Ритейл-куратор: как в кризис запустить сервис поиска одежды в интернет-магазинах

Прочтёте за 5 мин.

«Когда началась история с вирусом и курсом рубля, я ушёл в депрессию – ровно на полдня»

IT-инструменты, которые использует Антон Шошокин

  • YouGile
  • Битрикс24
  • Admitad
  • YouTube

Процесс выбора одежды и обуви в интернет-магазинах и на маркетплейсах может быть долгим и не всегда успешным. Иногда в поисках нужной вещи требуется просмотреть множество ресурсов. Зная об этом по собственному опыту, предприниматель Антон Шошокин решил помочь современным горожанам упростить этот процесс – и запустил сервис поиска одежды и обуви в интернет-магазинах по заданным критериям. О том, как заработать на экономии времени для пользователей, порталу Biz.360.ru рассказал основатель сервиса Stappy Антон Шошокин.

Досье

Антон Шошокин, 30 лет, предприниматель из Москвы, основатель сервиса поиска одежды и обуви в интернет-магазинах  Stappy. Окончил Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет. Проект Stappy запустил в 2019 году. Также является сооснователем и директором маркетингового агентства «Смарт Лайм».

Антон Шошокин

Как появилась бизнес-идея

Предприниматель Антон Шошокин довольно серьёзно относится к подбору своего гардероба: изучает тренды, отсматривает новинки, следит за скидками. Во время поисков одежды и обуви он неоднократно замечал, что на зарубежных маркетплейсах выбор больше, а цены ниже, чем на российских ресурсах.

В январе 2019 года Антон прочитал колонку предпринимателя Сергея Славинского (маркетолога и директора Syndicated Brands – прим. редакции) о новации в сфере e-commerce - сайтах-агрегаторах, которые помогают сделать выбор среди множества предложений интернет-магазинов. Автор назвал их «ритейл-кураторами». Формат их работы уже реализован в других сферах - например, так устроены сервисы бронирования гостиниц или подбора авиабилетов. После этого у Антона появилась идея создать подобный продукт для поиска одежды. 

«Сферу можно назвать новой, хотя первые подобные проекты появились в мире ещё в 2012-2013 году. Но они создавались чаще всего как SEO-прослойка, с целью привлечения клиентов на конкретные платформы. Далеко не каждый сервис такого направления реально помогает пользователям», - говорит Антон Шошокин. 

Разработка сервиса для подбора одежды и обуви в интернет-магазинах заняла около 8 месяцев. Над этой задачей работали штатные сотрудники основного бизнеса Антона - агентства «Смарт Лайм», а также привлечённые внешние программисты. Им пришлось создать собственную систему управления сайтом.

Biz360.ru 

По словам Антона Шошокина, обычно небольшие интернет-магазины работают на готовых платформах. В случае с новым сервисом такой вариант не подходил: существующие платформы не могли обеспечить высокую скорость работы с большим объёмом данных. 

«Самое сложное в нашем случае – чтобы система работала быстро. Иногда в некоторых интернет-магазинах скорость загрузки такая низкая, что хочется выйти из карточки товара. Считаю, что сейчас наш сервис Stappy по скорости работы близок к крупнейшим маркетплейсам типа Lamoda или Wildberries. Конечно, это потребовало усилий со стороны программистов», - признаёт Антон. 

Название для своего сервиса предприниматель выбирал долго. В конце концов он наткнулся на свободный домен stappy.ru и решил назвать проект именно так. По его мнению, короткое и звучное слово stappy довольно легко запомнить. 

Формирование товарной линейки

На финальных этапах разработки Антон занялся наполнением товарной базы. Он отправил около 30 заявок в маркетплейсы и интернет-магазины с описанием своего проекта и планов развития. Площадкам предлагалось бесплатно подключиться к сервису и платить комиссию только за совершённые с помощью Stappy покупки. Выгода от такого сотрудничества для интернет-магазинов – появление новых клиентов. 

По словам предпринимателя, переговоры не всегда проходили легко. Сервис тогда ещё не запустили в открытый доступ – он проходил тестирование. Тем не менее, многие игроки согласились на сотрудничество. Среди них есть несколько крупных площадок – например, Lamoda.ru, Farfetch.com, Butik.ru. 

Сейчас партнёрами проекта являются 32 интернет-магазина. В них представлено примерно 1,3 млн. товаров. В ближайшей перспективе планируется довести этот показатель до 2-3 млн. единиц. 

«У нас реально качественная подборка товаров. Загружать всё подряд с AliExpress мы не будем. Мы лучше подключим небольшой магазин с интересными вещами. Например, есть магазины типа Superstep.ru, они не очень большие, но периодически у них бывают очень хорошие предложения. Наша задача – собрать максимум таких магазинов, чтобы люди узнавали о них и могли совершать покупки выгодно», - объясняет Антон Шошокин. 

Stappy

Stappy работает с большинством партнёров через платформу Admitad, которая помогает автоматически проводить все расчёты между магазином и сервисом. Информацию о товарах в наличии сервис получает от партнёров в виде товарного фида - файла, содержащего информацию обо всех товарах интернет-магазина. 

Форма такого документа у каждого партнёра своя, поэтому систему сделали максимально гибкой. Она может воспринимать данные, поступающие в самых разных форматах. Это позволяет на любом этапе быстро подключить любой магазин и адаптировать его товарный фид. 

«Мы будем расти и подключать новые интернет-магазины. Сейчас в нашем сегменте многие европейские магазины работают на доставку в Россию. Там огромное количество товаров, которые могут быть интересны пользователям, даже несмотря на пошлины», - рассчитывает Антон. 

Как всё работает

После регистрации на сайте проекта пользователь может создать свой персональный автоматический поиск, задав его критерии. Можно указать интересующий виды одежды или обуви, бренды, диапазон цен. Ещё один важный показатель, который можно учесть в запросе – размер скидок. Так можно находить товары, которые продаются по акции. 

Затем сервис будет оповещать пользователя о товарах, подходящих под заданные параметры. Уведомления можно настроить на электронную почту и в Telegram. Их регулярность – на усмотрение пользователя.

 

В поиске можно объединять разные категории - обувь, одежду, аксессуары. В этом случае пользователь будет получать рассылки с результатами всех своих запросов. Например, в один автоматический поиск можно объединить мужские кроссовки Nike, New Balance, Adidas и Puma c ценой до 10000 рублей. А во второй – мужские джинсы Levis, Wrangler и Mango c ценой до 7000 рублей. 

Ещё одна услуга для пользователей – рекомендации по стилю. На сайте можно пройти небольшой тест из 6-7 вопросов (рост, тип фигуры, плечи, талия, бёдра и т.д.). После этого пользователь получает несколько рекомендаций, а также каталог из вещей, которые должны ему подойти. 

«Чтобы ещё больше облегчить выбор клиентов, мы создали несколько десятков подборок по некоторым категориям одежды и брендов. Если человеку понравилась какая-либо из подборок, он может её сохранить. В этом случае поиск будет выдавать ему результаты по брендам и видам вещей из данной подборки», - рассказывает Антон Шошокин. 

Stappy

Преимуществами своего проекта он считает скорость работы и релевантность выдачи. Базы данных обновляются каждый день, и поступающая клиентам информация соответствует текущему моменту. Если найденной клиентом вещи в реальности нет в продаже – значит, скорее всего, её раскупили в течение дня. 

Вложения в создание проекта с момента начала разработки составили примерно 2,5 млн. рублей. Они были потрачены, в основном, на разработку и зарплаты трёх штатных сотрудников, а также оплату труда фрилансеров. По оценке предпринимателя, если бы он обратился с подобным заказом в серьёзное агентство, это стоило бы ему примерно 10 млн. рублей. Основатель Stappy пока обходится собственными средствами, но не исключает, что для дальнейшего развития проекта потребуется искать инвесторов. 

«Сроки окупаемости предсказать сложно. Пока непонятно, какие будут чеки. Мы прикидывали: если у нас будет 15-20 тысяч пользователей с одной-двумя покупками в год, то мы сможем работать и реинвестировать в развитие», - предполагает Антон Шошокин. 

Запуск в непростое время

В середине марта сервис Stappy стал доступным для пользователей. За первые 2-3 недели удалось набрать около 100 пользователей. Все услуги сервиса для пользователей бесплатные: проект зарабатывает только на сотрудничестве с интернет-магазинами. Комиссия сервиса варьируется от 2 до 10%, точный размер зависит от наличия скидок и акций, в среднем это - 5%. 

Основная техническая сложность на данный момент связана с размерами одежды и обуви. Проблема в том, что в разных странах свои размерные сетки, которые часто не совпадают с российским форматом. Поэтому размеры всех вещей приходится «переводить» в российский стандарт. 

Stappy

По утверждению Антона, на данный момент около 90% обуви на сайте представлено в привычных для России размерах. С одеждой это сделать технически сложней. В апреле на сайте появился размерный фильтр. Ещё одна новая опция – поиск по цене. Теперь можно, к примеру, задать в поиске категорию «Кроссовки не дороже 7000 рублей». 

Средний возраст пользователей – 25-35 лет, хотя среди подписчиков есть немало людей более старшего возраста. Женщин среди первых пользователей несколько больше, чем мужчин. По словам Антона Шошокина, сервис может быть полезен не только для «модников». Тем, кто не любит ходить по магазинам и тратить время на шопинг, он поможет серьёзно сэкономить время и скорректировать стиль. 

Маркетинг и продвижение

На данный момент основатель сервиса ищет клиентов с помощью баннерной рекламы в интернете и публикаций в онлайн-СМИ. «Сверхбюджетов на рекламу у нас нет. Но мы будем по мере сил рекламироваться в YouTube, Instagram, а также в СМИ. Возможно, будем подключать блогеров, запускать акции и т.д. Но бесцельно сжигать бюджет не хочется. Поэтому будем искать, где максимальная конверсия», - делится планами Антон. 

По мнению предпринимателя, на российском рынке подобных проектов пока не появилось. Крупные компании типа «Яндекса» и Mail.ru создают собственные маркетплейсы. А для небольших проектов создание такого сервиса – довольно сложная задача с технической точки зрения. 

«Есть попытки создания ботов в Telegram. Но я вижу, что степень автоматизации у них довольно низкая. Это в основном контентные проекты, где работают модераторы. Они находят и «вручную» выкладывают товары. Ни одной по-настоящему автоматизированной платформы до сих пор нет», - уверяет Антон. 

Что дальше

Сейчас основная задача команды Stappy – доработка сервиса и привлечение пользователей. Во время коронакризиса проект не стал запускать рекламных кампаний, посчитав, что в это непростое время их потенциальной аудитории будет не до покупок. Вместо этого команда создала видеоблог «Мамкин стилист», в котором предполагается выкладывать рекомендации по подбору одежды и обуви. 


«Когда началась вся эта история с курсом рубля и вирусом, я даже ушёл в депрессию – ровно на полдня. Но потом сказал себе: ничего радостного нет, но не прекращать же проект из-за этого. Технических и контентных планов очень много. Сейчас надо довести основные текущие дела до финала и посмотреть на первую реакцию пользователей», - говорит Антон. 

В последние 8-9 месяцев он уделяет проекту большую часть своего рабочего времени. Его компания также продолжает работать как маркетинговое агентство. Но предприниматель рассчитывает, что со временем Stappy станет его основным источником дохода. 

«В 80% случаев модель бизнеса в рекламном агентстве – белка в колесе. Одни клиенты приходят, другие уходят, и всё повторяется по кругу. Клиенты у нас есть, но в целом хочется от этой деятельности уйти. Надеюсь, новый проект нам в этом поможет», - резюмирует Антон Шошокин.

Антон Шошокин

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

22 июня 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов