Обнимая небо: как заработать на студии авиамоделирования

Прочтёте за 6 мин.

Вдохновляющая история о том, как хобби стало бизнесом

IT-инструменты, которые используются в проекте FLYcraft

  • CorelDRAW
  • YouTube
  • 2ГИС
  • Instagram
  • ВКонтакте

Для кого-то хобби – это несколько часов жизни «для себя», занятие любимым делом после долгого рабочего дня и по выходным. А у кого-то получается сделать хобби не только источником вдохновения, но и приносящим удовольствие и доход бизнесом. Краснодарец Максим Плешаков с детства мечтал об авиации, но мечта о небе не воплотилась из-за высокого роста. Но однажды он решился и соединил детскую мечту, любовь к небу и свои деловые качества – и открыл в родном городе авиамодельную студию. О том, как заработать на обучении детей авиамоделированию, Максим Плешаков рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Максим Плешаков, 25 лет, предприниматель из Краснодара, основатель сети студий авиамоделирования  FLYcraft. Закончил Кубанский государственный университет физкультуры, спорта и туризма. В 2016 году создал авиамодельную студию FLYcraft, которая за два года выросла в сеть из пяти заведений.

Максим Плешаков

«Мечтал стать лётчиком»

Первые в жизни деньги я заработал в десять лет. Сосед предложил вынести строительный мусор. Нас было несколько пацанов. Деньги поделили, я на свою долю, рублей десять-пятнадцать, купил булку хлеба. Не то чтобы дома не было хлеба, просто я ничего другого не придумал. А товарищ купил бутылку пива! Нам интересно было попробовать. Но он не знал, как открывать. Пробовал так, этак, и, в конце концов, разбил! Так обидно было... Но, видимо, судьба была против того, чтобы мы так рано попробовали алкоголь. 

Мне с детства нравились самолёты, я хотел стать лётчиком, обнимать небо. Но оказалось, что с моим ростом – 194 см – в лётчики не берут. Врач сказал, что я не влезу в самолет. Мечта разбилась, и по окончании школы мне было совершенно всё равно, куда поступать. Я накопировал документы, подготовил полтора десятка комплектов, разослал их везде. Но однажды сильный ливень загнал меня в Кубанский госуниверситет физкультуры, спорта и туризма. Смотрю – кругом замечательные люди. А мне же всё равно. Я отдал документы на специальность «социально-культурный сервис и туризм». И неожиданно поступил на бюджет. Учился на режиссёра, меня это так увлекло, что я закончил вуз с красным дипломом. 

С 17 лет я начал зарабатывать. В университете полдня занятия, полдня - свободен. Вот в это время я работал. Первая работа - в рекламной компании, сначала монтажником, потом супервайзером. Однажды знакомый позвал на шабашки по наружной рекламе. У меня папа рано умер, но были дедушки, так что руками я умею работать. В 18 лет освоил сварочный аппарат. Первое, что сделал – сварил своей девушке розу…

Максим Плешаков 

В 18 лет я сдал на права и купил машину. Ну, как машину – «Жигули»-шестёрку за сорок тысяч. Но, так или иначе, это совсем другой уровень свободы и возможностей. Ты больше успеваешь – во всех смыслах. А мне нужно было успевать: кроме наружной рекламы, я уже занимался ивентами, анимацией – вёл мероприятия, работал декоратором. 

Я брался за всё. Предлагали работу, и даже если я был в ней не очень компетентен, то максимально быстро пытался обучиться. Есть интернет, есть голова на плечах. Брал, учился, делал. Я много чему учился помимо вузовской программы. Осваивал компьютерные программы для работы с разными видами графики, видео, музыки - Photoshop, CorelDRAW, это мне очень помогло.

В 19 лет я начал снимать квартиру, жили вдвоём с моей девушкой Галиной, с которой мы и сейчас вместе. Самостоятельная жизнь – сильная финансовая мотивация. Было стрессово, потому что никогда нельзя было предсказать доход. Но жили, в долги не влезали, и поездить позволяли себе.   

Максим Плешаков

В 2014 году я совершил один из первых реально коммерческих шагов: в апреле купил плоттер - и наделал наклеек к 9 мая. Сам нарисовал их на компьютере, нарезал на плоттере, развёз по магазинам. Это был последний год, когда такие наклейки не делали централизованно. И я заработал. Плоттер стоил 23 тысячи, стоимость расходников не помню сейчас, но на этих наклейках за месяц чистыми вышло около 20 тысяч рублей. Так я увидел, что не боги горшки обжигают. И понял, что хочу заниматься бизнесом и что я к этому готов. 

В 2015 году выдался очень удачный декабрь. Я монтировал новогодние декорации в торговых центрах, ездил в Сочи работать Дедом Морозом и аниматором. Когда приходил домой, складывал деньги в определённую коробочку, и даже не считал. И вот наступил январь. Я достал коробочку, посчитал – оказалось около 70 тысяч рублей. Я решил, что надо что-то думать. На тот момент у меня имелись две идеи: или цех по производству декораций или авиамодельный кружок. 

«Открыл ИП – чтобы не дать задний ход»

На последнем курсе университета я познакомился с несколькими парнями – совпали интересы к авиации. Вечерами мы обдумывали идею авиамодельного кружка – сидеть и в своё удовольствие клеить модели. Очень аморфная идея была. Потом появился один человек - Владимир Прасолов, он нас организовал, и мы стали работать. Но я тогда не воспринимал это всерьёз – для меня авиамоделирование было досугом, а не бизнесом. Релаксом после того, как я отработаю в ивенте, в рекламе и ещё на десятке других работ. Заработок там имелся, но очень небольшой – я тратил два дня в неделю, а зарабатывал самое большее 4-5 тысяч рублей. В то же время я в своём гараже делал декорации на заказ, и мог заработать до 80 тысяч рублей с заказа. 

Понятно, что монетизация цеха по производству декораций выглядела проще, чем монетизация авиамодельного кружка. Я даже уже прорисовал логотип своего цеха. Несколько дней у меня были качели – взвешивал «за» и «против». Но авиация всё же перетянула…

Максим Плешаков 

Почему всё-таки авиамодельная студия? Я знал, что спрос будет, будут клиенты. В 2012-2014 годах я работал в детских лагерях вожатым, понимал, что работа с детьми мне нравится и что у меня получается найти с ними общий язык. Если говорить об экономике, то мне казалось, что точка безубыточности будет не за горами, тем более, если работать самому. 

Я поехал в район, где хотел открыться, посчитал дома, прикинул, сколько квартир, сколько детей, сколько из них мальчики, сколько из них того возраста, который нужен мне – от семи до пятнадцати лет. В общем, провёл простейший мониторинг. Не помню конечную цифру, но, во всяком случае, я решил, что работать можно. 

После этого первым делом открыл ИП. Во многом для того, чтобы я уже не мог дать задний ход. Я мог сам перегореть, мог послушать кого-то из своего окружения, кто бы сказал: «Да ты фигнёй занимаешься». Чтобы этого не случилось, я подал документы на ИП, и стал искать помещение. Нашёл, отдал за него больше половины имеющихся денег, потому что пришлось заплатить залог за первый и последний месяцы. Через интернет нашёл столы, закупил материалы.

FLYcraft 

70 тысяч рублей, конечно, не хватало, да я ещё и много ошибок совершил. Например, 11 тысяч потратил на рекламу в лифтах. Решил, что это классно, то, что надо. Заказал хороший дизайн, сделал листовки А-4. Расклеили – и этот рекламный канал почти ничего не дал. Ни тогда, ни потом. Было очень обидно.

А ещё сделал баннер полтора на полтора метра с надписью вроде «Авиамоделирование! Приходи!» Идея была простая: подъезжаю на машине в людное место, ставлю баннер на машину. Напечатал, сделал сварную конструкцию. У меня уже была «Дэу Нексия». В багажнике сделал дырки для крепления. И вот поехал в первый раз, остановился у школы, пошёл погулять, а мне уже звонят. Думаю: «Вот как здорово реклама работает!» А это охранник школы, говорит: «Машину убирайте, а то мы ГИБДД вызовем». В конечном итоге этот баннер нам вообще ни одного клиента не привёл. 

Оказалось, что лучше всего действует жёсткий офлайн - ходил по улицам, общался с родителями напрямую.

 

С февраля 2016 года я начал занятия. Первый месяц закончил в ноль – заработал на аренду, на расходники. Второй – уже маленький плюс. С учётом того, что я всё делал сам, цену абонемента держал очень низкую - 2,5 тысячи рублей, и себе почти ничего не брал. Но через четыре-пять месяцев экономика студии стала улучшаться. Мы стали расти. 

«У нас чистое техническое творчество»

Родители, когда звонят, спрашивают: «А вы из наборов самолёты собираете?» Нет. Мы противопоставляем себя тому же «Лего». Там, возможно, есть творчество, но нет конструирования. А у нас именно конструирование, чистое техническое творчество, всё сами. 

Основа концепции проекта, его миссия и философия – научить детей работать с материалом. Вот приходит мальчишка семи лет и на пробном занятии делает самый простой самолёт – из пенопласта, используя только линейку, ручку и нож. Это метательная моделька: бросил - полетела. Ребёнок должен понять, как самолет устроен, почему он летит. Как работать с инструментом, интересно ли ему это?

FLYcraft 

На пробном занятии половина отсеивается. А дальше действуют разные факторы. Главный – экономический. В сознании родителей основные кружки – это английский, плавание и, например, тхэквондо. А нашим кружком детей часто наказывают: «Тройку получил – на авиамодельный ходить не будешь!» Это с одной стороны. 

А с другой, современные дети живут в эпоху, когда происходит много интересного, и это интересное требует минимального вложения энергии – посмотреть видео, поиграть на компьютере. А тут хобби, которое требует усидчивости, сил, интеллекта… Если ты ребёнку дашь крыло и скажешь, что его надо месяц наждачкой шлифовать, он через две недели скорее всего уйдёт. А у нас всё же бизнес-структура, и мы хотим расширять свою целевую аудиторию. Поэтому наша стратегия: всё должно быть по-современному, в формате шоу, развлечения, быстро. Чтобы было классно. 

У нас в студиях звучит рок. У нас своего рода мужской клуб. Пришли мужчины – и точат, сверлят, клеят, чертят

У нас есть программа, рассчитанная на полгода, за этот срок ребёнок, если он хорошо ходит и занимается, от пенопластового самолета, постепенно усложняя, доходит до радиоуправляемых моделей. Наша задача – научить детей проектировать, делать и пилотировать радиоуправляемые модели самолетов. И ремонтировать их – потому что пилотирование не сразу даётся. 

Конечно, многое зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Мальчишка двенадцати лет - это уже взрослый парень, и если он хорошо ходит, ему нравится, то до радиоуправляемого самолёта он дойдёт месяца за четыре.

FLYcraft 

Хочется пойти дальше – до ракетостроения. Но тут есть вопрос - топливо. Давать ли детям готовое, или же варить сахарное топливо в студии? Понятно, что детям будет безумно интересно варить топливо. Но… Вот сейчас я спрашиваю родителей, как они к этому относятся. Пока мнения разделились. С одной стороны, это классно, с другой – это опасно. И мы сами пока ещё не придумали, как быть. В общем, тут сложно. Особенно в нашем современном мире с его гиперопекой детей со стороны родителей. 

«Ребёнок порезался, кровь капает, и тут его мама заходит!»

Конечно, авиамоделизм – дело травмоопасное. У нас можно порезаться, обжечься. Случались неприятные истории - ребёнок порезался, у него кровь капает, и тут его мама заходит! И надо как-то с ней поговорить. Или один мальчик в другого бросил отвёртку, поранил. Тот, кто бросил, к нам больше не ходит. 

Однажды один педагог с детьми начал мазаться клеем. Весело же! Но клей на спиртовой основе, и у одного мальчика оказалась аллергия на такой клей. Родители привели нормального ребёнка, а через час забрали опухшего. У нас жёсткий подход к таким ситуациям. Конечно, этот преподаватель был уволен. 

FLYcraft

В отношении детей у нас действует правило трёх замечаний: если ребёнок на занятии получает три замечания, то он отправляется домой. Принцип простой: если разбалуется, его уже не остановишь, а в условиях такой мастерской это опасно и для него, и для других. При этом занятие считается засчитанным. 

В целом же, думаю, родители понимают, куда отдали сына. И как-то более-менее лояльно к нам относятся. 

Но проблемы иногда приходят оттуда, откуда их точно не ждёшь. Звонит мама одного мальчика: «У нас такая проблема! Как начал к вам ходить, скатился на тройки. Думает только о самолётах, в тетрадках одни чертежи». Пришлось с парнем поговорить, коллективно решили проблему. 

«Мастер должен быть адекватным. Остальному научим»

Найти хороших сотрудников очень сложно. Самый главный критерий – быть нормальным живым адекватным человеком. Всему остальному научим. Однажды взяли девятнадцатилетнего парня, он ничего не умел, но я увидел в нём потенциал, и сейчас, спустя два года, это один из лучших педагогов.

Преподаватели у нас только мужчины. Сейчас много неполных семей, где мальчишка растёт без отца. У меня самого рано умер отец, в нашем классе только у троих-четверых были полные семьи. Не то чтобы наши мастера ребятам вместо отцов. Но что-то объяснить, рассказать, подсказать, поддержать – такое бывает часто.

FLYcraft Team 

У ребят постарше уже дела сердечные. Помладше – в основном, проблемы в школе: взаимопонимание с одноклассниками, успеваемость. Мы быстро находим общий язык, потому что и я, и мастера – ещё молодые люди. У нас схожие интересы, мы ещё недавно играли в те же компьютерные игры, в которые мальчишки играют сейчас. 

Общение у нас очень живое. Приходится себя контролировать. Например, мы в нашем детстве занимались опасными вещами – делали бомбы, взрывали что-то. И большое искушение рассказать пацанам… Это же круто. И они же просят. Но в таких случаях за язык себя хватаешь. 

FLYcraft в цифрах

Если говорить о цифрах, то они таковы. Сейчас у нас пять филиалов в Краснодаре. Филиалы – наша стратегия. Ждать, что детей будут возить к тебе со всего города, бессмысленно – не будут. Родители и так загружены. Поэтому мы в прямом смысле пошли навстречу клиентам. 

Помещения арендуем. Площадь студий – в среднем 30 квадратных метров. Недавно я для себя поднял психологическую планку стоимости аренды в два раза. Наши помещения обходятся нам в суммы от 12 до 26 тысяч рублей в месяц. 

FLYcraft

У нас занимается около 150 детей в возрасте 7 до 13-14 лет. В основном, понятно, мальчишки, но есть и девчонки – процентов двадцать. Кто-то приходит один раз в неделю, кто-то – четыре раза. Занятие продолжается 60-90 минут. Разовое занятие стоит 500 рублей. Абонементы продаются на месяц: 2000 рублей за месяц – по одному занятию в неделю, 3500 – по два, 4800 – по три посещения в неделю. Стоимость абонементов ниже, чем у других технических кружков в городе. Хотя, конечно, нам хочется быть экономически более целесообразными. Оборот сети – около 450 тысяч рублей в месяц. 

Зарплата мастеров FLYcraft – 32-33 тысячи рублей. Это выше среднего по Краснодару. Иначе людей не удержать. 

Если говорить о том, как о нас узнают, то 20-30 процентов сейчас даёт сарафанное радио. Плюс рекламируем себя через разные источники: онлайн, офлайн, на мероприятиях… Волшебной таблетки, к сожалению, нет. 

У меня фиксированной зарплаты нет. Уже несколько месяцев я собираюсь выплачивать себе фиксированную сумму, но каждый раз эти деньги уходят на закупку того или сего: то приёмник нужен, то пульт новый… Недавно полдня потратил, чтобы найти конденсаторы для самолета Э-1. Нашёл, купил. Дети и без этих конденсаторов к нам ходили бы, но так как я больной этим всем, то удержаться не могу.

Максим Плешаков


Читайте также:

Лошадью ходи, лошадью: как заработать на обучении детей шахматам.
Бизнес профессора Звездунова: как заработать на научных шоу для детей.
Автомоделирование рулит: как заработать на школе радиоуправляемых машин.

28 ноября 2018

Комментарии

1
  • Гость - Александр Смоленцев г. Казань 01.10.2021 06:58

    Ребята - Это здорово!!! Всю сознательную жизнь в авиамоделизме
    много чего было, сильно озадачен сложившимся положением в техтворчестве (авиа), ищу конкретный опыт,пробую сам - не всё получается и искренне рад за ВАС. обязательно буду следить за вашими успехами и поделюсь с коллегами.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов