Курьерный рост: как меняется рынок доставки последней мили в России

Прочтёте за 3 мин.

«Теперь даже небольшие игроки могут более точно прогнозировать сроки доставки»

IT-инструменты, которые использует Сергей Костин

  • 1С:Документооборот
  • Zoom
  • Telegram

Доставка товаров до двери клиента – услуга, которую предлагают компании самого разного размера. Покупатели в онлайн-магазинах оценили все преимущества доставки последней мили в пандемию коронавируса и теперь не хотят отказываться от неё. О том, как высокий спрос на точное время доставки меняет рынок и что будет происходить на нём в 2024 году, порталу Biz360.ru рассказал Сергей Костин, создатель сервиса «Курьерика».

Досье

Сергей Костин – основатель компании «1С-БСЛ», которая развивает проект автоматизации бизнес-процессов последней мили «Курьерика». Серийный предприниматель с опытом работы в IT-индустрии более 15 лет, СЕО и основатель компании BSL. Запускает и масштабирует IT-продукты на российском и международном рынках. Создаёт отраслевые IT-решения для цифровой трансформации крупных компаний в логистическом, авиационном, промышленных секторах, а также в ритейле и электронной коммерции. В 2023 году признан «Человеком года в digital-интеграции» по версии Ruward Awards.

Сергей Костин

Рынок доставки растёт

Рынок доставки по итогам 2023 года увеличится более чем на 30%. Так считают авторы основных прогнозов. Мы верим, что прогнозы верны, и видим, как увеличилась наша клиентская база. У нас стало существенно больше новых клиентов. И у них, в свою очередь, увеличивается количество доставок. 

Средний и малый бизнес стали чаще использовать собственную доставку. Мы видим в этом тренд. Причина – услуга доставки после пандемии вошла у наших потребителей в устойчивую привычку. Всё больше компаний внедряют доставку до двери заказчика, чтобы тем самым не отставать от конкурентов, иметь возможность прямой коммуникации с клиентом и повысить его лояльность. 

По сути, до этого года в малом и среднем бизнесе доставка последней мили не была оцифрована, это новое логистическое звено в широком смысле. Многие предприниматели использовали тетрадки или Excel для учёта доставки, что, конечно, неудобно. Мы считаем, что одним из знаменательных событий рынка стало создание совместного предприятия фирмы «1С» и IT-компании BSL и запуск нового продукта «Курьерика». В декабре 2023 года наш сервис полностью интегрировался в программы «1С», что даёт дополнительные возможности для оптимизации работы логистических служб компании. 

Теперь даже небольшие игроки могут более точно прогнозировать сроки доставки. Они для пользователей очень важны. Время стало таким специфическим параметром, когда очень важно доставить заказ не раньше и не позже, а точно в срок. 

Основные проблемы рынка доставки

Компании отдают большее предпочтение собственной службе доставки, потому что это дешевле. Плюс процесс управления курьерами, которые напрямую сотрудничают с фирмой, становится прозрачнее. Но при этом всё равно собственная курьерская служба в пиковые часы не способна обеспечить должное качество. По нашим клиентам и по крупным игрокам рынка мы видим то, что они балансируют в процентном соотношении 80% (собственная доставка) на 20% (агрегаторы), передавая часть доставок в интеграторы. 

В этом есть зона роста для бизнеса. Можно подумать над тем, как отказаться от услуг агрегаторов полностью, но при этом обеспечить высокий уровень доставки. Высокий – значит, вовремя и точно: никакой путаницы с заказами и непредвиденными обстоятельствами в дороге. 

Курьеры из-за повсеместного распространения доставки последней мили стали очень востребованы. И компании конкурируют за их привлечение. Благодаря этому улучшаются условия труда курьеров, они активнее используют различные средства передвижения. Работодатели поддерживают курьеров, появляются дополнительные бонусные программы и программы мотивации. 

Согласно исследованию РАЭК «Рынок курьерской доставки последней мили», соискатели в сфере курьерской доставки могут выбирать потенциального работодателя из большого числа компаний. При этом кандидаты ориентируются как на присутствие компании в их регионе, так и на различные дополнительные бонусы, предлагаемые игроками рынка. 

Мы можем отметить, что дефицит кадров наблюдается в мегаполисах, где плотность населения, а вместе с ней и популярность услуги выше. Но люди, которые работают курьерами, уже не рассматривают такую занятость как временную или сезонную. Постоянная работа курьером характерна для регионов, там она становится постоянной профессией. 

Мы видим, что в мегаполисах периодически наступает дефицит кадров в пиковые периоды. Но вместе с тем не наблюдается дефицита логистов, которые обслуживают последнюю милю в сегменте малого и среднего бизнеса. 

Тренды рынка доставки последней мили

  • Цифровизация. До сих пор это звено в доставке недостаточно автоматизировано. Собственно, поэтому мы и наблюдаем рост спроса на наш продукт «Курьерика» и прогнозируем его кратный рост в следующем году.

  • Большая прозрачность доставки последний мили. Мы видим, что у компаний есть запрос на то, чтобы получать как можно больше статистики. Другие потребности бизнеса – автораспределение заказов между исполнителями, контроль за расходом горюче-смазочных материалов и прогнозирование времени доставки.

  • Запрос клиентов на более точную доставку будет расти. По своему опыту знаем, что автоматизация процесса доставки позволяет компаниям давать более точное обещание своим клиентам по времени доставки. А оно, как я уже говорил, критически важно для клиентов, которые ждут доставку своих заказов.

Сергей Костин

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

28 декабря 2023

Комментарии

2
  • Гость 27.01.2024 15:34

    в мае 2023 после увольнения курьера (з/п 60 тыс + налоги) перешли на использование сервиса достависты. В итоге максимальные расходы составили 15 тыс в месяц. На каком основании вы считаете, что "Компании отдают большее предпочтение собственной службе доставки, потому что это дешевле"?

  • "Курьерика" 09.02.2024 11:59

    Команда “Курьерики” полагает, что при выборе модели, как будет работать бизнес в части доставки, нужно опираться на 3 важных составляющих: риски, операционные расходы, сервис.
    Собственный курьер нужен, когда операционные расходы на собственного курьера становятся ниже расходов на внешнего курьера. По рынку нет определенной цифры количества заказов, при котором экономическая модель улучшается с собственным курьером. Однако по нашей практике и опыту можем сказать, что в экспресс-доставке (когда клиент хочет доставку как можно скорее) это в районе 15 заказов в день. Уже 16 заказ становится невыгодно везти внешними службами.
    Естественно, каждый бизнес имеет свою модель и свои показатели операционных затрат, наши цифры - это только наш опыт и опыт работы с экспресс-доставкой. Если нет специфического сервиса или высоких рисков, при доставке 2-3 заказов в день мы бы не рекомендовали запускать собственную курьерскую службу.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов