Рубрики:
  • Идеи для бизнеса
  • Маркетинг
  • Персоны
  • (Нет голосов)

Бизнес-идея: заправка с доставкой

Прочтёте за 4 мин.
08 июля 2016

Борис Голиков – о запуске и перспективах сервиса мобильной заправки автомобилей

IT-инструменты, которые использует Борис Голиков

  • Битрикс24
  • Trello
  • 1С:Бухгалтерия
  • Facebook

Схема заправки автомобилей не менялась уже более 100 лет: чтобы залить топливо в бак, нужно приехать на АЗС. В 2015 году предприниматели из США решили устранить из этой схемы заправочные станции и доставлять бензин прямо к автомобилю клиента. А в июле 2016 года эта идея будет реализована и в России. Правда, пока только в Москве. Новый сервис Pump планирует доставлять бензин московским автовладельцам с помощью мобильных заправщиков. О том, как и почему новый сервис может изменить рынок автозаправки, его основатель Борис Голиков рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Борис Голиков, 40 лет, серийный предприниматель, основатель проекта  Pump - сервиса мобильной заправки. Закончил факультет международных отношений МГИМО. Основатель и совладелец проектов YouDrive (каршеринг) и Fidel.ru (музыкальный интернет-магазин). Сервис мобильной доставки бензина Pump планируется запустить в полноценном режиме в июле 2016 года.

Борис Голиков
От одного бизнеса – к другому

В 2015 году многие москвичи почувствовали, как дорого им обходится собственный автомобиль. В частности, пользование личной машиной стало неудобней и дороже с введением очень жёстких и постоянно меняющихся правил парковки. Кроме того, расходы на содержание машины увеличились и из-за возросших штрафов за нарушения.

Одним из предпринимателей, откликнувшихся на изменение условий пользования личным транспортом, стал москвич Борис Голиков. Год назад он запустил каршеринговый проект YouDrive – сервис краткосрочной аренды легковых авто. Сервис быстро стал популярным, но первые месяцы его работы выявили серьёзную проблему.

Оказалось, что в центре Москвы практически негде заправить машину. В пределах Садового кольца заправки можно пересчитать по пальцам. По условиям каршеринговой компании YouDrive, пользователи не могут вернуть машину, если у неё осталось менее 20% бензина от вместимости бака. И клиенты не хотели брать машину в центре города, чтобы проехать несколько километров, а потом тратить время на поиски заправки. Но даже доехав до АЗС, они заправлялись так, чтобы заполнить чуть больше оговоренных 20% от объёма бака. Это значит, что машина постоянно находилась в недозаправленном состоянии.

Поиск решения этой проблемы привёл к неожиданной идее - раз заправок в центре мало, то бензин нужно доставлять прямо к автомобилю. Оказалось, это можно делать, не нарушая законодательства. Борис Голиков оборудовал первые несколько мини-бензовозов, которые начали снабжать топливом «собственные» каршеринговые машины в тестовом режиме. После начала работы «мобильной заправки» эффективность использования автомобилей в сервисе YouDrive значительно выросла.

«Мы живем в эпоху on-demand services. Посмотрите, устройство сферы услуг меняется у нас на глазах! Когда вы последний раз ловили такси на улице? А когда ездили в кассу «Аэрофлота», чтобы выписать авиабилет? А почему?! Потому что это удобно! Нет больше нужды тратить время, которое и так всегда в дефиците, на добывание чего-либо»

Опробовав схему доставки бензина к автомобилю на каршеринговом проекте, основатель сервиса решил масштабировать услугу на других автовладельцев. Борис запустил  лендинг-страницу в интернете и начал собирать заявки от будущих потенциальных клиентов. Полученные отклики подтвердили предположение о нужности подобного сервиса. Заявок пришло намного больше, чем Борис планирует обслуживать на начальном этапе. Поэтому будущих клиентов пока приходится ставить в «лист ожидания». Когда проект запустится, пользователи будут оповещены SMS-сообщением. Таким же образом клиентам будут высылаться «инвайты», то есть приглашения воспользоваться сервисом.

«Судя по количеству заявок, интерес к новому проекту в три раза выше, чем когда мы запускали YouDrive. На мой взгляд, это совершенно естественно. Каршеринг используют в основном те, у кого нет машины, или одна машина в семье. А рынок заправки – гораздо шире. Тем более ситуация с заправкой в центре Москвы на самом деле сложная. Поэтому идея стала людям интересной», - считает Борис Голиков.

Как будет работать сервис

Сервис заправки автомобилей Pump будет работать только через мобильное приложение. Отдельную программу для ноутбуков и стационарных компьютеров решили не делать – почти у всех потенциальных клиентов сервиса есть смартфоны. Роль сайта играет лендинг-страница, на которой содержится общая информация о проекте и принципах его работы.

Pump

Работа над приложением заняла всего два месяца. Уложиться в столь короткие сроки помог предыдущий опыт участников проекта в этой сфере. «Мы уже не впервые разрабатывали приложение и знаем, как это делается. В своё время мы сделали много ошибок в этом вопросе. Но каждый следующий раз получается быстрее, дешевле и лучше», - утверждает Борис.

Чтобы заказать доставку бензина, клиенту нужно будет открыть приложение, ввести модель машины и её номер (или прикрепить фото), указать местоположение авто, и подтвердить заказ. Сделать это можно будет круглосуточно. Оплата «документируется» электронным чеком. Да, и клиенту нужно не забыть оставить лючок бензобака открытым. А если для вас это неприемлемое условие, то к моменту прибытия заправщика нужно подойти к машине и открыть лючок.

Заказать заправку можно «на следующие четыре часа». Например, если сейчас 11.20, заказать заправку можно на период с 12.00 до 16.00 (или с 16.00 до 20.00, с 20.00 до 0.00 и т.д.). Таким образом, чтобы воспользоваться услугами «мобильного заправщика», нужно, чтобы машина в течение четырёх часов находилась на одном месте. Эти часы необходимы, так как у Pump достаточно сложный алгоритм построения очереди, с учётом местонахождения клиентов и трафика на дорогах.

Создатели проекта рассчитывают на то, что большинство пользователей сервиса станут его постоянными клиентами. «При первой заявке клиенты сообщают модель автомобиля. И мы, заполняя полный бак, будем приблизительно знать, когда он закончится, и когда у человека вновь возникнет потребность в заправке. В этот момент мы можем отправить уведомление: «Заправить или нет?» И человеку достаточно только нажать кнопку «да», открыть лючок бензобака и забыть про это. И это в любом случае гораздо удобнее, чем ехать на бензоколонку», - уверен Борис.

Цена вопроса

В первое время мобильные заправщики будут развозить только бензин АИ-95. Его стоимость для клиентов останется примерно такой же, как и на стационарных заправках (39 рублей за литр). Дополнительно клиент должен заплатить 200 рублей за доставку, эта сумма не зависит от количества бензина. В дальнейшем, при увеличении объёмов продаваемого топлива, Борис Голиков намерен снижать цены на бензин и продавать его дешевле, чем на АЗС. Так что на данный момент выгода заказчика – это только сэкономленное время.

«С экономической точки зрения это очень понятная и эффективная модель. Мы пытаемся выкинуть из цепочки заправки дорогостоящее звено в виде АЗС. Её нужно построить, содержать, платить зарплату сотрудникам. Всё это, безусловно, влияет на стоимость литра. Если нам удастся обойти это звено и продавать бензин дешевле, причём с доставкой непосредственно в машину, это было бы здорово», - рассуждает Борис.

Воспользоваться услугами Pump в первое время можно будет только в пределах Третьего транспортного кольца. Вопрос расширения территории обслуживания упирается в количество машин-бензовозов. Для работы в качестве заправщиков закуплено 15 автомобилей-фургонов Citroen Berlingo, на которые устанавливается специальное оборудование.

Pump

«На старте мы ограничили зону действия сервиса центральной частью города. С первого дня работы нам нужна «плотность» действия заправщиков, чтобы не возникали очереди из клиентов. Мы хотим с самого старта выполнять обещания, которые даём клиентам. Мы хотим, чтобы не было ситуаций, когда человек заказал заправку, и мы не успели приехать», - говорит Борис Голиков.

Машины приобретены на условиях лизинга. Всё  оборудование для них сертифицировано и существует на рынке уже довольно долгое время. По поставкам топлива у стартапа есть предварительная договорённость с компанией «Газпромнефть».

Пока сервис развивается на собственные средства предпринимателя, в том числе на доход от его других проектов. Однако основатель Pump не исключает возможности привлечения инвесторов для дальнейшего расширения парка бензовозов.

«Мы понимаем, что нам надо увеличивать количество машин-заправщиков гораздо быстрее, чем мы планировали. Уже сейчас мы видим очень большой спрос на наши услуги. Возможно, нам придется в ближайшее время нарастить парк бензовозов до такого количества, чтобы мы могли покрыть всю территорию внутри МКАД. Но сначала я хочу посмотреть, как проект будет развиваться. Нам нужно собрать статистику по работе с частными клиентами, узнать их реакцию и их мнение о работе сервиса», - делится планами Борис.

С юридической точки зрения деятельность проекта не противоречит существующим законам и правилам. Ёмкости с топливом в бензовозах сравнительно небольшие, и с противопожарной точки зрения никаких нарушений здесь нет. Заправлять машины с помощью мобильных бензовозов можно как на открытых площадках (включая парковки), так и в закрытых помещениях.

Тем не менее, основатель проекта решил «перестраховаться» и получить официальный документ о пожарной безопасности своих машин-заправщиков. Для этого он начал разработку регламентирующего документа совместно с пожарной службой.

Команда

Всего в проекте Pump занято семь человек, не считая водителей. IT-отдел занимается разработкой и развитием приложения и прочими техническими вопросами. Если ресурсов сотрудников для решения тех или иных задач не хватает, руководитель IT-отдела привлекает дополнительных специалистов по аутсорсингу. Также в команду проекта входят юрист и менеджер по работе с клиентами. 

Все водители бензовозов будут работать по договору, не являясь сотрудниками компании. «Мы хотим использовать ту инфраструктуру, которую нам создал Uber своими водителями. Существует достаточно большой рынок компаний, которые трудоустраивают водителей, я думаю, что мы им тоже воспользуемся», - говорит Борис.

Международный опыт

Первые проекты, работающие по подобной схеме, появились в конце 2015 года в  Калифорнии. За несколько месяцев, прошедших с этого времени, в одной только Кремниевой Долине (территория между Лос-Анжелесом и Сан-Франциско, где расположены офисы крупнейших технологических компаний) появилось шесть стартапов, работающих в этой нише. Ими привлечён довольно большой объём инвестиций, в данный момент сервисы начинают работать в крупнейших городах региона. Особенность американских проектов в том, что уже сейчас стоимость бензина с доставкой у них ниже, чем на АЗС.

В США успех калифорнийских мобильных заправщиков активно обсуждается. Кто-то считает, что население Кремниевой Долины просто подвержено моде на новые услуги и технологии, а в более консервативных районах страны эта практика не приживётся. Но многие уверены, что «заправка с доставкой» - это новая «большая история», которая изменит рынок розницы нефтепродуктов. А этот рынок влияет абсолютно на все отрасли экономики.

«Спрос за первые месяцы возник колоссальный, люди просто перестают ездить на бензоколонку. Посмотрим, как всё будет развиваться дальше. Что касается непосредственно нашей работы во время тестового периода, то результаты нам нравятся. Пока клиенты – мы сами, и у нас есть возможность оценить продукт с точки зрения клиента. И как генеральный директор YouDrive я очень доволен сервисом Pump. Уверен, потенциал у мобильной заправки просто невероятный», - считает Борис Голиков.

Борис Голиков

Читайте также:

Как устроен онлайн-сервис для заказа грузового такси.
Как устроен онлайн-сервис быстрого поиска запчастей.
Бизнес-идея: автомобильный техцентр самообслуживания.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Персоны Грибные места Андрея Ловейко: зачем экс-глава IT-компании запускает вёшенковую ферму 22 февраля
    Грибные места Андрея Ловейко: зачем экс-глава IT-компании запускает вёшенковую ферму
    Прочтёте за 4 мин.
  • Кейсы Приключения итальянских продуктов в России: особенности работы дистрибьюторов 21 февраля
    Приключения итальянских продуктов в России: особенности работы дистрибьюторов
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Договор «на автомате»: как устроен онлайн-конструктор юридических документов 21 февраля
    Договор «на автомате»: как устроен онлайн-конструктор юридических документов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса «Стать инноватором»: пять привычек лидеров, меняющих мир 20 февраля
    «Стать инноватором»: пять привычек лидеров, меняющих мир
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса 20 февраля
    Итоги бизнес-года: как дела у компаний, чей бизнес связан со спортом и активным досугом
    Прочтёте за 9 мин. Итоги бизнес-года: как дела  у компаний, чей бизнес связан со спортом и активным образом жизни
  • Менеджмент Обязательная программа: что должен делать менеджер по работе с клиентами 19 февраля
    Обязательная программа: что должен делать менеджер по работе с клиентами
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Сырозамещение: как заработать на производстве моцареллы и бурраты 19 февраля
    Сырозамещение: как заработать на производстве моцареллы и бурраты
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Играть – и никаких гвоздей: как заработать на деревянных игрушках 16 февраля
    Играть – и никаких гвоздей: как заработать на деревянных игрушках
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса 16 февраля
    Итоги бизнес-года: как дела у производителей украшений и аксессуаров
    Прочтёте за 10 мин. Итоги бизнес-года: как дела у небольших производителей украшений и аксессуаров
  • Маркетинг 15 февраля Виктория Белякова:
    Ловите волну: как извлечь пользу из бизнес-туров
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Орлы и решки: как заработать на альбомах для нумизматов 15 февраля
    Орлы и решки: как заработать на альбомах для нумизматов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Как бороться с вечными отговорками и жалобами менеджеров по продажам 14 февраля
    Как бороться с вечными отговорками и жалобами менеджеров по продажам
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Итоги бизнес-года: как дела у интересных проектов в нише товаров для дома 14 февраля
    Итоги бизнес-года: как дела у интересных проектов в нише товаров для дома
    Прочтёте за 10 мин.
  • Маркетинг «Экономика впечатлений»: как превратить покупку в захватывающее действие 13 февраля
    «Экономика впечатлений»: как превратить покупку в захватывающее действие
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса 13 февраля
    Итоги бизнес-года: как дела у производителей и продавцов мебели
    Прочтёте за 10 мин. Итоги бизнес-года: как дела у производителей и продавцов мебели
  • Маркетинг Лицом к Востоку: как привлечь китайских туристов в российские магазины 12 февраля
    Лицом к Востоку: как привлечь китайских туристов в российские магазины
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Покупать нельзя арендовать: как устроен агрегатор прокатных сервисов 12 февраля
    Покупать нельзя арендовать: как устроен агрегатор прокатных сервисов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса 09 февраля
    Итоги бизнес-года: как дела у производителей и продавцов одежды и обуви
    Прочтёте за 12 мин. Итоги бизнес-года: как дела у производителей и продавцов одежды и обуви
  • Менеджмент 09 февраля Альберт Садыков:
    Что такое поточно-целевое планирование
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса 08 февраля
    Итоги бизнес-года: что нового у игроков индустрии туризма и развлечений
    Прочтёте за 11 мин. Итоги бизнес-года: что нового у игроков индустрии туризма и развлечений
Идёт загрузка материалов