Мобильное приложение может стать для интернет-магазина или онлайн-сервиса как драйвером роста, так и неэффективной инвестицией. Увы, большинство мобильных приложений остаются невостребованными у потенциальной аудитории и не приносят ни денег, ни лидов, ни удовлетворения владельцам бизнеса. О том, каких ошибок нужно избежать при планировании и разработке мобильного приложения, рассказал директор по развитию компании WOXAPP Юрий Прудиус.
Юрий Прудиус, директор по развитию компании
WOXAPP, специализирующейся на разработке мобильных приложений. Образование: Национальный горный университет (Днепропетровск), специальность «системный анализ и управление». Компания WOXAPP работает на рынке мобильной разработки с 2011 года, у неё открыты офисы в Москве, Киеве и Днепропетровске.
Думаете, что мобильное приложение - это быстрый и дешёвый способ получить новый канал продаж? Вы разочаруетесь. Проследите, есть ли в цепочке поиска и принятия решения о покупке товара мобильное приложение? Будет ли покупатель искать информацию о вашем товаре в App Store или Google Play?
Среднестатистический пользователь активно использует 20 приложений в месяц. Если у вас небольшой магазин или товар с частотой покупки раз год, подумайте, найдётся ли место вашему приложению? Окупится ли его создание? Сколько надо получать заявок, продаж или посещений, чтобы разработка стала рентабельной?
С другой стороны, у нас есть кейс крупного интернет-магазина, в iOS-приложении которого каждый третий посетитель делает покупку (трафик приложения - 5–7 тысяч заходов в месяц). Но эти покупатели - постоянная клиентура, которой удобнее использовать приложение, нежели сайт.
Для существующих клиентов вы можете сделать процесс покупки более комфортным. Приложение с быстрым поиском товара, отзывчивым интерфейсом, хорошо оформленным каталогом может превратить большее число пользователей в покупателей.
Вы можете найти отличного веб-дизайнера, но, если он не будет знаком с особенностями мобильной разработки, получите непригодный интерфейс.
Ошибки, которые часто допускают дизайнеры, проектируя мобильное приложение:
-
Не соблюдают принципы построения интерфейсов для Android и требования для iOS, закладывая неправильную структуру экранов. Это делает приложение непонятным для пользователя и увеличивает срок разработки.
-
Применяют ненативные элементы и неуместную анимацию, что также увеличивает срок и стоимость разработки.
-
Переносят веб-элементы на дизайн мобильных приложений. Кастомные поля ввода, вебовские чекбоксы и свитчеры увеличат срок разработки и стоимость поддержки на разных версиях ОС.
-
Делают навигацию через «гамбургер-меню», что влечёт за собой проблемы. Например, для iOS нативно строить архитектуру через TabBarmenu. Про «гамбургер-меню» хорошо написано на Econsultancy и TechCrunch.
Да, яркий дизайн и уместная анимация - требования времени. Но чтобы не жалеть о зря потраченных средствах, обращайтесь к дизайнеру, который знаком с требованиями операционных систем и логикой построения экранов для Android и iOS.
Заказываете приложение для Android, но хотите там видеть «фишки» из iOS? Или дизайнер с айфоном считает, что так будет лучше в Android? Это проблема.
Дизайн Android отличается от дизайна iOS. Использовать элементы одной операционной системы для другой - плохая идея. Во-первых, это сбивает с толку пользователей, во-вторых – сюрприз! - увеличивает сроки и стоимость разработки проекта.
Иногда клиент приносит вместо технического задания готовый дизайн 10-12 основных экранов, считая, что остальное «и так понятно». Увы, разработчики приложений – не телепаты, и без подробного технического задания не могут сделать хороший продукт.
В результате между клиентом и разработчиком случаются подобные диалоги:
Все сценарии и состояния должны быть чётко оговорены в ТЗ и детализированы в дизайне. Каждая упущенная деталь - сценарий или состояние элемента - увеличивает срок разработки проекта.
Программы бухгалтерского и складского учёта, CRM и ERP, телефония - приложение нужно встроить в системы, с которыми работает ваша компания.
Сложность состоит в том, что:
- информация о товарах, цены и данные о клиентах могут быть в разных базах и программах;
- структура отдаваемых данных не подходит для мобильного приложения.
Например, для получения данных об одном товаре надо сделать восемь (!) запросов. Отсюда последствия: медленное получение данных - клиенты ставят «колы»; превышение лимита на сервере или любая серьёзная нагрузка - сервер лежит.
Мобильное приложение - только небольшая часть системы:
Как всегда, всё упирается в человеческий фактор. Нередко отсутствует внятная коммуникация между разработчиком приложения и ответственным за базы данных IT-отделом со стороны клиента. Если отложить вопрос синхронизации «на потом» и не сделать грамотную «клиент-серверную» архитектуру, отладка приложения может занять длительный срок - от месяца до года.
Так что заложить взаимодействие «клиент-сервер» нужно со старта. Ещё до начала мобильной разработки подготовьте ТЗ для взаимодействия «клиент-сервер». Заложите на сервере правильную архитектуру. Уточните, в каких таблицах хранить данные, структуру запросов, какие данные используются чаще других. Назначьте ответственных за реализацию работ.
смарт-часы, смарт-ТВ и Windows Phone посчитайте!
Выбирая платформу для своего приложения, уточните, какая из них ближе вашей целевой аудитории. Учитывайте количество устройств в регионе, где планируется запуск, а также платёжеспособность своих потенциальных клиентов (считается, что достаток пользователей iOS выше, чем пользователей Android). В аналитике существующего сайта посмотрите, какая мобильная платформа лидирует.
Не стоит гнаться за всеми платформами сразу.
Как говорят военные, любая тактика хороша до реального столкновения с противником.
Какие функции действительно будут востребованы в будущем приложении - ещё большой вопрос. Поэтому включить все идеи в первую версию - не самое лучшее решение. Этим вы увеличиваете срок разработки, перегружаете интерфейс и откладываете «боевой» запуск продукта.
Как избежать разработки ненужных функций:
-
Выпускайте приложение частями, итерационно. Включите в первую версию базовые функции. Например, для интернет-магазина это может быть каталог и карточка товара, процесс покупки, информация о магазинах. Если вы хотите proximity-решение, программу лояльности, ещё какие-то «фишки», запланируйте их на следующую итерацию.
-
Тестируйте приложение на реальных пользователях как можно раньше. Опросите пользователей на стадии дизайна. Опрос можно провести среди клиентов, сотрудников вашего офиса или знакомых. Используйте A/B-тестирование страниц приложений.
О методах и инструментах продвижения задумайтесь до запуска приложения. Необходимо понимать, как привлекать пользователей и сколько это будет стоить.
Используйте доступные каналы привлечения:
-
Поставьте ссылку или баннер на сайте, расскажите о приложении в рассылке клиентам, оповестите подписчиков в социальных сетях.
-
Привлекайте посетителей с помощью рекламы: контекста (Google AdWords, «Яндекс.Директ»), рекламы в магазинах приложений, баннерной рекламы или рекламы в социальных сетях.
-
Используйте ASO-оптимизацию - работу с описанием, ключевыми словами, названием и визуальным оформлением.
С помощью ASO всего за два месяца мы увеличили количество посетителей страницы приложения в маркете с 49 до 173 тысяч в месяц.
Если вы требуете у разработчика дать оценку проекта «прямо сейчас», не удивляйтесь, что в процессе создания приложения сумма и сроки увеличатся втрое.
Чтобы составить правильную смету и назвать реальные сроки, разработчик должен тщательно изучить проект, вникнуть во все детали, а для этого нужно время.
Помните также, что ваши затраты не ограничатся суммой на разработку. Заложите в бюджет:
- развитие и поддержку продукта;
- продвижение и рекламу;
- стоимость аренды хостинга или сервера;
- стоимость размещения в магазинах Google Play и App Store.
а аналитику добавим в апдейте
Системы аналитики встраивайте в приложение ещё на этапе разработки. Начните с бесплатных систем (Google Analytics или Firebase). Рекомендуем внедрить Google ecommerce для мобильных приложений интернет-магазинов. Так вы сможете следить за поведением пользователей и опираться на полученные показатели при выпуске новой версии.
Источник: Cossa.
Читайте также:
Что такое CRM и зачем они нужны малому бизнесу.
Реальная автоматизация: что это такое и зачем она нужна малому бизнесу.
Как сделать сайт более продающим: восемь полезных лайфхаков.