Команда или семья: стоит ли внедрять «семейные» ценности в корпоративную культуру компании

Прочтёте за 3 мин.

Рекомендации бизнес-психолога Евгения Теребенина

IT-инструменты, которые использует Евгений Теребенин

  • Trello
  • Консультант+
  • Telegram
  • YouTube
  • Zoom
  • VK

Бизнес и семья – разнонаправленные понятия. Бизнес – командная работа с целью получения общей выгоды, а взаимодействие людей в этой среде имеет временный характер. В семье же формируются родственные отношения, которые длятся всю жизнь. Несмотря на контрастность этих жизненных сфер, многие предприниматели в качестве основы корпоративной культуры выбирают концепцию «семейных» отношений в коллективе и даже выстраивают вокруг неё HR-бренд. Психолог Евгений Теребенин рассказал порталу Biz360.ru, когда внедрение семейных принципов в бизнес может быть эффективным, а когда – стать для него угрозой.

Досье

Евгений Теребенин – дипломированный психолог, сертифицированный коуч и бизнес-тренер со стажем более 15 лет. Консультировал на долгосрочной основе управленческие команды ряда крупных компаний («Чебаркульская птица», «Автострада», «Лесные традиции» и др.). Имеет более 15 лет опыта работы на топ-позициях, в том числе на позиции генерального директора. Член Международной ассоциации психологов.

Евгений Теребенин

Когда члены семьи могут усилить компанию  

Создание и развитие бизнеса с ближайшими родственниками – довольно популярное явление в наши дни. По данным Торгово-промышленной палаты, три четверти предприятий малого и среднего бизнеса в России компании, в которых работают супруги и родственники. А недавний опрос сервиса «Работа.ру» и компании «Деловая среда» показал, что среди опрошенных россиян 66% хотели бы вести бизнес с семьёй. 

На основе крепких семей часто вырастают сильные компании. Но не каждая семья становится успешным бизнесом, и не каждый бизнес становится хорошей семьёй. Одна из главных причин, по которой процветающего бизнеса с родственниками может не получиться, – разная культура общения внутри семьи и в команде. 

Предпринимателю, который задумывается о привлечении членов семьи к совместной работе, важно понять, смогут ли они разделять личное и рабочее. Ведь и в самых крепких семьях часто имеет место общение на повышенных тонах, с эмоциями и претензиями. В бизнесе же сотрудники должны взаимодействовать в интересах клиента и команды, опираясь на кодекс поведения. 

Проанализируйте, насколько реализуемая внутри семьи коммуникационная культура соотносится с теми ценностями взаимодействия в команде, которые важны для прогресса вашей компании – будущей или уже существующей. Близкие люди cмогут стать надёжными бизнес-партнёрами, если их объединяют такие ценности, как взаимопонимание, общее целеполагание, обучение, доверие, совместная поддержка каждого члена семьи в достижении цели. Эти принципы легко перенести на деловую «почву», и семья преуспеет в совместном деле. 

Когда членов семьи лучше не вовлекать в бизнес

А вот если культурный код членов вашей семьи не совпадает с культурным кодом бизнес-команды, организовать семейное предприятие не получится. Например, если вы заметили, что коммуникация родственников с другими людьми часто бывает панибратской, то в качестве бизнес-партнёров лучше выбрать более серьёзных и ответственных людей. Слишком вольное поведение не ляжет в основу создания компании, оно будет её разрушать. 

Пренебрежение правилом соответствия культурных кодов при открытии семейного бизнеса может иметь различные негативные последствия – от ухудшения отношений внутри семьи до снижения эффективности рабочих процессов. 

Одна из распространённых наглядных проблем – разделение сотрудников по принципу «свои-чужие». Друзья или близкие люди предпринимателя получают неоправданные привилегии на основе личных связей или родства, в ущерб заслугам и компетенциям других сотрудников. Стоит ли говорить, что такое предприятие ожидает неизбежный регресс, если вовремя не исправить ситуацию? 

Нужны ли «семейные» ценности наёмным сотрудникам

Развивая бизнес вместе с командой наёмных сотрудников, предприниматель может опираться на здоровые семейные принципы, сделав их основой корпоративной культуры. Но только в том случае, когда эти принципы реализуются им самим в его собственной семье. Если предприниматель проявляет любовь, внимание, доверие и уважение к каждому родственнику, у него получится эффективно интегрировать семейные ценности в корпоративную культуру бизнеса, отразив их и в своём подходе к управлению. 

Такой предприниматель будет поддерживать и способствовать раскрытию потенциала каждого из своих сотрудников, а также работать над формированием сплочённости в коллективе. И точно не станет манипулировать чувством «семейственности», требуя от команды переработок и заставляя сотрудников выполнять чужие обязанности. Ведь эти понятия в его систему ценностей не вписываются. 

Если же у предпринимателя нет потребности в создании собственной семьи или в отношениях с родными присутствуют серьёзные разногласия, то его намерение использовать позитивные семейные принципы в качестве инструментов мотивации и объединения коллектива может оказаться разрушительным для бизнеса. 

Существует высокий риск, что собственник, стараясь создать в команде «домашнюю» атмосферу, вместо внедрения здоровых принципов среди сотрудников начнёт подсознательно разыгрывать семейную драму, проецируя на них свои конфликты с матерью, отцом, супругой/супругом или детьми. Это поведение приведёт к большой текучке кадров и возникновению слабых мест в клиентоориентированности. 

Конечно, у такого предпринимателя есть неплохие перспективы построить большой бизнес за счёт системы заместителей и силы духа, но его непроработанная семейная травма будет постоянно вызывать неприятные ощущения у коллектива. А «подавленные» сотрудники хуже воспринимают информацию, медленнее работают и испытывают трудности в предоставлении уютного и комфортного сервиса клиентам. 

Под флагом корпоративной культуры

Предпринимателю без прочного семейного фундамента рекомендуется проанализировать базовые ценности корпоративной культуры и выявить среди них те, которые наилучшим образом отражают уникальность бизнеса и будут способствовать его росту. Например, командный ресурс усиливают такие принципы, как порядок в документах, бизнес-процессах и в офисе, а также приверженность здоровому образу жизни. Далее следует прояснить ценности команде и отразить их в корпоративных материалах. 

Корпоративная культура может складываться осознанно, а может – стихийно. Основатель и руководство бизнеса должны транслировать принципы, которыми компания руководствуется во внутренней и внешней коммуникации и осуществлении деятельности. 

Если этого не происходит, команда начинает определять их самостоятельно, и компания теряет свой культурный код. Она превращается в «винегрет» из людей с самыми разными ценностями, нормами и принципами и регулируется бессознательным сотрудников – то есть, проявлением их травмирующих частей. Отсюда возникает хаос, базирующийся на негативных эмоциях, конфликтах, выяснении личных отношений, забытых обязательствах и ошибках в процессах. 

Когда предприниматель закладывает в основу корпоративной культуры прозрачные ценности, члены команды выстраивают взаимодействие друг с другом, общение с клиентами и рабочие процессы эффективно, исходя из установленных правил. Снижается риск набора сотрудников, не соответствующих занимаемым должностям, так как корпоративные принципы мотивируют привлекать только тех профессионалов, которые полностью их разделяют. 

P.S.

Таким образом, корпоративная культура – неотъемлемый фактор успешного развития компании. И семейные принципы также могут лежать в её основе. При правильном использовании преимуществ семейного подхода в деловом взаимодействии предприниматель может создать в своей компании высокий уровень корпоративной культуры. При неправильном – токсичную атмосферу. Главное – понять, подходит ли ваш опыт в коммуникации, уровень взаимоотношений и поддержки внутри семьи для того, чтобы продвигать концепцию «семейного гнезда» в собственной команде.

Евгений Теребенин

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

15 марта 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов