Рубрики:

«Добро пожаловать на борт!»: что такое онбординг и как его организовать в компании

Прочтёте за 4 мин.

Опыт агентства WIM.Agency

IT-инструменты, которые использует Ольга Цимбал

  • Notion
  • Planfix
  • Zoom

Эффективная команда – один из важнейших факторов успешного бизнеса. В создании и управлении командой есть множество нюансов – от подбора и мотивации до правил коммуникации и трансляции ценностей. И одна из самых важных задач в формировании качественной команды – онбординг, т.е. адаптация нового сотрудника. О том, как правильно выстроить онбординг для новичка, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала HR-партнёр агентства WIM.Agency Ольга Цимбал.

Досье

Ольга Цимбал – HR-партнёр digital-агентства омниканальной коммуникации  WIM.Agency. Окончила факультет психологии РГСУ. Опыт в сфере управления персоналом – более 15 лет. Работала в компаниях «Связной», Enter, Groupon Russia, Modis.

Ольга Цимбал

Что такое онбординг и зачем он нужен

Onboarding (или погружение) – это процесс адаптации. Этот термин используют в двух случаях – при знакомстве пользователя с продуктом и при найме нового сотрудника. 

В HR слово «онбординг» тоже употребляется в разных ситуациях. С одной стороны, им обозначают сам процесс погружения новичка в работу, с другой – документ, где собрана вся необходимая информация, чтобы процесс шел плавно и спокойно. 

  • Согласно опросу TalentTech, 22% респондентов первое время не могли понять свои цели и задачи на новом месте. Также многие участники отметили, что им не объяснили иерархию и к кому обращаться за помощью в сложных ситуациях. Все эти трудности приводят к тому, что во время испытательного срока увольняются 24% сотрудников. 

Текучка кадров приводит к лишним тратам как времени, так и денег. Онбординг же помогает сформировать у нового сотрудника положительное впечатление о компании, понять её цели и ценности, быстрее адаптироваться. И, как следствие, растут шансы, что он останется в компании надолго. 

Онбординг нужен любой компании: неважно, сидят сотрудники в офисе или работают удалённо. Но последним он даже важнее – в одиночку сложнее погрузиться в рабочие процессы и понять, как всё устроено. 

Как нужно «погружать» сотрудника в компанию

Первые рабочие дни даются новичку довольно тяжело с эмоциональной точки зрения: новый коллектив, другие правила. Чтобы новому сотруднику было проще влиться в команду, окажите ему тёплый прием. Представьте нового коллегу офлайн или в корпоративных чатах, расскажите ему о структуре компании, о том, кто за что отвечает и куда нужно обращаться в случае каких-либо затруднений. 

Прекрасно, если в компании есть сформулированная корпоративная культура. Если нет – коротко расскажите сотруднику о правилах коммуникации, принятых в коллективе: обращение на «ты» или на «вы», общение дружеское или более формальное, что допустимо, а чего лучше избегать. 

Прозрачные рабочие процессы значительно облегчат процесс адаптации. Важно, чтобы новый сотрудник чётко видел свой путь от welcome-встречи до окончания испытательного срока. Обозначьте основные этапы онбординга: что нужно узнать в первую неделю, чему научиться за первый месяц, какими навыками владеть к концу испытательного срока. По окончании каждого этапа важно дать обратную связь, чтобы коллега увидел свои ошибки и сразу их скорректировал. 

Онбординг в WIM.Agency

Первое время в нашем агентстве не было единой системы онбординга: каждый руководитель отдела курировал погружение новичка сам. При этом всё находилось в разных местах, информация терялась, а новые сотрудники постоянно отвлекали менеджеров по мелким вопросам. 

Тогда мы решили собрать всю информацию в одном месте: составили онбординги для всех должностей и памятки, которые могут помочь в работе, и добавили всё в Notion. 

Onboarding 

Заглянем в онбординг для проджектов. Внутри есть вся информация, которая пригодится в работе: 

  • структура и миссия агентства;

  • контакты для решения рабочих и административных вопросов;

  • инструкции к сервисам;

  • советы по организации рабочего пространства;

  • шаблоны важных сообщений и ТЗ;

  • полезные материалы;

  • план развития и перспективы роста. 

Onboarding

Адаптация длится в среднем от 2 до 12 недель, в зависимости от должности. Этапы онбординга тоже у всех разные. Если говорить на примере проджектов, то процесс погружения в работу агентства выглядит так. 

Первая неделя: 

  • Вводная встреча с руководителем подразделения, знакомство с историей компании, её миссией и ценностями. 

  • Изучение рабочих сервисов и инструментов. Для постановки задач и фиксирования рабочего времени мы используем Planfix, поэтому ему посвящен отдельный раздел онбординга. Кстати, время, потраченное на изучение вводных материалов, тоже фиксируется и оплачивается. 

  • Изучение инструкций, шаблонов, редполитики и принципов, которых мы придерживаемся в работе. 

  • Знакомство с командой и тонкостями работы дизайнеров, верстальщиков и кампейн-менеджеров. 

Вторая и третья недели: 

  • Прокачка менеджерских навыков.

  • Изучение методик тайм-менеджмента и управления командой.

  • Знакомство с индивидуальным планом развития. 

Onboarding

Четвёртая-седьмая недели: 

  • Работа с отчётами: ежедневными и ежемесячными.

  • Управление форс-мажорами, работа над ошибками. 

Onboarding

Восьмая-одиннадцатая недели: 

  • Отработка навыков переговоров и проведения встреч с клиентами.

  • Экспертная оценка задач и поиск подходящих решений.

  • Работа с бюджетом проекта, расчёт стоимости услуг.

Onboarding

Неделя двенадцатая: 

Подготовка презентации с рассказом о полученных навыках и достигнутых результатах.

Завершение испытательного срока, обсуждение перспектив роста. 

«Последствия» онбординга

Организованный онбординг облегчает жизнь не только новому члену команды, но и самой команде. Когда процесс адаптации налажен, можно быть уверенным, что после прохождения испытательного срока коллега вооружён всеми знаниями и навыками для эффективной работы. 

Вложения в онбординг быстро окупятся: он помогает вырастить мотивированного и вовлечённого сотрудника, который в будущем будет двигать компанию вперед. Кроме того, грамотно выстроенный процесс адаптации на 69% увеличивает шансы, что сотрудник не уволится в ближайшие три года. 

На российском рынке труда многие до сих пор недооценивают важность онбординга. Внедрив его в свои процессы, вы усилите HR-бренд и сможете собрать сильную команду.

Onboarding

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

04 июля 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов