Везучий бизнес: как работает в кризис компания по перевозке грузов

Прочтёте за 3 мин.

«Каждый кризис – это хорошая встряска»

IT-инструменты, которые использует Андрей Хрюкин

  • Битрикс24
  • Cisco Jabber
  • Jira
  • Skype

Компания «Байкал-Сервис» занимается перевозками сборных грузов 25 лет. Ей уже не раз приходилось переживать экономические кризисы. К ситуации с развитием коронавируса проект подошёл, имея несколько планов действий. Но главным антикризисным инструментом стала оперативная реакция на запросы клиентов и рынка. О том, как режим самоизоляции отразился на перевозке грузов по России и как компания планирует развиваться дальше, порталу Biz360.ru рассказал один из учредителей «Байкал-Сервиса» Андрей Хрюкин.

Досье

Андрей Хрюкин, соучредитель и генеральный менеджер по стратегическому развитию логистической компании  «Байкал-Сервис». Окончил Российский университет транспорта, прошёл обучение в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС по программе МВА «Стратегический менеджмент». Компания «Байкал-Сервис» основана в 1994 году, специализируется на грузоперевозках.

Андрей Хрюкин

Как для нас начался кризис

Влияние коронавируса мы ощутили на себе с началом весны, когда в России стали активно вводиться меры профилактики: все дружно отказались от рукопожатий, обзавелись масками и антисептиками, а совещания с клиентами перешли в онлайн-формат. Мы стали готовиться к переходу на удалёнку и во второй половине марта за три дня перевели на дистанционную работу более 500 своих сотрудников. 

В конце марта мы обратились к нашим клиентам, заверив их, что они могут рассчитывать на нашу помощь в любой непростой ситуации. Когда стали вводиться первые ограничительные меры по Covid-19, некоторые клиенты выразили беспокойство, что могут не успеть забрать свои грузы с наших складов вовремя. Тогда мы продлили срок бесплатного нормативного хранения грузов для всех клиентов. И одновременно с этим, в тот же день - 24 марта, у нас в числе одних из первых была введена бесконтактная доставка. 

Затем, проанализировав потребности наших заказчиков, мы ввели с десяток различных акций в поддержку клиентов. В частности, отменили доплаты за доставку груза к обозначенному времени и в вечернее время, ввели бесплатный забор груза для отправителей из 500 населенных пунктов, увеличили временной интервал - с 12:00 до 14:00 - для заказа услуги «забор день в день». Запустили сезонные акции, которые позволяют получить скидку в 15% на перевозки медицинских товаров, климатического и теплового оборудования, велосипедов, товаров для дачи, сада и сельскохозяйственного назначения. 

Байкал-Сервис

Мы предполагали, что в начале апреля с введением режима самоизоляции произойдёт резкий спад в грузоперевозках, и постарались подготовиться к этому. На тот момент определили для себя основную задачу - сохранить сотрудников и максимально эффективную операционную деятельность. Предполагали разные варианты развития событий, разработали ряд моделей и стали внимательно отслеживать ситуацию, держали наготове сразу несколько вариантов антикризисных мер. 

Как менялся спрос

Первая неделя карантина в апреле показала существенное падение грузооборота – на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но мы тогда решили подождать с введением серьёзных мер. К концу апреля ситуация улучшилась (вышли на минус 20-30% к 2019 году), что позволило нам отложить в сторону более жёсткий пакет мер и остановиться на более-менее спокойном варианте прохождения кризиса. Сейчас работаем в полном составе, не закрыли ни одно представительство или терминал и стараемся обеспечивать все потребности наших клиентов. 

Ситуация с коронавирусом способствовала росту спроса на медицинские товары. В это время нам важно было поддержать производителей и получателей этой категории товаров. Поэтому мы предоставляли скидку в 15% на перевозку подобных грузов. Реакция рынка на нашу акцию была ожидаемой: спрос на перевозки товаров личной гигиены и средств защиты вырос с начала этого года в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

В апреле, несмотря на общее падение объёмов перевозок (самое сильное падение произошло в сфере отправлений от физических лиц – на 80%), по отдельным сегментам грузов отмечался рост. Увеличились перевозки товаров повседневного спроса, изделий медицинского и санитарного назначения, а также товаров для организации уюта и ремонта, удалённой работы и поддержания себя в спортивной форме.

Байкал-Сервис 

Мы увидели, что этой весной растёт спрос на доставку в маркетплейсы. А мы постарались максимально автоматизировать процесс сдачи товара в маркетплейсы ещё в прошлом году. В частности, провели с Wildberries трёхстороннюю интеграцию «клиент–Wildberries–«Байкал-Сервис», которая позволяет всем задействованным в процессе сторонам оперативно обмениваться информацией и документами. Для клиента всё происходит быстро, чётко и просто. 

В указанные маркетплейсом промежутки времени («окна») мы оперативно сдаём грузы клиента в тот или иной распределительный центр интернет-магазина. В результате отправитель груза спокойно планирует свои продажи, ему не приходится тратить силы на решение проблем, связанных с несвоевременной доставкой товара и как следствие - «недоставок», платить нам за непредвиденное хранение груза или останавливать продажи из-за отсутствия товара на витрине маркетплейса. 

В ситуации корона-кризиса мы смогли предложить нашим клиентам более выгодные условия, снизив вдвое стоимость доставки нетяжёлых (до 50 кг) грузов на склад Wildberries. Сейчас стоимость этой услуги составляет немногим более одной тысячи рублей. Это удалось сделать за счёт высокого спроса. 

Наша экономика

Средний чек у нас уменьшился на 10%. Часть крупных клиентов в апреле сократила отгрузки в связи с сокращением объёма производства, мы стали более активно привлекать новых. Общее число клиентов немного увеличилось. В мае нам практически удалось выйти на показатели прошлого года. 

Мы старались максимально сократить свои издержки во время корона-кризиса: временно прекратили найм новых сотрудников, отказались от внешнего обучения, командировок, закупок оборудования, ремонтов складов и офисов. Вели переговоры с арендодателями наших терминалов о предоставлении преференций, и нам удалось в ряде городов договориться об арендных каникулах на апрель или скидке в 50% до стабилизации обстановки. В итоге наш бюджет расходов сократился на 30%. 

Что дальше

Перспективы в развитии транспортной отрасли уже сейчас просматриваются неплохие. В частности, в нашем сегменте появляются новые востребованные группы товаров (медицинских и не только), новые виды услуг, довольно быстро развивается направление доставки грузов, заказываемых через интернет. 

Если раньше многие производители или торговые компании, у которых имеется собственный автотранспорт, предпочитали самостоятельно доставлять грузы на наши терминалы, то введенные этой весной карантинные мероприятия дали толчок развитию сервисов забора и доставки грузов, оказалась востребованной бесконтактная доставка, которую мы также предоставляем. 

Сейчас происходит перераспределение географии перевозок. С распространением коронавируса и введением ограничительных мер столица стала сдавать свои позиции ведущего центра дистрибьюции: в апреле-мае из Москвы заметно снизился объём перевозок. С другой стороны, Московская область и города центрального кольца (Воронеж, Курск, Ярославль и т.д.) ведут себя более активно, там сохраняется спрос. Поэтому мы продолжаем открывать в этом регионе свои филиалы. Как раз на днях у нас открылось представительство в Новомосковске Тульской области, в первой половине июня планируем ввести филиал в подмосковном Одинцово. 

Каждый кризис – это хорошая встряска, но именно в этот период открываются и новые возможности. Разделяю мнение экспертов о том, что мир после этой пандемии изменится. И мы подстраиваемся к происходящим переменам. Это касается и удалённой работы сотрудников, и более активного развития сферы онлайн-покупок, бесконтактного управления заказами, новых онлайн-сервисов. 

В целом, если говорить о будущем «Байкал-Сервиса», то мы рассчитываем сохранить свои позиции в группе лучших на рынке компаний в сегменте сборных перевозок, с которыми удобно и комфортно работать.

Байкал-Сервис

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

08 июня 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов