Человек-оркестр: кто такой продакт-менеджер и зачем он нужен бизнесу

Прочтёте за 3 мин.

Почему важно учить сотрудников продуктовому подходу

IT-инструменты, которые использует Михаил Карпов

  • Trello
  • Slack
  • Facebook
  • Telegram

Одна из самых дефицитных на рынке профессий в настоящий момент – продакт-менеджер, т.е. специалист, который отвечает за создание и развитие нового продукта. В его компетенции находится разработка, планирование, создание прототипа, маркетинг, продажи и т.д. Спрос на продуктовых менеджеров стремительно растёт, и всё больше компаний не только нанимают их на рынке, но и вкладывают ресурсы в их подготовку. О том, почему компании нужно учить сотрудников продуктовому подходу, в своей авторской колонке рассказал сооснователь проекта ProductStar Михаил Карпов.

Досье

Михаил Карпов – 32 года, сооснователь и исполнительный директор компании  ProductStar (обучение digital-профессиям). Окончил МГУ и Институт компьютерных наук и технологий СПбГПУ. До запуска собственного бизнеса работал в компаниях «Яндекс», «ВКонтакте», Motorola, Skyeng. Проект ProductStar основал в партнёрстве с Романом Абрамовым в 2018 году. Является одним из основателей сообщества экспертов в области продуктового менеджмента ProductCamp Russia&EE.

Михаил Карпов

Продукт как результат работы команды

Любая компания создаёт продукт, будь то сервис по доставке свежих булочек к завтраку, учебный курс или комбайн для уборки урожая. Всё это – продукт, и его качество и успех на рынке будут зависеть от того, насколько каждый член команды понимает свой вклад в его создание и развитие, и работает в связке с другими элементами компании. А также – от того, насколько компания видит этот продукт в разрезе других существующих на рынке и ожиданий и потребностей клиентов. 

Поясню на простом примере. Одно дело, когда дизайнер рисует новую этикетку и никуда не торопится – с его точки зрения он просто выполняет ТЗ по изготовлению этикетки, и его не очень волнует, что с ней будет дальше. И совсем другое дело, когда он понимает, что этикетка нужна к конкретному дню, специальной акции, и скорость его работы влияет на весь процесс по цепочке. И конечно, компания должна понимать, что это за день и акция, почему они важны для клиентов и что в связи с этим должно с продуктом происходить. Всё вместе это и влияет на рост продаж. 

Что такое продуктовый подход

Продуктовый подход – это набор принципов и навыков, помогающих компаниям делать более точные и успешные решения на рынке, а также усиливать существующую бизнес-модель. Он складывается из нескольких ключевых компонентов: принципов Data Driven и Unit-экономики (принятие решений на основе данных и качественной аналитики), Customer Development и CJM (общение с пользователями и улучшение пользовательского пути), MVP и Agile (гибкие методики разработки). 

Возьмём, к примеру, гибкие методики разработки: нельзя ставить задачу быть гибкими только для программистов. Agile должны жить все: от маркетинга до HR, от финансового департамента до технического отдела – иначе все процессы и члены команды будут рассинхронизированы между собой. Если же всему бизнесу удаётся стать ориентированным на продукт, то бонусы будут очень заметными. 

Во-первых, снижаются риски потери инвестиций: вы можете более точно оценить, какая идея и продукт «взлетят», а какие – нет. Во-вторых, все метрики, включая выручку компании, начинают расти, поскольку вы создаёте продукт, отвечающий требованиям рынка. 

Кроме того, те, кто выбирают продуктовый подход, начинают видеть точки кратного роста бизнеса, а компания становится более прозрачной и управляемой, поскольку переходит на понятные планы в цифрах и фактах. 

Как вырастить продуктологов

В последние два года наблюдается большая потребность как в найме продакт-менеджеров, так и выращивании их внутри компаний. Я вижу два основных драйвера для этого процесса. С одной стороны, IT-компании продолжают расти на рынке и запускать новые сервисы, с другой – многие традиционные игроки запускают диджитализацию и им необходимы сотрудники, которые могут её ускорить. 

По опросам крупнейшего в России комьюнити продакт-менеджеров ProductCamp, помимо IT-индустрии наблюдается пиковый спрос в следующих областях: банкинг и телеком, e-commerce, а также промышленный B2B-сектор. 

За корпоративным обучением своих сотрудников к нам обращались банки и финансовые организации, ритейлеры, нефтегазовые компании, агрохолдинги и другие. Образовательный модуль даёт возможность за короткий срок внедрить продуктовый подход в бизнес-процессы компании. Мы формируем образовательную программу и подстраиваем специфику под потребности клиента и его сферу деятельности. 

Как правило, в каждой компании много собственной специфики и нюансов, поэтому при внедрении продуктового подхода важно не только провести базовое обучение сотрудников, но и правильно подобрать тематические кейсы. Три полезные опции в обучении: 

  • работа с командой менторов (для повышения эффективности внедрения и мотивации);

  • внедрение полученных знаний сразу на существующие проекты компании;

  • работа над кадровым резервом (чтобы выделить будущих «звёздочек»). 

Базово принципы продуктового подхода одинаковые, но в каждой из отраслей есть свои особенности их применения. Традиционно есть различия между B2B и B2C сферами (разное время на проверку гипотез, отличающийся уровень трудозатрат). 

Продуктовые подходы применяются в том числе и областях промышленности (нефтегазодобыча, строительство, заводы) – там большая цена ошибки и сложнее делать MVP (минимально жизнеспособный продукт), но качество сервиса и продукта всё так же важно. Кроме того, всё больше историй, связанных с детальным анализом работы предприятия и снижением затрат на производстве. 

Хотя продуктовый подход пришёл в бизнес из IT, сегодня он вышел за пределы технологического рынка и продолжает своё победоносное шествие. На рынках постоянно меняется конкурентная ситуация, вводные и условия: в VUCA-мире компания получает шансы на успех, только выбрав продуктовый подход.

Product

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

19 мая 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов