойное сырьё, что очень радует.
Частные клиенты обращаются в моё ателье, как правило, по двум причинам. В основном приходят за красотой и удобством. Наши клиентки разбираются в моде, они хотят иметь уникальные и в то же время комфортные вещи. Например, обувь под платье, сшитое на заказ. Сейчас всё больше клиентов просят сделать им модель, которую они больше не могут найти в нашей стране из-за ухода западных брендов.
Вторая категория клиентов – люди с особенностями строения стопы. За сложную ортопедию мы не берёмся, но во многих случаях можем помочь. Например, часто встречаются женщины, у которых из-за маленькой пятки стандартные туфли-«лодочки» не держатся на ногах. Такую обувь они могут получить лишь под заказ.
Часто приходят люди, которым отказали все мастерские из-за сложности заказа. Большинство ателье используют те колодки, которые у них есть. Для нестандартных заказов нужно разрабатывать новую колодку – как правило, браться за это они не хотят. Нас это не пугает – наоборот, мы только рады работать с необычными заказами.
Принимая заказ на индивидуальный пошив, мы заключаем с клиентом договор, в котором прописано техническое задание. До 2017 года мы сопровождали каждый заказ техзаданием, но без договора, имеющего юридическую силу. Потом поняли, что нужен договор: аудитория не всегда серьёзно относится к своим заказам.
Техническое задание содержит как мерки заказчика, так и чёткое утверждение задач. Если клиент ориентируется на какой-то образец – просим фотографии, а если возможно – образец старой удобной обуви.
Сканируем стопу человека в 3D, делаем отпечаток стопы, конструируем след будущей колодки. Отпечаток стопы не должен пересекаться со следом обуви. Такое иногда происходит, например, в женских туфлях с острым носом. Чтобы носок не смотрелся слишком большим, производитель уменьшает его – и обувь получается более узкая, чем нужно. Это нередко ведёт к артрозу первого пальца – той самой «шишке» на ноге.
Через месяц клиент примеряет первый макет: это полупара или полная пара обуви. Так проверяется удобство колодки и соответствие задуманному дизайну. Если всё хорошо, шьём чистовую пару. Если нужно корректировать колодку – создаём новый макет. И так до тех пор, пока не понравится и клиенту, и нам.
В среднем для изготовления одной пары необходимо 2-3 макета, каждый из которых клиент примеряет. На один заказ обычно уходит 3-4 месяца. Женская обувь на высоком каблуке «под заказ» – это очень сложный сегмент, с которым мало кто хочет связываться. Кроме того, что сама по себе обувь на высоком каблуке сложна конструктивно и в исполнении, так и у клиенток, как правило, высокие требования и множество пожеланий, которые могут постоянно меняться и противоречить друг другу. В этом смысле работать с мужчинами проще. Именно поэтому большинство обувных ателье занимаются только мужской обувью.
Если нашей клиентке всё понравилось – обычно она приходит за повторными заказами. Тут начинается настоящий полёт фантазии: «хочу такие же в розовом, фиолетовом, чёрном, зелёном, а ещё с бантиком». Такое творчество мы очень любим.
В основном с клиентами общаюсь я. В самом начале подробно объясняю все сложности и «узкие места», чтобы для человека они не стали потом сюрпризом. Если у клиента есть время – провожу небольшую экскурсию по предприятию. Когда он видит, как делается обувь на заказ, сколько человек задействованы в процессе, сколько технических нюансов у такого с первого взгляда простого предмета – он лучше осознаёт ценность продукта. Он уже понимает, почему это долго и дорого.
Несмотря на необходимость приезжать на каждую примерку, клиенты из других городов у нас есть. Нас часто просят сшить обувь без очных встреч, но я это не приветствую. При таком раскладе невозможно снять 3D-мерки на каблуке. Да и общение с клиентом онлайн зачастую не такое продуктивное, как очное.
Немаловажно в развитии бизнеса – технологии, облегчающие работу команды и самого производственного процесса. Мы стараемся внедрять не только современные системы в производство, но и в обслуживание. Начиная от бота, помогающего принимать и обрабатывать звонки, мессенджеры для работы с запросами, так и для общения команды (у нас 5 рабочих чатов по всем направлениям бизнеса). Также мы используем банковские сервисы для ведения расчётных счетов, программы учёта.
Второе направление нашей работы – В2В. Мы сотрудничаем с производителями обуви и обувными стартапами, для которых разрабатываем новые модели обуви, колодки, придумываем каблуки, платформы. И всё это с 2D- и 3D-проектированием. Я обратила внимание на 3D-технологии в 2019 году. Тогда же вместе с приглашённым специалистом начала разрабатывать 3D-модели колодок.
Потом мы приобрели особенный сканер, который позволяет сканировать стопу не только на плоскости, но и на высоком каблуке. Стандартные сканеры, в отличие от него, не могут этого делать. Такие 3D-модели показывают, как меняется изгиб стопы и форма пятки на каблуке. Получившийся каблук или платформу можем воплотить в виде образцов на 3D-принтере. Сейчас у нас не просто ателье, а инновационное производство, на котором мы создаём супертехнологичные обувные оснастки.
Важная часть деятельности любого обувного бренда – разработка новых моделей. Это долгий и дорогой процесс. В своём втором направлении бизнеса мы фактически берём на аутсорс полный цикл разработки обуви: от научно-исследовательской работы до готовых колодок. «На выходе» предоставляем партнёрам документацию, 3D-модели оснастки и детально расписываем «рецепт» изготовления обуви.
Среди наших партнёров много начинающих брендов. Мне интересно с ними работать. Как правило, это увлечённые люди, которые серьёзно подходят к делу и изучают большие пласты информации. Возможно, поэтому они нас и находят. Они чувствуют в себе потенциал и желание предложить рынку что-то особенное, но не могут обратиться на фабрики – там с заказами на разработку новых моделей и изготовление партий по 10-50 образцов никто возиться не будет. А нам это интересно. Мы предлагаем им разработку изделия, которое потом можно размножить – и изготавливаем модель с учётом того, что она уйдёт в серийное производство.
Ещё одна услуга для партнёров – градация обувных колодок, то есть их адаптация под несколько размеров. Так из одной колодки 37 размера можно сделать весь размерный ряд – от 34 до 41.
Недавно мы вложились в оборудование и программы для 2D-моделирования – всё это стоит очень дорого. При закупке оборудования нам очень помогли специалисты ГБУ «Малый бизнес Москвы». Они объяснили, как получить московскую субсидию на возмещение части расходов, информировали о том, какие есть меры поддержки бизнеса в виде грантов и субсидий, подсказывали порядок действий для их получения.
Одно из наших главных преимуществ на рынке обуви под заказ – 3D-технологии. В таком объёме их мало кто из наших коллег может себе позволить. Нашей ключевой технологии 3D-измерения стопы на каблуке в России нет почти ни у кого. К счастью, мы успели купить этот уникальный сканер до того, «как всё началось».
Ещё один очень важный момент – в отличие от других компаний, мы сами делаем «основную стельку». Так называют каркас изделия, на который затягивается обувь. Это «бутерброд» из нескольких видов картона, внутри которого вставляется супинатор. Основная стелька должна соответствовать колодке, но каждый раз делать её под новый заказ дорого. И производители используют одну стельку на несколько видов колодок, из-за чего положение стопы в обуви становится не столь оптимальным.
Мы все – обувные фанатики, и когда клиент от нас уходит довольный, для нас это настоящее счастье. Бывало, что заказчику чем-то не нравился конечный результат, хоть всё было в соответствие с его пожеланиями. Мы переделывали обувь себе в убыток, просто чтобы заказчик остался доволен.
Иногда на нас выходят люди, которые не могут позволить себе наши услуги. Например, кто-то подсказал им, что мы хорошо делаем обувь, но не сказал про цену. Если речь идёт об ортопедической обуви, направляем их в специализированные ателье, в качестве услуг которого мы уверены.
Пошив обуви в нашем ателье стоит в среднем 75-80 тысяч рублей, если ноги не имеют сложных ортопедических особенностей. Стоимость разработки для бизнеса начинается от 100-120 тысяч рублей за одну модель. Одновременно у нас в работе около десяти заказов, но этот показатель варьируется.
Большинство новых клиентов приходит к нам через сайт. Свой первый сайт я сделала ещё в 2011 году. Сейчас у нас несколько сайтов – под каждое из направлений бизнеса.
В первые годы я активно продвигалась на «Авито». Сейчас всё внимание переключила на сайт и соцсети. Мы ведём страницу в VK, раньше пользовались заблокированными сейчас соцсетями. Но уже тогда я сделала основную ставку на сайт – наверное, какое-то чутьё сработало. Я понимала: сайт показывает клиенту серьёзность нашего подхода.
Даже самые довольные клиентки не так часто рекомендуют нас подругам и знакомым. Бывает, советуют мамам, сёстрам, самым близким подругам – но не более того. Наверное, они просто хотят быть неповторимыми в нашей обуви и не желают «делиться» нами с более широким кругом знакомых. Мы изготавливаем и мужскую обувь – я заметила, что мужчины рекомендуют нас намного чаще.
У меня очень небольшая компания: всего девять сотрудников, включая мастеров на производстве. Большинству сотрудников – за 60 лет. Их отличие от остальных возрастных категорий – высокая экспертность. Мне самой 40, но наше поколение такими знаниями, как правило, уже не обладает. А молодёжь – тем более.
Возрастных сотрудников я привлекаю не только тем, что они востребованы и получают неплохие деньги. Всё гораздо глубже: здесь люди могут полностью раскрыть себя, как профессионала. Я считаю: если мастер с золотыми руками делает однотипную работу на массовом производстве, для его таланта это пустая трата времени. А у нас – сложные и интересные задачи, достойные его уровня.
Каждый наш сотрудник – креативная личность. Мы нередко внедряем то, что придумали участники команды. Например, специалист по сборке обуви классно чувствует форму. Он замечательно может воплотить мои замыслы из эскиза в реальность и придумать что-то своё. То же самое касается модельеров: обе – прекрасные художницы.
У меня есть опыт наёмной работы не только в Echo of Hollywood, где все процессы были прекрасно организованы, но и в других компаниях. Основной минус, который я видела на многих предприятиях – перекладывание вины друг на друга. Если случался брак, сотрудники говорили: «Во всём виноват модельер (заготовщик, колодочник), но не я». У нас все отвечают за общий результат. Ошибку модельера всегда заметит заготовщик или сапожник, который остановит процесс и вернёт модель на доработку.
При работе над сложными изделиями нередко устраиваем мозговые штурмы, в которых участвуют все сотрудники. Каждый смотрит на задачу со своей стороны – такой комплексный подход помогает быстрее найти решение.
Помимо работы с частными клиентами и предприятиями, у нас есть ещё одно направление. Мы выпускаем собственные лимитированные коллекции обуви на очень высоком каблуке и платформе. На подходе уже вторая капсула. Мы представим её весной на Неделе моды в Москве. Это будет наш первый опыт участия в таких показах.
Представьте, что перед вами плоский лист. А потом он превращается в прекрасную пару обуви на каблуке. В этот момент я испытываю счастье: мы смогли превратить идею в уникальную, полезную и нужную вещь. Это вдохновляет меня уже более 20 лет.
У нас очень сложный вид бизнеса. Бывают разные ситуации: иногда я сама допускаю ошибки, иногда приходится исправлять ошибки других. Случается, что приходят люди с душевной болью, которую им хочется разлить на всех. Разное встречалось, но каждый раз это волшебство создания нового позволяет забыть о всех сложностях и радоваться любимому делу.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».