Российским производителям мебели в своей работе порой приходится решать такие задачи, о которых многие их иностранные коллеги зачастую даже не слышали. Одна из них – постоянно доказывать покупателям, что российская мебель может быть не хуже импортной – ни по качеству, ни по дизайну. О том, какие ещё сложности поджидают российских производителей, порталу Biz360.ru в своей авторской колонке рассказала Нина Мотолова, совладелица производственной компании «Мотолова».
Нина Мотолова, основатель и совладелица производственной компании
«Мотолова». Окончила Всероссийский заочный финансово-экономический институт по специальности «маркетолог». Второе высшее образование - Московская художественно-промышленная академия имени Строганова («всеобщая история и теория искусства»). В 2006 году вместе с мужем основала мебельное производство. В портфолио более 1000 реализованных проектов; собственное производство расположено в Московской области.
Я счастливый человек, который себя услышал, почувствовал и применил свои способности в полной мере в любимом деле. Мебель интересовала меня с детства, но заниматься ею профессионально я начала ближе к 30 годам.
Какое-то время назад я работала в собственной компании по заказу импортной мебели. В сфере дизайна интерьеров и предметов для быта итальянцы - одни из лидеров. Умение создавать мебель совершенствовалось у них столетиями. С какого-то момента у нас стали появляться индивидуальные проекты, для которых требовалось изготовить что-либо нестандартное или по нашим эскизам. Но при производстве такой мебели в Италии случались сложности, которые нам приходилось устранять на месте – например, нарушалась при сборке геометрия узлов.
И тогда мы с супругом решили делать мебель здесь, в России, тем более, что вокруг так много, как нам казалось, прекрасных людей с «руками и головой». К тому моменту у нас уже было достаточно опыта и много знаний о мебели.
Мы развивались поступательно. Заёмных средств не привлекали, всегда рассчитывали только на себя. И сейчас у нас нет невыплаченных долгов или кредитов. Наше производство находится в Московской области. Мы используем разное оборудование, произведённое в Италии, Германии, Чехии, России и Китае. Под каждую функцию пытаемся найти оптимальное решение.
Но мы столкнулись с вопросами, которые характерны для многих российских производителей. Я расскажу о некоторых из них.
Самое главное в нашем производстве – это персонал. Каждый сотрудник в нашей компании – ценный, потому что получить в России все необходимые знания для производства хорошей мебели очень сложно. Я сама прочитала много книг, мне помог опыт общения с итальянскими специалистами на производствах и учёба в профильном учебном заведении - Московской государственной художественно-промышленной академии им. Строганова.
Я сразу вспоминаю слова Генри Форда: «Отберите у меня персонал, но оставьте завод – через год не будет завода. Отберите завод, но оставьте персонал – через год у меня снова будет завод». Это применимо и к нам, и другим мебельным производствам в России.
Мои заказчики - состоятельные люди. Мы производим мебель премиум-сегмента – под заказ и порой в единственном экземпляре. Как и в любом процессе, всё гладко не бывает.
Часто заказчик не может до конца сформулировать, что он хочет. Наша задача – услышать и понять его. Выясняем, что нравится человеку или людям, проживающим в доме, чем они любят заниматься. Вопросам эргономики уделяется огромное значение.
Мы создаём продукт, которого не было нигде и никогда. Чтобы объяснить клиенту, что в конечном итоге он получит, приходится тратить много сил и времени. Для решения этой задачи у нас есть конструкторский отдел. Но порой на переговоры и утверждение эскизов уходит несколько недель.
Многие материалы, которые мы используем для своей продукции, импортные - в основном из Евросоюза. К сожалению, сопутствующие производства в России ещё не развиты. И для импортозамещения здесь просто непаханое поле.
Из-за использования иностранных материалов мы зависим от курса валют. Среди наших проектов есть долгосрочные. Это коттеджи больших площадей или большие сложные офисы. Эти проекты долгоиграющие, иногда их реализация (создание мебели для интерьеров) занимает больше года. И при резком изменении курсов валют рублёвые расчеты цены проекта могут стать неактуальными.
Самая большая сложность – объяснить и показать нашим соотечественникам, что в России могут делать качественный красивый интересный продукт высокого уровня. Приходится ломать стереотипы. У меня это хорошо получается.
Мы предоставляем гарантию на свою мебель – 12 месяцев. Послепродажное обслуживание – один из факторов, который позволяет существовать на рынке в течение долгого времени. Для нас важен вопрос репутации. Те заказчики, которые работали с нами, уже не думают, что отечественное – хуже импортного.
Одна из самых важных задач для меня – формирование позитивного образа отечественного производителя, как бы громко это ни звучало. Один из способов – участие в телевизионных проектах, которые я использую как инструмент донесения своих мыслей до самого широкой аудитории.Читайте также:
Как заработать на арт-витринах для кафе и магазинов.
Как заработать на элементах декора для ресторанов и кафе.
Как заработать на производстве дверей авторского дизайна.