Коптер уходит в небо: как устроен маркетплейс услуг аэрофотосъёмки

Прочтёте за 6 мин.

Сервис PilotHub помогает пилотам коптеров и их клиентам оперативно найти друг друга

IT-инструменты, которые используются в проекте PilotHub

  • Битрикс24
  • Google Docs
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Youtube

Видеосъёмка с коптеров – довольно востребованная услуга. Её заказывают для съёмки свадеб, продажи объектов недвижимости, контроля строительных работ, создания промо-роликов. Студент МГУ Марк Туровецкий обнаружил, что в интернете нет площадки, на которой владельцы коптеров и заказчики их услуг могут легко находить друг друга. И сейчас в партнёрстве с Ильёй Лапенковым развивает проект PilotHub, на котором зарегистрировано уже около 700 пилотов. О том, насколько перспективен рынок услуг дронов и можно ли на нём заработать, основатели PilotHub Марк Туровецкий и Илья Лапенков рассказали порталу Biz360.ru.

Досье

Марк Туровецкий, 19 лет, основатель сервиса  PilotHub (маркетплейс услуг видео- и фотосъёмки с воздуха). Студент второго курса физфака МГУ. Беспилотными аппаратами занимается четыре года, сотрудничает с различными компаниями из этой сферы («Коптер-экспресс», «М-индастриз» и др.). Илья Лапенков, 27 лет, партнёр Марка Туровецкого в проекте PilotHUB. Образование: Финансовый университет при правительстве РФ (специальность – «защита информации»). Основная сфера деятельности - интернет-маркетинг и продвижение сайтов.

Илья Лапенков и Марк Туровецкий

К полёту готов

Марк Туровецкий купил свой первый коптер на первые заработанные деньги пять лет назад, когда учился в 10-м классе. В то время он уже занимался программированием и  выполнял заказы, полученные с фриланс-сайтов. Аппарат был самый простой, без камер и прочих «наворотов». Марк начал его улучшать, и ему это понравилось. Потом он собрал свой первый дрон, добавлял функции, модернизировал. С тех пор Марк серьёзно занимается беспилотниками: разработкой, сборкой, научной деятельностью в этой сфере.

  • Коптер или дрон - радиоуправляемый летательный аппарат, оснащённый винтами. Для съёмки с воздуха на коптеры крепят специальный подвес с камерой, которая также управляется дистанционно. Использование оборудования со средствами электронной стабилизации позволяет получить фото- и видеоматериалы высокого качества.

Однажды знакомый попросил Марка сделать ему видеосъёмку с дрона. Сам Марк в это время находился в другом городе и не мог выполнить просьбу. Но он решил поискать в интернете, кто может взяться за эту работу. И обнаружил десятки  лендинговых страниц, в основном малоинформативных. Те немногие реальные предложения, найденные по запросу, были слишком дорогими – с ценой в четыре-десять раз двыше, чем в среднем по рынку. После безрезультатных поисков Марку пришла идея о создании онлайн-площадки, где владельцы дронов и заказчики могли бы легко находить друг друга.

В начале лета 2016 года Марк провёл мониторинг и обнаружил, что в России площадок, где владельцы коптеров могут напрямую общаться с заказчиками, нет. 

По данным ФРИИ, рынок беспилотников в последние два года растёт высокими темпами - в 2015 году его объём в России составил 1 млрд. рублей. Большая часть рынка связана с производством и продажей дронов, а сегмент услуг оценивается примерно в 150-200 млн. рублей

Первую версию сайта PilotHub Марк Туровецкий сделал за два дня с помощью платформы Wordpress. Функциональность сервиса была минимальной. Марк выложил его в самую большую группу по дронам в России (в сети «Вконтакте»), в которой состоит почти 12 000 человек.

Отзывы пользователей начали поступать буквально с первого дня. Среди них было очень много негативных. Марк воспринял это как должное – сервис и правда был далёк от совершенства. Но главное – новинка привлекла внимание пользователей. Обсуждения шли очень активно, и Марк понял: проект нужно развивать.

Среди самых первых отзывов было письмо от другого разработчика - Ильи Лапенкова. Он написал, что делает то же самое, только не успел опубликовать свою разработку. Марк и Илья решили объединить усилия и работать над проектом вместе.

Компаньоны нашли бесплатную платформу, на которой можно создать сайт по фриланс-модели. И через две недели, в конце июня 2016 года, сайт был готов. В отличие от первой версии, его уже можно было предъявлять пользователям в качестве реально работающего инструмента. При запуске первой версии сайта партнёры уложились в 10 000 рублей.

От винта!

В начале июля 2016 года, сразу после запуска сайта PilotHub, его основатели составили список задач по новому проекту. Их оказалось настолько много, что компаньоны поняли: вдвоём им не справиться. Уделять проекту всё своё время они не могли. Для обоих партнёров PilotHub не является единственной занятостью - Марк учится на дневном отделении, а Илья занят полный день на основной работе.

Решили эту проблему с помощью привлечения программиста на аутсорсе. Раз в две недели Марк и Илья высылают ему списки задач, а потом контролируют их выполнение. Илья занимается разработкой сайтов и разбирается в этом вопросе. Таким образом, за прошедшие с момента старта четыре месяца сайт был доработан до своего нынешнего вида. Сейчас там есть форма заказа, рейтинг пилотов, различные данные о работе пилотов, а также улучшения и доработки для владельцев коптеров – к примеру, возможность загружать видеоконтент.

PilotHub.ru

После запуска проекта основатели PilotHub провели во «Вконтакте» кампанию по привлечению владельцев летательных аппаратов. За четыре месяца работы на сайте зарегистрировались почти 700 пилотов со всей страны, а также из некоторых стран СНГ. Их расположение можно увидеть на интерактивной карте.

Прирост числа пилотов идёт волнообразно. Количество новых регистраций напрямую зависит от активности сервиса во «Вконтакте». В день размещения очередного поста в группе для владельцев коптеров на сайте регистрируются по 30-40 пилотов, и потом в течение нескольких дней – ещё по 10-15 человек.

Как всё работает

При появлении потребности в видеосъёмке с воздуха заказчики размещают свою заявку на PilotHub. Её видят все владельцы коптеров, зарегистрированные на этом же сайте. Далее клиент может либо ждать звонков от пилотов, либо выбрать исполнителя сам.

Основная задача сервиса – помочь заказчикам при выборе пилота. Для этого владельцы коптеров на сайте располагаются в формате рейтинга. Его формируют отзывы и комментарии о пилоте, выполненные им заказы, работы из его портфолио.

Одна из главных «фишек» этого рейтинга в том, что на него влияет подключенная статистика от производителя коптеров, компании DJI. При каждом запуске коптера у пилота в аккаунте сохраняется вся статистика полётов. Пилот заходит в свой профиль на Pilothub.ru, вводит логин и пароль от аккаунта своего дрона. В результате посетителям сайта видны все показатели использования коптера владельцем: уровень мастерства, налёт часов, налёт расстояния, максимальная скорость и т.д.

PilotHub Профиль пилота

«Для разных клиентов могут быть важны разные показатели. Кому-то нужен быстрый пролёт, кому-то – высота полёта, кому то – возможность летать долго. Заказчик может быть уверен, что у пилота, интегрированного с DJI, отображаются не придуманные, а свои реальные данные. Мы считаем, это должно быть самым весомым фактором при выборе пилота. Эту статистику на нашем сайте подключило уже 27 пилотов. Мы стараемся, чтобы к ней подключилось максимальное количество владельцев коптеров», - добавляет Марк Туровецкий.

Подключение к статистике производителя основатели PilotHub задумали ещё в самом начале развития проекта. Каково же было их удивление, когда на выставке «Дрон-экспо-шоу» они нашли коллег, которые уже реализовали это на своём сайте Go.le-talo.ru. Марк и Илья предложили им сотрудничество - и теперь с помощью их сервиса транслируют информацию о пилотах на Pilothub.ru.

Ещё один важный параметр, который виден в профиле пилота – количество батарей, имеющихся в наличии. От этого зависит, сколько времени коптер сможет пролетать без подзарядки батарей (одной батареи в среднем хватает на 20-30 минут). У «обычного» владельца дрона есть, как правило, 1-2 батареи. Если заказчику нужен коптер на целый съёмочный день, то ему требуется пилот, у которого есть как минимум 5-6 аккумуляторов.

Для чего используют коптеры

Компании, предлагающие съёмку с коптера, начали активно проявлять себя с 2014 года. Съёмку с воздуха в принципе можно делать с помощью любого дрона, нужно только владеть технологией.

Цены на видеосъёмки с коптера начинаются от 1000-1500 рублей за выезд на объект. Самые распространенные заказы – «полетать полчаса и скинуть видео» – обходятся заказчикам в 1500-3000 рублей. В Москве это может стоить несколько дороже – до 5000 рублей.

«На некоторых сайтах можно найти совершенно неадекватные цены – например, 20 000 рублей за час работы. И бывает сложно понять: авторы предложения рассчитывают на неинформированность пользователя или имеют очень профессиональное оборудование. К примеру, есть дроны, которые применяются на съёмках фильмов и клипов. Их целиком не купишь, они собираются под заказ из отдельных компонентов. Но, как мы поняли, большинству наших заказчиков сложная и дорогая техника ни к чему», - замечает Илья.

Сейчас беспилотники применяют во многих сферах, чаще всего – в области недвижимости и строительства. Одна из самых распространённых услуг, которую заказывают через PilotHub – съемка стройплощадок с целью инспекции работ. Часто на сайтах жилых комплексов выкладывают видео, как в данный момент идут работы на объекте.

Коптеры активно используются для создания трехмерных моделей местности и зданий. Например, питерская компания «Геоскан» сделала с помощью беспилотников 3D-модель целого города

В строительстве 3D-модели объекта используются для расчёта каких-либо параметров работ – например, объёма котлована. «Это удешевляет процесс строительства, ведь невозможно рассчитать объём котлована с линейкой. А 3D-модель сделает это с точностью до кубического метра. Соответственно, обман от подрядчиков становится невозможным», - объясняет Марк Туровецкий.

На втором месте по частоте заказов – съёмка объектов недвижимости при их продаже (чтобы потенциальные покупатели могли видеть здание со всех ракурсов). Есть заказы от гостиниц - они выставляют полученные с коптера фото и видео на своих сайтах с целью привлечения посетителей.

Ещё одна крупная сфера деятельности беспилотников – съёмка свадеб и мероприятий,  рекламы, промо-роликов.

PilotHub

Дроны – в массы

Самая популярная марка квадрокоптеров в России и в мире – DJI, на рынке она с 2006 года. Активное использование дронов началось в 2013 году, когда компания DJI выпустила вторую версию своего аппарата – Phantom 2 Vision. Она была намного проще всех предшественников. Её можно отправлять в полёт без каких-либо дальнейших доработок со стороны пользователя.

После этого начался стремительный рост производства беспилотников для обычного потребителя. А когда DJI выпустили третью версию своего коптера, количество их владельцев увеличилось ещё в несколько десятков раз. Дроны стали проще и безопаснее – с ними случается меньше потерь сигнала и улётов, которые были серьёзной проблемой в прошлых версиях. Аппарат снимает видео в самом высоком качестве 4К.

«Любительские» коптеры фирмы DJI стоят от 30 до 100 тысяч рублей в зависимости от новизны модели. Самую новую модель Phantom 4 Pro можно купить за $1500. Профессиональные модели, которые используют на ТВ и в кино, стоят от 300 000 рублей и выше

В 2016 году было выпущено много недорогих, готовых к использованию дронов от таких компаний как Yuneec, GoPro, Xiaomi, Walkera. Их можно назвать аналогами DJI, и не более того.

«До этого все выпускали квадрокоптеры, к которым надо отдельно покупать телеметрию и видеопередатчик, чтобы картинка шла на монитор. Чтобы полететь, нужно было много чего делать самому. А в этом году появилось много простых дронов, где достаточно нажать на кнопку, чтобы летать и снимать. Поэтому неудивителен стремительный взлет DJI с простыми моделями, понятными даже ребёнку», - рассказывает Марк.

PilotHub

Современные дроны просты в управлении. Но, чтобы предлагать свои услуги в качестве пилота-видеооператора, необходимо иметь определённое мастерство. Для этого нужно постоянно практиковаться в полётах и съемке. Подробных инструкций по обучению управлением коптерами не существует. Научиться ими управлять можно, просматривая видео от профессионалов и повторяя увиденные приёмы.

«Мы планируем сделать на нашем сайте обучающую базу для новичков. Летать нетрудно, но, чтобы получать качественную картинку, нужно владеть такими элементами, как круговой облёт, приближение, подлёт с разворотом и многими другими. Не последнюю роль играет умение выбрать нужный ракурс. Также очень важно понимать ошибки дрона и правильно на них реагировать», - объясняет Марк.

Маркетинг и продвижение

Для привлечения заказчиков PilotHub использует таргетированную рекламу в сети «Вконтакте». Именно оттуда сервис получает большинство регистраций пилотов.

«Яндекс.Директ» или Google AdWords обходятся недёшево, и мы не считаем это рациональной тратой средств. Сейчас активно ищем не очень затратные и при этом эффективные каналы привлечения клиентов», - говорит Илья.

За первые месяцы работы PilotHub успел поучаствовать в трёх выставках-конференциях. В августе Марк и Илья случайно узнали о выставке «Дрон-экспо-шоу» в Сокольниках, на подготовку к которой у них оставалось всего две недели. К мероприятию им пришлось в авральном порядке дорабатывать сайт. Но усилия того стоили: после выставки на сайте зарегистрировались более 20 заказчиков, около половины из них оформили заказ.

В ноябре проект стал финалистом конкурса стартапов «RIW-2016». В качестве приза основателям PilotHub бесплатно предоставили стенд на выставке. Там им тоже удалось найти новых заказчиков и услышать много положительных отзывов о своём сервисе.

PilotHub

Также в ноябре проект участвовал в выставке «Робоэкспо-2016». На этом форуме Марк и Илья нашли интересный проект, который потенциально может стать крупным заказчиком сервиса.

На сегодняшний день общая сумма вложений в проект составляет порядка 200 000 рублей. Около половины этой суммы ушло на рекламу и участие в выставках

Планы по монетизации

Пользование сервисом PilotHub сейчас бесплатно как для пилотов, так и для заказчиков. Основатели проекта, наращивая базу клиентов и владельцев, пытаются «нащупать» оптимальные способы монетизации своего проекта.

Традиционная для подобных платформ модель – комиссионные с каждой сделки, заключаемой через сайт. Но подобная схема не слишком нравится компаньонам. В этом случае на них ложится дополнительная ответственность за уровень работы пилотов. 

«Модель монетизации за процент от сделки мы тоже рассматриваем. Но в этом случае мы должны быть уверены в пилоте: в том, что у него есть квадрокоптер, что он не кинет, не пропадёт и пришлёт все необходимые результаты работы. А бывает, что работа произведена, но заказчику не нравится результат. Что делать в таких случаях при платной модели, мы пока не знаем», - объясняет Илья.

Один из планируемых способов получения дохода – с помощью «про-аккаунтов». Клиент платит за него определённую сумму в месяц и получает доступ ко всем контактам пилотов и к размещению заказов. Для пилотов планируется запустить дополнительные дочерние сервисы (например, обучающие), в которых тоже немало возможностей для монетизации.

Рассматриваются и варианты взаимодействия с брендами. Активный интерес к сотрудничеству с сервисом начинают проявлять производители и продавцы летательных аппаратов. Один из десяти крупнейших в мире производителей дронов предложил зарегистрированным на PilotHub пилотам бесплатно протестировать свою продукцию.

«Мы планируем привлекать бренды для проведения на нашей платформе их маркетинговых кампаний. Мы интересны для них тем, что у нас самая крупная база владельцев квадрокоптеров в стране, да ещё и с интерактивной картой»

Одним из вариантов монетизации может стать сотрудничество с порталом Go.le-talo.ru который помог сервису PilotHub запустить на своём сайте статистику пилотов. Одно из направлений деятельности этого ресурса – диагностика и ремонт коптеров. За каждого предоставленного партнёрам клиента PilotHub будет получать комиссионные. По такой же схеме Илья и Марк планируют работать с другими ремонтными сервисами и частными ремонтниками.

Через сервис PilotHub проходит около двух заказов в неделю, зарегистрированных системой. Так как контакты всех пилотов на сайте открытые, никто не мешает заказчикам связываться с ними напрямую. По оценкам Марка, таким образом пилоты получают ещё от двух до пяти заказов в неделю.

«Если бы я зашел на такой сервис, то написал бы напрямую пилоту. Я обычно так работаю на фриланс-сайтах. Если мы поймём, что большинство пользователей поступают именно так, мы скроем поля с контактами, и люди будут общаться через заказы и личные сообщения», - рассуждает Марк.

По опыту самих предпринимателей, зимой заказов в этой сфере ненамного меньше, чем летом. Использование дронов в морозную погоду ограничивается только тем, что у самого пилота мерзнут руки, и полетное время немного уменьшается.

Что дальше

Основатели проекта PilotHub хотят сосредоточиться в первую очередь на разработке. В их планах сделать сайт ещё более удобным для всех пользователей – с понятным дизайном и функционалом. Больше сил будет вкладываться, конечно же, и в продвижение.

Одна из приоритетных задач на ближайшее время – монетизировать сервис. У PilotHub уже были предложения об инвестициях. Но так как основатели проекта ещё не определились со способами монетизации, они не могут предложить инвесторам бизнес-план, расписанный на год вперед.

«Мы открыты к инвестициям и деловым предложениям», – говорит Марк. – «Но так как пока не можем ничего гарантировать, участвуем в различных конкурсах и подаём заявки на гранты».

PilotHub

Читайте также:

Как устроен сервис поиска клиентов в социальных сетях.
Что такое «Мультикубик» и как на нём заработать.

Как заработать на роботах, гироскутерах и квадрокоптерах.

29 ноября 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов