Колёса и моторы: как зарабатывают на рынке транспортных услуг

Прочтёте за 6 мин.

Как прошёл бизнес-год у ярких проектов moving-бизнеса

Biz360.ru всегда помнит о своих героях. Подводя итоги бизнес-года, мы связались с основателями ярких проектов, о которых писали ранее, чтобы выяснить, что нового произошло в их жизни. Мы уже подводили  итоги года для компаний, работающих на рынке продуктов питанияобщепита и в нише эко-товаров. Выясняли, как идут дела у проектов в сфере туризма и отдыха. Узнавали, как себя чувствуют производители одежды, мебели и товаров для дома. Пытали производителей украшений. Терзали игроков B2B-рынка и тех, кто делает бизнес в сфере образования. Расспрашивали предпринимателей индустрии активного досуга и рынка услуг. На очереди - компании, работающие в транспортном секторе.

YouDrive: пошли в B2B, 
добавили в линейку новые машины

Борис Голиков 

Борис Голиков,
основатель
YouDrive, Москва
 

  • Каршеринговый проект YouDrive – сервис краткосрочной аренды легковых авто. Арендовать авто можно без поездки в офис – при помощи интернета и мобильного приложения. Основу парка составляют автомобили Smart. Все машины находятся в лизинге. Стоимость услуг - от 8 руб/минута движения - в зависимости от модели автомобиля и уровня рейтинга пользователя.
Экономика. Парк вырос с 400 до 1000 автомобилей. Оборот увеличился примерно в три раза. Количество человек в управлении выросло с 10 до 30, поэтому в 2017 году мы переключились с удалённой работы на офисную.

Стратегия. YouDrive – это платформа, на базе которой мы можем предлагать различные сервисы. В прошлом году мы сделали первый шаг к мультимодальным поездкам. Теперь с помощью YouDrive можно не только взять автомобиль в аренду, но и вызвать такси. В чём преимущество? Одно приложение - единый аккаунт - единый способ оплаты и больше возможностей передвижения. Плюс начисляются дополнительные баллы за поездки в общем рейтинге сервиса.

Помимо этого мы открыли целое направление работы с коммерческим транспортом YouDrive Business. В первую очередь предлагаем таксистам доступ к нашему парку, краткосрочную аренду – на 4, 8, 12 часов, с оплатой только за время работы.

Мы продолжаем развиваться в Москве и Петербурге, но потихоньку пошли в регионы. В декабре сервис стартовал в Сочи, Красной Поляне. Это курортное направление выглядит перспективным.

Ассортимент. Спрос показал, что под разные случаи жизни нужны разные машины по классу и размеру. Поэтому мы значительно расширили модельный ряд, начиная с вывода на линию премиум-автомобилей Mercedes А-класса в апреле 2017 года и заканчивая первыми в российском каршеринге электромобилями BMW i3. Добавили семейные минивэны BMW Active Tourer и внедорожники Nissan X-trail в Сочи.

Продолжаем пополнять парк Smart - именно с этих компактных машинок YouDrive начинал масштабирование. В общем, выбираем комфортные, интересные для города автомобили.

Помимо автомобилей, мы внедрили новые функции приложения. Например, стали отслеживать поведения водителя за рулём, внедрили двухэтапную идентификацию с помощью селфи, опцию КАСКО и др. Всё это повышает качество сервиса. Проверка с помощью фото при посадке помогает защититься от мошенников, а КАСКО экономит нервы многим водителям.

YouDrive

Одним из важных нововведений стала рейтинговая система, благодаря которой в зависимости от частоты и аккуратности использования автомобиля пользователь повышает свой уровень и получает соответствующие привилегии. Среди них скидки на использование, доступ к новым автомобиля, расширенная зелёная зона и т.д. Это ход в сторону персонализации.

Проблемы. В каршеринге, как и в любом общественном сервисе, встречаются разные люди и, к сожалению, не самые аккуратные. Но таких пользователей у нас становится меньше, так как за неуважительное отношение к имуществу YouDrive полагаются штрафы. А за агрессивное вождение мы наказываем снятием рейтинговых баллов и даже блокировкой пользователя.

Удачи. Запуск электромобилей в каршеринге был удачным ходом. Но пришлось повозиться с подключением всех устройств, контролирующих и автомобиль, и его заряд. В комплектации электромобиля не оказалось подходящего для городских зарядок кабеля, пришлось оперативно заказывать их дополнительно. Тем не менее, мы получили бесценный опыт.

Мы верим, что электротранспорт ждёт большой успех. Это совершенно новый уровень сервиса

С началом использования электромобилей мы осознали, как можно помочь в развитии экологичного транспорта, интегрируясь в систему электрозаправок.

Продвижение. Для нас самым главным инструментом продвижения стали рекомендации самих пользователей: люди прислушиваются к ним гораздо больше, чем к рекламе. Отлично себя показывают реферальные программы или «код друга», программы  лояльности. Наши фирменные боксы с подарками, которые мы придумали размещать к праздникам в автомобилях, вызвали бурный эмоциональный отклик и эффект сарафанного радио. Пользователь арендовал машину и случайно находил сюрприз – например, пачку кофе или сертификат на занятие. Подарки любят все!

Участие в таких мероприятиях, как «Пикник Афиши», «Гик-пикник», Seasons, РИФ +КИБ, тоже помогло контактировать с аудиторией напрямую.

Планы-2018. Если говорить об автопарке – то в следующем году у нас появятся новые, очень любопытные автомобили. Это Mini Cooper. Именно он стал лидером голосования среди пользователей «Какой именно автомобиль вы ждёте?»

Технологическое развитие – важный приоритет. Будет много новых «фишек» в приложении. Продолжим двигаться в направлении персонализации, исследовать новые каналы коммуникации.

Разработанная нами аналитическая платформа позволяет видеть транспортные потоки и предвидеть дорожную ситуацию - в зависимости от этого менять зелёную зону. В первую очередь это необходимо для того, чтобы грамотно расставлять машины в местах спроса, чтобы они всегда были доступны для аренды пользователя.

И, как я уже говорил, на отдельной IT-платформе появится новое направление YouDrive Business для краткосрочной аренды коммерческого транспорта.

Busfor: выросли в 2,5 раза,
приготовились конкурировать с «Яндексом»

Илья Екушевский

Илья Екушевский, 
сооснователь компании
Busfor, Москва
 

  • Онлайн-сервис по продаже автобусных билетов Busfor – проект Ильи Екушевского и Артёма Алтухова – был запущен в 2012 году. Сегодня он объединяет более 5 000 перевозчиков в России, СНГ и Европе. Изначально система представляла собой программу только для автобусных перевозчиков и агентов по продаже билетов. В 2015 году появилась B2C-решение для пассажиров. В общей сложности в развитие компании вложено около 25 млн. долларов.  Бизнес-модель сервиса строится на комиссии (около 10%), которую компания получает после подтверждённой транзакции. 

Экономика. В 2017 году количество заказов, оборот и выручка выросли в 2,5 раза. Штат увеличился примерно на 60 человек, общее количество сотрудников во всех странах присутствия достигло 150. По итогам года количество партнёров, использующих для продажи билетов технологические решения Busfor, превысило тысячу. Мы также приближаемся к миллиону установок мобильного приложения.   

Стратегия. С задачей сохранить динамику роста команда справилась. Новые специалисты в основном усилили развитие партнёрского бизнеса, маркетинг и клиентскую поддержку. Мы стали быстрее работать с перевозчиками, эффективнее привлекать целевую аудиторию за счёт правильной рекламы, стимулировать повторные покупки через мобильное приложение Busfor. Серьёзно инвестировав в развитие собственной, второй линии поддержки клиентов.

Всё это позволило оторваться от конкурентов. В прошедшем году их стало больше - на рынок вышел «Яндекс» с собственным проектом «Яндекс.Автобусы». 

В прошлом году онлайн-рынок билетов на автобусные перевозки  увеличился примерно в два раза 

В 2018 году расслабляться точно нельзя. Наш сервис станет ещё более клиенториентированным. В 2017 году мы уже изменили правила возврата средств за билеты: возвращаем деньги в случае отмены рейса, а с партнёрами-перевозчиками уже сами дальше решаем этот вопрос. Изменения 2018 года коснутся дополнительных гарантий и полноты информации о качестве услуги.

Тренды. В ближайшие годы тренд на покупку билетов через интернет усилится, так как в этом заинтересованы и автотранспортные предприятия, и сами пассажиры. Мы ожидаем, что в 2018 году сильно прибавят регионы. Общая картина такова: автобусные перевозки постепенно догоняют авиа и ж/д-перевозки по доле онлайн-продаж. По нашим ожиданиям, качество автобусов и обслуживание на рейсах также улучшатся, увеличится безопасность перевозок. Это связано и с растущей конкуренцией, и с законодательными инициативами - в первую очередь с возобновлением лицензирования перевозок пассажиров, что выведет часть перевозчиков из серой зоны.

Ассортимент. В срезе наших продаж более всего востребованы билеты на междугородние автобусы. В топе по объёму онлайн-продаж по-прежнему автобусные сообщения из крупных городов: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и т.д. На втором месте по объему онлайн-продаж - международные направления. Региональные перевозки пока составляют около 10% онлайн-продаж, несмотря на огромную долю рынка перевозок. Это связано с высокой частотой рейсов на маршрутах, где нет необходимости заранее гарантировать себе место на рейсе. 

В маршрутной сети особых изменений не произошло. Она давно устоялась и отражает запросы клиентов. Новые направления появились на международных рейсах, в частности, открылось сообщение со столицей Азербайджана - Баку.

Илья Екушевский

Трудности.  Основная сложность по-прежнему - хантинг. Быстро усилить команду и найти первоклассных специалистов, например, в отдел маркетинга, даже с помощью десятка HR-агентств - непростая задача. На то, чтобы сформировать полностью команду, у нас ушло больше года. Задача на 2018 год – фокус на качестве работы внутри компании: помочь «раскачаться» тем сотрудникам, кому не хватает компетенции.

Удачи. Большой удачей стал новый офис, который мы искали на протяжении года. В связи с этим, заметно улучшились условия работы, атмосфера в коллективе и общая продуктивность. Офис расположен в двух минутах от метро и недалеко от центра, в нём есть всё, что нужно для работы.

Уроки. Нужно больше работать над собой. Собственный upgrade в первую очередь.  

Планы-2018. Стратегически они всё те же: планируем сохранить динамику роста - в 2,5-3 раза.  Основной фокус - на развитии партнёрств с перевозчиками и маркетинге. Планируем привлечь больше клиентов в мобильное приложение.

Pump: расширили ассортимент топлива,
зашли в Санкт-Петербург

Борис Голиков

Борис Голиков,
основатель проекта
Pump, Москва 
 

  • Сервис мобильной заправки Pump – проект предпринимателя Бориса Голикова. Запуск стартапа состоялся в 2016 году. При помощи мобильного приложения можно заказать доставку топлива в Москве и Санкт-Петербурге. Для работы в качестве заправщиков используются мини-бензовозы со спецоборудованием. Топливо компания покупает у ЕКА и «Газпромнефти».

Экономика. Оборот топлива вырос с 50 до 140 тонн за год. В ноябре проект Pump вышел на окупаемость. Если в 2016 году у нас был один мини-бензовоз и несколько сотрудников, то сейчас в команде, включая техников, работают более 50 человек в Москве и Санкт-Петербурге, в парке - 9 бензовозов.

Доставка, как и год назад, стоит 200 рублей. Цены на бензин у нас уже ниже, чем на массовых АЗС, в планах – нарастить объём и сделать доставку бесплатной.  

Стратегия. Изначально сервис Pump создавался для заправки парка YouDrive, чтобы сделать каршеринг удобнее для клиента. Параллельно мы пошли в B2C и уходить из этого рынка не собираемся. Напротив, добавили в ассортимент четыре вида топлива - начинали мы с одного 95-го бензина.

При этом в 2017 году мы продолжили работать и в B2B. Помимо своих машин стали заправлять другие корпоративные парки. Кроме того, значительно расширили спектр услуг: к заправке добавились мойка, техническое обслуживание автомобилей.

В 2017 году мы получили документ о пожарной безопасности своих машин-заправщиков. У нас есть стандарт МЧС, который позволяет совершать мобильную заправку в городской черте.

Рынок. Устройство сферы услуг быстро меняется. Упрощается коммуникация с клиентом - товары можно купить в Instagram, услугу заказать в Telegram. Даже вызвать врача из любой клиники сейчас можно через приложение. Можно заказать на дом любую услугу: клининг, продукты для приготовления определённого блюда и так далее.

Самой сложной задачей было завоевать доверие B2C-клиентов. У них много сомнений по поводу качества топлива, аккуратности залива и т.п.

Удачи. Нам удалось собрать команду талантливых техников. Некоторые из них даже вошли в состав управления парком.

Спрос. Неожиданным был высокий спрос на дизельное топливо. Также было приятно осознать, что у нас много пользователей, интересующихся высооктановым бензином. Часто встречались любители настоящих трековых машин и стритрейсеры.

Полезное. Заряд вдохновения я получил от двух книги Ричарда Брэндсона «Обнажённый бизнес» и «К черту всё, берись и делай!».  

Продвижение. В 2017 году на машинах YouDrive появилась наклейка о Pump. На сервис обратили внимание и клиенты каршеринга, и прохожие, что заметно отразилось на посещаемости сайта и узнаваемости бренда. Кроме того, мы ощутили эффект сарафанного радио.

Pump

Планы-2018. В сервисе мобильной заправки мы хотим сделать акцент на B2C, увеличить объём заправок частных лиц и количество обслуживающих экипажей, тем самым сократив время заправки на одного пользователя. Введём бонусные программы для выгодной заправки.

Пока Pump работает только через мобильное приложение, но скоро это можно будет сделать и через бота в Telegram.

Bear Bike: решили сосредоточится 
на городских моделях

Игорь Олев

Игорь Олев,
директор по продукту Bear Bike, Москва

  • Проект Bear Bike (производство и продажа городских велосипедов) - детище предпринимателя Николая Садчикова. Бренд, запущенный в 2014 году, Николай развивает  вместе со своими партнёрами – Игорем Олевым, Никитой Шабриным, Владимиром Климовым, Сергеем Бабаевым.

Экономика. Год выдался очень тяжёлый. Когда у нас должен был быть пик продаж, погода в центральной части России была кошмарной. В мае шёл снег! Пострадал весь сезонный бизнес, в том числе и продажи велосипедов. Мы просели почти на треть по продажам. Май, наш основной месяц-кормилец, был ужасным, но июнь вытянул сезон. 

В целом, нам сильно помогала узнаваемость бренда, в которую мы вкладывались предыдущие два сезона. Стоимость лида в сезоне-2017 вышла значительно дешевле, чем в 2016-м.

Стратегия. Наш рост продаж тесно связан с ростом сегмента городских велосипедов. Поэтому мы с большим интересом следим за рынком и всегда стараемся выйти на связь с ребятами, которые тоже начинают осваивать эту нишу. Искренне радуемся каждому новому проекту, особенно если его создатели привлекают много внимания к нашей общей нише. Дело в том, что покупатель в России обычно выбирает между горным и городским велосипедом, а не между городскими велосипедами разных марок. Поэтому коллаборации в нашем бизнесе необходимы. Жаль, что не все игроки это понимают.

Bear Bike

В целом видно, что и именитые мировые бренды стали разворачиваться в сторону городских велосипедов. Раньше мы пробовали себя в других нишах - например, сделали фэт-байк, велосипед на толстых покрышках с повышенной проходимостью. Но теперь решили сосредоточится только на городских моделях.

Рынок. Новый тренд на российском рынке - дорогие детские велосипеды. Одна из причин: поколение детей конца 80-х доросло до родительского возраста и на своих детях компенсирует скромное на подарки и роскошь детство 90-х.

Мировой рынок велосипедов достаточно стабилен. Ожидаем, что в ближайшие два года в Россию будут активно заходить Ofo, Mobike и прочие компании из Китая, которым нужно любыми средствами показывать рост продаж велосипедов даже при отсутствии маржи. 

История с прокатом в Москве показала, что это никак не снижает розничные продажи. Хотя в Китае байк-шеринг практически убил розницу бюджетных велосипедов. 

Продвижение. Для нас сейчас ключевым является SММ, особенно Instagram. Более трети покупателей узнали о нашем бренде из этой социальной сети. Но и традиционные способы продвижения всё ещё эффективны. Например, мы напечатали флаеры «Купи себе велосипед», положили их в нескольких барах, и это сработало.

Планы-2018. У нас заметно обновится модельный ряд  и расширится ассортимент сопутствующих товаров. Так же появится новый стратегический партнёр и инвестор.


Biz360


Читайте также:

Яркие проекты сферы услуг: куда движется рынок.
B2B-индустрия: как делать деньги на тех, кто делает деньги.
Итоги бизнес-года: как дела у игроков индустрии туризма и отдыха
.

07 марта 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов