Мы за ценой не постоим: что влияет на себестоимость товара и как её рассчитать

Прочтёте за 4 мин.

Взгляд Ильи Лавренова

IT-инструменты, которые использует Илья Лавренов

  • 1С:Бухгалтерия
  • Notion
  • Zoom
  • Telegram

В условиях конкуренции любому производителю важно соответствовать ожиданиям потенциальных покупателей. А их всегда интересует соотношение «цена-качество». Бизнесу приходится пристально анализировать собственные финансовые показатели, чтобы не работать в убыток, но и не выставлять неконкурентную стоимость на свои товары. О том, из чего складывается себестоимость продукции и как можно снизить прямые затраты, порталу Biz360.ru рассказывает вице-президент по корпоративным продажам Inventive Retail Group Илья Лавренов.

Досье

Илья Лавренов – вице-президент по корпоративным продажам Inventive Retail Group. Получил высшее техническое образование в Ярославском государственном техническом университете. На руководящих должностях работает с 2000 года. Более 20 лет занимается продажами.

Илья Лавренов

Зачем рассчитывать себестоимость товара  

Под термином «стоимость товара» подразумевают средства, которые были затрачены на его создание. В экономике стоимость товара и его цена – не синонимы. Для бизнеса цена это предвестник дохода, который будет получен после продажи товара, тогда как стоимость отражает прошлые расходы. В этом случае правильнее говорить о себестоимости. 

Может показаться, что расчёт себестоимости не несёт практической выгоды. Контрагенты или покупатели в любом случае приобретут товар по той цене, которую установит производитель. Однако смысл в расчёте себестоимости имеется. Есть как минимум две причины рассчитывать этот финансовый показатель: 

  1. Планируя запуск новой продукции, важно оценить предварительные расходы и понять, будет ли этот шаг экономически оправдан. 

  2. Имея полный расчёт себестоимости, можно перейти к следующему этапу: разработать комплекс мер для её снижения и, как итог, установить конкурентную торговую наценку на товар. 

К тому же, анализируя точные данные о себестоимости товара, компания сможет осуществлять взвешенное налоговое планирование. Если необоснованно увеличится себестоимость, то снизится база для расчёта налога на прибыль. Это может вызвать вопросы у налоговой. 

Предоставление предварительной калькуляции себестоимости часто требуется при получении банковской гарантии. Банк таким образом оценивает эффективность производственных процессов. Крупные заказчики также могут запросить прекалькуляцию при выборе надёжного контрагента. 

Расходы, которые формируют себестоимость

Поскольку себестоимость – это сумма всех издержек, которые понесла фирма в процессе производства и продажи продукта или создания услуги, статьи расходов зависят от специфики и масштабов бизнеса. Затраты компании, которая занимается добычей и переработкой полезных ископаемых, будут существенно отличаться от расходов пекарни. 

Все издержки принято подразделять на производственные затраты, коммерческие и накладные расходы. При этом прямые производственные затраты формируют себестоимость определённого товара полностью. А накладные и коммерческие разделяются между всеми товарами, которые производит компания. 

Рассмотрим, что относится к разным типам издержек. 

Производственные затраты, то есть средства, которые напрямую связаны с производством:

  • материально-производственные запасы исходные материалы, товары и услуги сторонних предприятий;

  • оплата востребованных при производстве ресурсов;

  • доработка товаров или изготовление продукции;

  • пробный выпуск продукции с последующей наладкой оборудования;

  • затраты на контроль качества, сопровождение и гарантийный надзор продукции, устранение недостатков и потери от брака;

  • зарплата персонала, а также выплата авторских вознаграждений;

  • уплата страховых взносов за персонал;

  • налоги, сборы и платежи в бюджет. 

Накладные расходы, то есть затраты на управление и обслуживание:

  • амортизация, а также содержание и эксплуатация производственных помещений, оборудования и техники;
  • управление и организация работы компании в целом зарплата администрации, бухгалтерии, аудиторские услуги;
  • обслуживание производства зарплата технического персонала;
  • непроизводительные расходы потери из-за простоев или порчи материальных ресурсов;
  • расходы на связь, интернет, ПО;
  • командировочные и представительские расходы, приобретение имущества в служебных целях;
  • уплата страховых взносов за управленческий и обслуживающий персонал;
  • оплата аренды, ремонта и коммунальных услуг. 

Коммерческие расходы, то есть затраты на логистику и реализацию товара:

  • упаковка и хранение, включая приобретение тары;

  • погрузка и доставка до места, указанного в договоре (самостоятельно или силами транспортной компании);

  • расходы на рекламу;

  • содержание собственных складов или магазинов;

  • комиссионные сборы и отчисления;

  • прочие расходы по реализации. 

Как можно снизить себестоимость

В мировой практике для снижения себестоимости бизнес часто прибегает к услугам контрактного производства, выбирая производственные площадки на аутсорсе, например, в Китае. У такого варианта есть свои плюсы, но и минусы существенны потребуются усиленные меры по отбору поставщика и контроль за соблюдением технологического процесса. 

В качестве примера расскажу о работе над коллекцией конструкторов «Сказки», которую мы запустили в продажу в ноябре 2023 года. Мы провели предварительную калькуляцию себестоимости и решили, что на данный момент создавать производство в России с нуля нецелесообразно. Потребуются огромные капиталовложения на покупку сложного оборудования по изготовлению пресс-форм и работе с тонким ABS-пластиком. Кроме того, пришлось бы тратить значительные средства на приобретение импортных красителей. Было принято решение выпускать наш конструктор на китайском предприятии. 

В нашем случае себестоимость формировалась из следующих факторов: 

  • Выплаты, связанные с использованием интеллектуальной собственности.

  • Зарплата дизайнеров и архитекторов команды Brick Labs, которые разработали реалистичные фигурки, одежду, древнерусские предметы быта и аксессуары. А ещё проработали разные конструкторские решения, чтобы детский конструктор быстро собирался и разбирался, был устойчивым и понятным.

  • Расходы по поиску подрядчика в Китае, который согласился бы работать с заказами на полностью оригинальный конструктор в нужном нам объёме и тщательно выдерживал бы качество.

  • Затраты на изготовление пробных наборов, в том числе на выявление проблем и их устранение, которое требовало значительных временных интервалов.

  • Расчёты с подрядчиком за материалы, полуфабрикаты, зарплату рабочих и прочие прямые затраты, которые были зафиксированы в виде контрактной цены.

  • Затраты на логистику и таможенные сборы.

  • Расходы на рекламу. 

Практика показывает, что изменения, которые происходят в цепочке себестоимости при переносе производства на иностранную площадку, приводят к снижению прямых затрат. 

В то же время растут накладные расходы на логистику, управление и организацию на обсуждения, согласования с подрядчиком, пересылку и утверждение образцов. А поскольку каждый из образцов проходит растаможку, таможенные сборы тоже множатся. При этом усиливается роль руководящего звена – соответственно, необходимо привлекать высокооплачиваемых сотрудников с опытом и деловым чутьем

P.S.

Важно просчитать все факторы и принимать взвешенное решение, чтобы выставить такую наценку на себестоимость, при которой цена товара будет выгодна для бизнеса и комфортна для покупателя.

Price

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

20 февраля 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов