История одной ошибки: почему россиянину не удалось запустить мобильные планетарии в США с первой попытки

Прочтёте за 4 мин.

«Расположение возле Санты оказалось неудачным, было очень шумно»

IT-инструменты, которые использует Андрей Голдин

  • Telegram
  • YouTube
  • Facebook

О своём успешном опыте готовы рассказывать многие предприниматели, но поделиться историей серьёзных ошибок способны далеко не все. А ведь анализ таких провалов, возможно, убережёт коллег по цеху от тех «грабель», на которые уже кто-то наступил. Предприниматель Андрей Голдин рассказал порталу Biz360.ru о том, как он запускал мобильные планетарии в США и почему этот проект проработал всего пять дней - но всё равно перспективен при ином подходе.

Досье

Андрей Голдин, 28 лет, серийный предприниматель из Санкт-Петербурга. Развивал сеть алкомаркетов «Сияние Севера», выставки «60 минут будущего» и «Мир иллюзий», сеть парикмахерских Free Style и другие бизнесы. Особенно удачным считает проект по организации 3D-фестивалей (провёл их в более чем 100 городах России и в 20 городах Казахстана). С 2015 по 2017 год был президентом социально-промышленной ассоциации «Достояние Республики». В 2018 году попытался запустить в США проект мобильных планетариев, но с первой попытки бизнес не «полетел».

Андрей Голдин

Космос в аренду

После свадьбы мы с женой решили, что, пока квартира нашей мечты строится, мы можем 1,5 года провести в путешествиях. Так как мы уже были в Америке, и нам там понравилось, решили поехать туда ещё раз. Я заранее стал искать идеи: какой проект можно открыть в Америке, чтобы заработанных денег хватало на жизнь в Штатах и путешествия. То есть в идеале нужен был доход не менее $10 000 в месяц. 

Я долго думал. В итоге вспомнил, что когда-то лет восемь назад в России на волне популярности были мобильные планетарии. А вспомнил я об этом потому, что в США очень любят тему космоса - планетарии построены почти в каждом большом городе. Я провел анализ и выяснил, что в небольших городах, между тем, их нет и никогда не было. То есть никто никогда не проезжал с такими планетариями по маленьким городам, как в России, и обычных стационарных там тоже нет. 

Моя идея была в том, чтобы предложить рынку мобильное мероприятие на полчаса, останавливаясь в каждом городе примерно на месяц. Мы собирались показывать под куполом фильм про космос на специальном проекторе, который транслирует кино на 360 градусов. Такие фильмы снимают специально для мобильных планетариев. Их можно купить или взять в аренду, а ещё есть несколько бесплатных видео, произведённых европейской обсерваторией.

Biz360.ru 

Мы решили брать в аренду. Некоторые сдают такие фильмы по 2-4 тысячи долларов сразу на год, но я нашёл вариант за 10 долларов в сутки. 

Подготовка и бюрократия

Дальше я нашёл партнёра и его друзей - отличных людей, без которых я бы не справился. Они тоже российские предприниматели, живущие в США. Они помогли мне делом, в том числе с разными бюрократическими нюансами на старте. Но деньги инвестировал в проект только я.

Я зарегистрировал юридический адрес, с помощью юридической компании открыл LLC (организационная форма предприятия в Америке), получил налоговый номер, разрешение нанимать персонал. Также был создан отличный сайт, сообщества в соцсетях. Партнёры помогли со страховкой и открытием расчётного счёта.

На подготовку в целом ушло примерно два месяца. Открытие компании в Америке можно организовать удалённо, но ей должен управлять гражданин или обладатель грин-карты. Для открытия расчётного счёта также нужно присутствие на месте управляющего или собственника. Приезжему реально всё открыть по визе B2 (по ней в стране можно жить до 6 месяцев). Если приезжий не менее года трудоустроен в руководящей должности в прибыльном бизнесе в России, то он может открыть в США филиал и оформить для этого визу L1. 

Мы переживали, что не пройдем по пожарным нормативам из-за ткани, но вроде всё обошлось. Лицензию на ведение деятельности задержали на две недели, и она была получена за неделю до открытия. Лицензию сделали сразу на несколько городов. Первый запуск решили провести в штате Вашингтон - в городе Эверетт, так как в соседнем городе живут партнеры. 

Step by step

Для самого планетария мне потребовался купол, проектор, специальная оптика, фильмы и прочий мелкий инвентарь, стулья, удлинители, подсветка, наружная реклама, компьютер, звук и т.д. Когда часть всего этого пришла на таможню без декларации, а получать надо было срочно, – меня снова поддержали партнёры, помогли с быстрым оформлением декларации. 

Я выбил место в отличном месте торгового центра - рядом c Санта-Клаусом и рождественской ёлкой. Нашёл американцев на работу, но в итоге работали только русские. Тут была такая весёлая история: мы провели обучение для одной американки на полчаса и я выдал формы, чтобы она заполнила для приёма на работу. Она спросила: «Вы оплатите обучение?» А я никогда не платил за обучение, только за стажировку. Сказал: «Нет». За день до выхода в свою смену она позвонила и сказала, что так как не получила оплату за тренинг, то работать она не будет.

Для понимания: зарплата в штате Вашингтон - минимум $11,5 в час, и при этом перерывы почти все оплачиваются. А я к тому же, чтобы отсечь людей, которые идут на минимальную зарплату (поверьте, так лучше делать всегда), предложил 15 долларов в час. Итого: почти 1000 рублей в час на человека, с налогами ещё больше. 

Biz360.ru 

Я настроил онлайн-бронирование, безналичный терминал, организовал скидки, розыгрыши, промо-коды и прочие маркетинговые фишки. У нас была выбрана отличная тактика по рекламе: отказ от традиционных СМИ, так как некоторые просили по $800 за статью; только грамотный таргетинг в Facebook, Google. В итоге в первый день работы СМИ всё равно пришли к нам и сделали репортаж и статьи бесплатно. 

Не обошлось без курьёзных историй: например, как-то с утра мне звонили из торгового центра и сказали, чтоб я срочно приехал, так как наша постройка нарушает пожарную безопасность. Я еле понял с помощью Google translate, что от нас хотят. Дело в том, что моё знание английского языка оставляет желать лучшего – и это сильно мешает, конечно.

Потом мы провели немало бессонных ночей в монтаже и настройке. Однако в итоге в ноябре мы запустились. Время – деньги, поэтому я хотел успеть до рождественских праздников и торопился. 

Всплеск продаж

В общем, нам удалось создать для нашего планетария пафосную упаковку и шикарную подачу. Вместе с грамотной настройкой онлайн-рекламы всё это дало безумный хайп.

За первые 8 часов продаж мы реализовали билетов на $3300. За три дня – больше чем на $8000. Людей, которые хотели купить билет, в целом за всё время работы было около 1100, в среднем каждый из них мог купить три билета по 10$ за штуку (по нашей статистике, люди в среднем покупали три билета). То есть около 3000 билетов должны были принести нам больше $30 000. Но из-за допущенных ошибок мы решили остановить продажи раньше запланированного, поэтому такой выручки не получили.

Biz360.ru

Сначала мы думали показывать 12 фильмов, потом 6, после первого дня работы оставили один с самыми лучшими отзывами – про Марс.  

Волна негатива

Что же случилось? А случилась огромная волна негатива от клиентов, которая шла параллельно успеху в продажах. Так как наш сервис жёстко хромал. В спешке я не учёл следующее: 

  1. Рекламировал больше, чем мог дать людям на старте проекта. 

  2. Расположение возле Санты оказалось неудачным, было очень шумно. Люди просто не могли сосредоточиться на фильме. 

  3. Я сэкономил на напольном покрытии и креслах, запихнул их максимальное количество – и в итоге всем было тесно. 

  4. Ориентироваться нужно было на другую аудиторию: в основном предложением заинтересовались родители с детьми, а фильм про Марс для маленьких страшноват. 

В Америке очень многое держится на отзывах: перед тем, как ты куда-то идёшь, ты долго читаешь отзывы. И вот плохие отзывы о нас появились везде. Все продажи улетучились. Так что проект в том торговом центре мы закрыли через пять дней, чтобы не накапливать негатив. 

Biz360.ru

Выручки нам хватило на аренду, зарплату и прочее, осталось и на вложения по рекламе, работу бухгалтера и мелочёвку. Несмотря на то, что я не получил прибыли, зато получил колоссальный новый опыт. Это бизнес, он невозможен без ошибок.

Второй шанс - будет

Я понял, что расходы, которые я закладывал, будут намного больше, так как из-за пробелов в языке мне было сложно заниматься оперативным управлением. Нужно также переделать сайт, сделать менее агрессивную рекламу, улучшить пространство внутри планетария, перенаправить контент на детей. 

В проекте я занимался всем: закупкой оборудования, открытием компании, созданием сайта, оформлением соцсетей, поиском контента, выбором города, торгового центра, настройкой онлайн-бронирования и рассылкой писем, поиском персонала и сборкой оборудования, настройкой таргетинга. 

Мой партнёр Алексей Князев сопровождал запуск, открыл расчётный счёт, помогал выбирать удобные платформы для продвижения, растаможил купол, собрал моё оборудование на своём складе, помогал со сборкой и разборкой, дал контакты бухгалтера и управляющего. Его брат Тихон Князев помог привезти оборудование, собрать его и настроить, решить технические проблемы со звуком и прочим. Их друг Кирилл помогал с проведением обучения, от начала и до конца находился на площадке, помогал с бронированием и получением страховки на бизнес, решил все проблемы с разборкой оборудования и уладил разногласия с торговым центром, когда меня не было из-за решения важных дел по недвижимости в России. Ещё два человека помогли мне настраивать таргет Facebook и вести соцсети.

Сейчас у моих партнёров огромная нехватка времени: они развивают другие проекты. Но когда они освободятся, мы вместе исправим все мои ошибки. Проект однозначно перспективен, и я намерен снова им заняться в будущем.

Biz360.ru


Читайте также: 

«Факапы в бизнесе – обычное дело»: четыре истории о провалах и неудачах.
Бизнес, который лопнул: три реальных кейса о закрытых проектах.
75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых. 

12 декабря 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов