В 2019 году в России вводится обязательная маркировка в отношении десяти различных групп товаров. И правительство уже обсуждает планы по дальнейшему расширению этого перечня. Соответственно, предпринимателям, которые работают с товарами, попавшими под маркировку, придётся нести дополнительные расходы. Рассказываем, кто будет заниматься маркировкой, каким компаниям готовиться к нанесению кодов на свою продукцию и сколько всё это будет стоить.
Статус официального оператора государственной системы маркировки товаров в РФ получила компания «Оператор-ЦРПТ», дочерняя структура Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). ЦРПТ будет внедрять и поддерживать национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».
Предполагается, что ЦРПТ за свой счёт обеспечит всех производителей и импортёров, которые будут наносить маркировку, устройствами для получения цифровых кодов с криптографической защитой, а медицинские учреждения - регистраторами выбытия, необходимыми для контроля движения лекарств.
В 2019 году в России вводится обязательная маркировка в отношении 10 групп товаров (распоряжение правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 792-р). Предполагалось, что маркировка будет вводиться поэтапно для различных товаров с 1 марта по 1 декабря 2019 года.
Маркировка сигарет и табачной продукции
С 1 марта 2019 года введена обязательная маркировка табачной продукции. Производители и импортёры табачной продукции до 30 июня 2019 года должны пройти регистрацию в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке.
С 1 июля 2019 года будет прекращён выпуск немаркированной продукции. Производители будут маркировать каждую пачку сигарет уникальным DataMatrix-кодом. При продаже сигарет на кассе нужно просканировать код с каждой пачки или блока. При этом касса должна передать в ОФД информацию о том, что в чеке содержится маркируемая продукция.
Продавать немаркированные сигареты в рознице можно до 1 июля 2020 года.
Маркировка меховых изделий
Маркировка меховых изделий началась с 12 августа 2016 года. А с 1 июня 2019 года ФНС России санкционировала переход информационной системы маркировки изделий из меха в единую национальную систему маркировки и прослеживания товаров «Честный знак».
Основные процессы маркировки меховых изделий не изменились, и смена оператора не потребует их перемаркировки. После перехода интерфейс, функциональные возможности личного кабинета, а также алгоритмы работы в нём не меняются. Вся информация в личном кабинете участника также полностью сохранена.
В связи со сменой оператора информационной системы «Маркировка» с 1 июня приём обращений через личный кабинет службы технической поддержки ФНС РФ прекращён.
Маркировка обуви
1 июня 2018 года стартовал эксперимент по маркировке обувных товаров, который продлится до 30 июня 2019 года. А с 1 июля 2019 года будет введена обязательная маркировка обувных товаров.
Производители, импортёры и продавцы обуви должны зарегистрироваться в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров с 1 июля 2019 года до 30 сентября 2019 года. В течение 30 календарных дней со дня регистрации организации и ИП должны полностью подготовить свои программно-аппаратные средства к введению обязательной маркировки.
Для маркировки обуви используются средства идентификации в виде двумерного штрихового кода DataMatrix и буквенно-цифровой последовательности (31 символ кода маркировки: первая, вторая и третья группа). Они наносятся на упаковку, товарный ярлык или на товар.
С 1 октября 2019 года производители, импортёры и магазины смогут наносить маркировку на упаковку либо на сами обувные товары.
С 1 марта 2020 года нанесение средств идентификации на упаковку или на обувные товары станет обязательным.
Соответственно, продажа немаркированных обувных товаров в России допускается до 1 марта 2020 года.
Маркировка лекарств
Эксперимент по добровольной маркировке лекарственных препаратов стартовал с 1 февраля 2017 года. Цель внедрения маркировки – противодействие производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции.
С 1 октября 2019 года маркировка станет обязательной для препаратов из перечня высокозатратных нозологий.
Маркировка фотоаппаратов и вспышек
С 16 мая 2019 года запущен эксперимент по маркировке фотокамер и ламп-вспышек, который продлится до 30 ноября 2019 года. С 1 декабря 2019 года будет введена обязательная маркировка фотоаппаратов и вспышек.
ЦРПТ обещает, что на этапе пилотного проекта все участники получат доступ к системе маркировки, включая генерацию цифровых кодов маркировки и прослеживание их оборота, на безвозмездной основе.
Маркировка других групп товаров
С 1 декабря 2019 года устанавливается обязательная маркировка для следующих групп товаров:
- духи и туалетная вода;
- шины и покрышки пневматические резиновые новые;
- предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
- блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;
- пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия;
- белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;
- фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.
Единые правила маркировки всех товаров правительство утвердило постановлением от 26 апреля 2019 года № 515, которое уже вступило в силу с 14 мая 2019 года. Постановление содержит правила маркировки товаров и положение о госинформсистеме мониторинга за оборотом таких товаров.
Правила маркировки товаров устанавливают, как и какие именно средства идентификации будут наносить на маркируемый товар, и как оператор госинформсистемы маркировки товаров станет передавать информацию о них в ГИС.
Размер платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки для средств идентификации товаров, подлежащих обязательной маркировке, утверждён постановлением правительства РФ от 8 мая 2019 года № 577. Согласно постановлению, размер платы за 1 код маркировки, необходимый для средства идентификации товара, составляет 50 копеек без НДС. Исключение установлено только для лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших стоимостью до 20 рублей - для них коды маркировки будут предоставляться бесплатно.
Коды маркировки производителю должен предоставить оператор ГИС мониторинга за маркируемыми товарами. Он же будет взимать плату с производителей и импортеров за предоставление кодов маркировки с 1 июля 2019 года.
Производителей, поставщиков и розничных продавцов за внесение в информационную систему мониторинга недостоверной информации (а также за невнесение такой информации) ждут административные штрафы. Размер штрафов пока что не определён.
При этом уже сейчас действуют штрафы за несоблюдение требований об обязательной маркировке товаров. Так, производство немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке, влечёт наложение штрафа на ИП в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей. Причём вся немаркированная продукция подлежит конфискации (ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ).
Продажа продукции без маркировки грозит ИП штрафом в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а юридическим лицам – от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией продукции. Такие же санкции предусмотрены за хранение, перевозку либо приобретение в целях сбыта немаркированной продукции.
Правительство уже обсуждает планы по дальнейшему расширению перечня маркируемых товаров, в который предполагается включить готовую продукцию из мяса и рыбы, бакалею (крупы, рис, макароны, чай, кофе и т.п.), детское питание, минеральную воду, безалкогольные напитки, молочную продукцию, растительные масла, бытовую химию, парфюмерию, косметику и другие товары.
Например, уже объявлено, что в ближайшее время в России будет введена добровольная маркировка икры. Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков считает, что введение маркировки позволит правоохранительным органам успешней бороться с контрафактной продукцией. После внедрения добровольной маркировки икры, скорее всего, состоится переход на обязательную маркировку этой продукции.
Предполагается, что к 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленного производства.
- Источник: Buh.ru.
Читайте также:
Маркировка товаров в 2019 году: предпринимателей ждут расходы.
Подложили свинью: какие изменения ждут малый бизнес в 2019 году.
Как бороться с сезонным спадом продаж: опыт 15 компаний из разных сфер.