Стартапы на ранних стадиях – довольно рискованный бизнес. Из-за управленческих ошибок проект может в любой момент прекратить своё существование. У основателя масса задач и проблем, он часто не знает, за что хвататься в первую очередь. Об основных принципах, которые повышают выживаемость бизнеса на данном этапе, порталу Biz360.ru рассказали трекеры «Акселератора ФРИИ» Ринат Шамсиев, Антон Мезенцев и Константин Пискунов. Эти лайфхаки, по мнению экспертов, чаще всего вызывают сопротивление и недоумение фаундеров. Но они же – и самые действенные, что доказано опытом работы с сотнями компаний.
Константин Пискунов:
- Одна из самых распространённых ошибок стартаперов – начинать с разработки продукта, не проверив, будет ли он востребован на рынке. Сперва продаём, потом что-то делаем. Это рабочий механизм преодоления «долины смерти». Последовательность такая: пообщались с клиентом, увидели интерес, взяли предоплату и только когда клиент даст деньги, ушли в разработку.
На ранних стадиях стартапа основатель должен лично погрузиться в продажи. Для этого ему совсем не обязательно быть экспертом. Нейросети помогут с идеями. Например, если вы задумали разработать мобильное приложение, спросите у ChatGPT, как запустить предварительные продажи. Выберите пару идей и начните действовать.
Важный момент: на начальном этапе делегировать продажи наёмному сотруднику не получится.
Антон Мезенцев:
- 9 из 10 начинающих фаундеров боятся продавать и взаимодействовать с целевой аудиторией. Если вы не готовы продавать сами, найдите партнёра, который возьмёт на себя эту функцию. Очень хорошо работают компании, где два фаундера: один – гениальный технарь, а второй – человек, который знает, как зарабатывать деньги.
Ринат Шамсиев:
- После первых продаж важно проводить больше времени с клиентами, чем с разработчиками. Задача основателя – понять, что именно нравится покупателям, и найти как можно больше таких же клиентов.
Самые лояльные клиенты – те, кто купил продукт дважды, их отзывы помогут улучшить разработку. Это гораздо дешевле и проще, чем изменять продукт под требования новой аудитории. Если кто-то ещё не знаком с методологией Customer development, то нужно срочно изучать.
Ринат Шамсиев:
- Обращайте внимание на ограничения, которые лежат вне зоны ваших компетенций. Если что-то не клеится в бизнесе, скорее всего, проблема именно там. Проделайте упражнение: запишите цель для своего бизнеса на год, и потом подумайте, чего не хватает команде, чтобы достичь этой цели за квартал. Такая рефлексия часто даёт хороший результат, становится ясно, где слабые места.
Антон Мезенцев:
- Я видел много стартапов, которые были на грани закрытия, но нашли новый путь благодаря тестированию гипотез. Они совершили pivot, ушли в другой продукт или нашли новые каналы продаж, и это спасло их бизнес.
Ринат Шамсиев:
Несколько лет жить на инвестиции, работать в минус и заниматься только быстрым ростом – сегодня это непозволительная роскошь. В принципе, для российского рынка такой подход никогда не был характерным, наши стартаперы не избалованы. Но нужно следить, чтобы unit-экономика сходилась, и держать в уме, что следующего раунда инвестиций может не быть.
Константин Пискунов:
- Даже если вы создаёте продукт для России, посмотрите, как это делается в Европе или США. Собирайте информацию о похожих стартапах, изучите, как они привлекли инвестиции, смотрите их презентации и выступления. Сравнивайте со своим продуктом. Это поможет вам понять тренды и избежать ошибок.
Антон Мезенцев:
- Многие стартапы создают продукт под локальный рынок, а потом сталкиваются с проблемами при выходе на международный. Не бойтесь думать глобально. Даже при текущей международной ситуации для российских команд остаются неплохие варианты. Потом переделать продукт под другие рынки будет очень сложно и дорого.
Константин Пискунов:
- Взаимоотношения с сооснователями и командой – одна из главных причин, почему закрывается стартап. Разделить с партнёром бизнес 50/50 – плохая идея. Так же, как и не обсуждать зоны ответственности. У основателей может быть разное видение перспектив и своей роли в развитии бизнеса.
Я сам сталкивался с такой проблемой, когда начинал свой бизнес и на старте пообещал разработчикам доли в компании. Но некоторые не выполняли обязательства, и возник конфликт, который чуть не разрушил всё. Избежать этого можно, если договориться о вестинге – поэтапном распределении долей. В первый год сооснователи притираются друг к другу, а далее на протяжении, например, четырёх лет каждый получает свою долю компании при выполнении заранее обозначенных условий. Если кто-то сходит с дистанции, то у вас будет чёткий механизм регулировки долей.
Эти рекомендации помогут избежать типичных ошибок начинающих предпринимателей, сфокусироваться на главном и быстрее достичь успеха. Помните: стартап – это не только про создание продукта, но и про умение анализировать рынок, адаптироваться и зарабатывать.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».