Уходящий 2020-й год многое поменял в бизнес-процессах компаний и в поведении потребителей. Это отразилось на запросах «Яндекса» и Google и пуле клиентов SEO-студий: в какой-то момент пользователи из-за карантина резко утрачивали интерес к одним сферам жизни и чувствовали его к другим. О том, как коронавирус изменил поисковое продвижение, в авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала директор веб-студии «Сеослон» Софья Гаева.
Софья Гаева, 29 лет, предприниматель из Красноярска, основатель digital-студии
«Сеослон». Окончила институт филологии и журналистики Сибирского федерального университета. Компании «Сеослон» шесть лет, за это время она продвинула на первые строчки в интернет-поисковиках более 350 сайтов, заняла второе место в рейтинге веб-студий по Красноярску по версии CMS-magazine и попала в список 100 лучших фирм России по версии SEOnews.
Чего-то принципиально нового в технической части SEO-сферы в уходящем 2020 году не появилось. А вот гораздо более интересный вопрос - как на неё повлиял коронавирус?
SEO не умеет создавать спрос, этот инструмент работает с уже имеющимся спросом. Поэтому было любопытно наблюдать за пертурбациями в запросах людей на протяжении года.
Доставка на дом - разумеется, пошла в гору. И продолжает идти в неё до сих пор.
Что из необычного я заметила. К нам на продвижение в карантин пришли сразу две компании по доставке суши и одна пиццерия. Именно столько у нас их было за все первые шесть лет работы. И вот они обратились сами сразу «толпой». Тренд на доставку – не временный, он с нами надолго. Предприятия из этой области пробуют новые пути продвижения. И, кстати, очень успешно.
Честно сказать, я побаивалась брать в работу «сушистов», потому что в этой сфере высокая конкуренция и мало запросов. Но получилось сделать отличный результат, ведь спрос был. Посещаемость сайтов этих компаний у нас выросла с 18 до 35 тысяч за четыре месяца работы.
Раньше мы шутили, что никто никогда не будет искать и покупать хлеб в интернете. Дошутились: теперь это делают очень многие. Я лично часто заказываю и всем рекомендую. И жду на продвижение в свою студию какой-нибудь продуктовый магазин.
Разумеется, взлетел и весь онлайн - всё, что касается просмотра, прослушивания, обучения и других действий в интернете. Всё или выросло, или находится в стабильном состоянии. Поскольку мы ведём только бизнес-сайты, конкретно у нас таких клиентов нет, но тренд мы видим.
При этом сфера онлайн-игр скакнула только в марте. Дальше опять пошёл спад.
Медицинские товары и услуги - здесь выборочно, но фиксируется рост. В крутое пике, разумеется, ушли медицинские маски, антисептики для рук, дезинфицирующие салфетки.
Но были и менее очевидные аномалии. Например, рост продаж случился у одного нашего клиента, который торгует автоматической сантехникой – в частности, инфракрасными санитарными дозаторами.
Был и большой всплеск запросов на информацию. На первом месте весной по запросам оказались новости и информационные статьи, но и в целом люди стали пользоваться поисковиками чаще. Появилось несколько узконаправленных сайтов, которые успешно работают со спросом за счёт точного попадания в потребность пользователя — coronavirus-monitor.ru, coronavirus-online.ru, coronavirus-24.ru. Их посещало по 250-500 тысяч пользователей в день и они отлично заработали на этой теме за счёт рекламы. Если предположить, что монетизация такого трафика может составлять порядка 1-2 рублей на пользователя, то выходит неплохой доход.
Из любопытного: в пандемию мы также зафиксировали рост спроса на прокат собак, виртуальный бар, обучение жонглированию, медитации и оригами. А также запроса «когда всё это закончится».
Но не обошлось без снижения во многих других сферах, которые во время и после режима самоизоляции сильно просели. Например, на тот момент у нас на продвижении были проекты по переводам с русского языка на иностранные – спрос просто обрушился. Посуду «Тескома» даже по названию бренда стали меньше искать.
Очевидно, что туристическая сфера потерпела настоящее крушение. Но была всё-таки часть запросов, которая в туризме росла - это «возврат билетов». Также просто отменили всё продвижение развлекательная сфера и офлайн-мероприятия. Уходил в отпуск от продвижения наш клиент с подарками-впечатлениями. Но уже вернулся.
Мы не специализируемся на сфере услуг: салон красоты, сервисный центр, ресторан к нам не придёт, если только это не сеть. Это связано с тем, что лишь сеть может охватить продвижением весь город, а не один район, что нам не особенно интересно. Так вот: хотя все знают, как пострадали эти секторы в пандемию, к концу года к нам впервые обратилась сеть салонов красоты. Всё возвращается на круги своя.
К концу года мы пришли если не с кардинально новыми запросами у людей, то как минимум с запросами изменёнными. Как минимум, появляются уточняющие слова и фразы к самым разным запросам: «с доставкой», «на дому», «домой», «с выездом» и т.д.
Важно иметь в виду, что часть пользователей планировала и всё ещё планирует большие покупки на будущее. Это приведёт к двум вещам: несезонному всплеску активности после снятия всех карантинных ограничений и росту запросов на информацию в период этих ограничений. Люди будут изучать информацию о том, что мечтают купить, читать подробности и т.д. Так что имеет смысл давать такую информацию – и готовиться к продажам.
Когда началась пандемия, было предположение, что вот сейчас-то все веб-студии заживут! Ведь все ушли в онлайн. Но на самом деле карантин лишил денег огромное количество компаний - наших клиентов. Предприниматели сократили расходы на рекламу. Поэтому в самый разгар кризиса, весной, в моей студии не было новых продаж, а некоторые из клиентов приостановили продвижение. Однако потом ситуация изменилась. Сейчас, к декабрю, моя студия и другие фирмы из числа моих знакомых фиксируют всплеск продаж.
Что даёт надежду и подтверждает мысль о том, что люди соскучились по хорошим впечатлениям в этом году. И это ещё один тренд, который точно продлится и в 2021 году.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».